|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Молодёжное служение на приходе»Методическая разработка Спасского благочиния Молодежного отдела Чистопольской епархии.
«Молодёжное служение на приходе»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
подготовлены Молодёжным отделом Спасского благочиния
Мир всем! Если мы заглянем в храмы нашей митрополии на одну из церковных служб, то во многих из них увидим молодых девушек и парней. Православие для таковых ребят не просто внешнее проявление их убеждений, а часть жизни. Молодые люди, промыслом Божьим, оказываются в Церкви, где стараются обрести истинную свободу – свободу от греха. В связи со свойственной им энергией, на пути их воцерковления важно предоставить им возможность деятельно проявить себя в жизни прихода. Работа с молодёжью на приходе может осуществляться в самых разнообразных формах, причём каждая из них имеет свои особенности. В Свято- Аврамиевской церкви Спасского благочиния Чистопольской епархии молодёжное служение является одним из приоритетных направлений. И вот уже на протяжении трёх лет действует приходской молодёжный отдел. За время его существования образовалась структура отдела, налажена работа по основным направлениям и осваиваются новые. В этом издании представлен опыт по наиболее важным и интересным формам работы. Искренне надеемся, что оно даст практические советы в несении молодёжного служения.
Ответственный за работу с молодёжью в Спасском благочинии- Александр Павлов, помощник ответственного за работу с молодёжью– Ольга Князева.
Структура отдела
Структура отдела важна для того, чтобы организовать чёткую и слаженную работу. Возглавляет отделруководитель.Онобеспечивает и контролирует работу отдела, а также проводит регулярные собрания и встречи. Своеобразным рычагом управления в отделе являетсясовет, состоящий их самых активных участников. Члены совета участвуют во всех мероприятиях отдела, являя пример активности, обсуждают насущные вопросы, готовятся к мероприятиям. Зарядовыми участникамизакрепляется определённая сфера деятельности, исходя из их интересов. Например, один участник является ответственным за Евангельские чтения, другой – за социальную деятельность или миссионерские акции, третий – за организацию молодёжного лагеря, четвёртый – за молодёжную страницу в приходской газете и так далее. При подготовке мероприятий, ответственный взаимодействует с приходскими отделами, вовлекает остальную молодёжь к определённому деланию.
Дела милосердия
В сегодняшний день очень многие приходы активно осуществляют социальную деятельность. Часть работы по оказанию помощи нуждающимся может взять на себя молодёжный отдел. Возможны два варианта социального служения молодёжи. Вариант 1.Ответственное лицо регулярно узнает у руководителя социального служения о предстоящих акциях и предлагает помощь в их организации и проведении. *Техническая помощь в проведении акций. Можно раздавать подарки на рождественском и пасхальном детском богослужении, нести волонтёрское дежурство во время нахождения в храме святынь и так далее. Вариант 2.Самостоятельная организация благотворительных акций. *Попечение пожилых прихожан. Поздравление на дому с Рождеством Христовым, Пасхой. Заранее составляется список поздравляемых, поздравительное выступление. Молодое поколение, таким образом, не только делает доброе дело, но и в процессе общения получает духовные наставления, уроки из молитвенного опыта старшего поколения.
*Попечение детей-инвалидов. Для этого необходимо узнать в приходском отделе благотворительности либо в социальной службе список инвалидов, их адреса, установить контакт. Важно определиться с периодичностью встреч, потому, что опекаемые обычно привязываются к новым друзьям в лице православной молодёжи, и с нетерпением ждут новой встречи. Можно дарить им своё тепло и любовь в процессе освоения полезных навыков, приобретения духовных знаний. Встречи могут проходить в форме общения (прогулки), творческих мастерских (изготовление тематических поделок к православным праздникам и важным датам, разыгрывание спектакля), духовной беседы (чтение православных произведений, разгадывание православного кроссворда). *Попечение молодых военнослужащих – прихожан церкви. Можно писать письма, поздравлять с православными праздниками, Днём Ангела, Днём защитника Отечества, отправлять посылки. Это внимание позволит ребятам, служащим вдали от родного дома и храма, чувствовать себя частью церковной семьи, а после возвращения влиться в состав молодёжного отдела.
Молодёжный лагерь
Ещё одной важной формой служения молодёжи является организация лагерей. У православного лагеря есть уникальная возможность – создание постоянной духовной атмосферы, дружественности и взаимоподдержки на фоне непринуждённого отдыха.
С помощью молодёжного лагеря могут быть достигнуты следующие цели:
1)Благодаря программе, ориентированной на молодёжь, раскрывающей духовную красоту православия, молодые увидят, что быть членом Церкви – это и спасительно, и интересно. 2)Молодые с разных приходов поделятся реальным опытом молодёжного служения. 3)Через обсуждение общих проблем будет происходить совместный поиск их решений, поиск новых форм деятельности. 4)Молодёжь соприкоснётся с миром природы и оторвётся от неестественного образа жизни (компьютера, телевизора). 5)Через неформальное общение достигается лучшее понимание друг друга и обретение друзей.
Этапы подготовки и проведения лагеря:
*Знакомство с аналогичным опытом. Участники молодёжного отдела могут знакомиться с опытом проведения молодёжных лагерей на интернет- ресурсах, набираться опыта через участие в молодёжных лагерях других благочиний.
*Определение темы лагеря. Зачастую от темы лагеря зависит дата и место его проведения. Например, первый лагерь, проведённый молодёжным отделом Свято-Авраамиевской церкви, был связан с началом строительства храма в одном из сёл благочиния. Данное событие дало основание провести лагерь близ этого села, и, соответственно, определило программу его смены.
*Определение даты, места проведения смены, участников. Лучшим временем смены является июль – период, когда ещё тепло и можно купаться.Молодёжный лагерь в летнее время лучше проводить на лоне природы, вблизи населённых пунктов для обеспечения лагеря питьевой водой. Участниками лагерямогут быть: – члены молодёжного отдела; – невоцерковлённая молодёжь, с которой проводились совместные мероприятия, беседы.В души этих людей уже запало зерно веры, а лагерь будет являться для них следующей ступенью духовного роста; –учащиеся старшей группы воскресной школы в возрасте от 16 лет. Зачастую подростки начинают скучать на уроках воскресной школы, наступает период охлаждения к занятиям. Лагерь даст им возможностьна практике увидеть православный образ жизни.Количество участников лагеря зависит от имеющейся базы. Членов молодёжного отдела должно быть больше, чем невоцерковлённой молодёжи, для того, чтобы лагерь имел не просто формальное название, а, по сути, был православным.
*Изыскание средств на проведение смены. Приходской лагерь организуется за счёт приходских средств. При организации благочиннического, либо епархиального лагеря, по благословению правящего архиерея, можно организовать сбор средств с приходов, которые не занимаются молодёжным служением. Таким образом, и они внесут свою лепту посредством финансирования лагеря.
*Установление контакта и договорённости с административными ресурсами. Определившись с местом смены, необходимо сообщить о ваших намерениях местной администрации, предоставить программу предстоящей смены.
*Составление программы лагеря. Для отдыха молодёжи тоже важно учесть её активность, составить программу так, чтобы она совмещала духовную и спортивную составляющие. Программа может включать три вида деятельности: духовную, трудовую и досуговую.
Духовная деятельность: –общение на духовные темы; –богослужение и совершение Исповеди, Крещения под открытым небом; –общение со священником в форме «вопрос – ответ».
Трудовая деятельность (в зависимости от темы смены): –работа по очищению и восстановлению храма; –привлечение местных жителей к предстоящим мероприятиям, организованным приходом на территории населённого пункта.
Досуговая деятельность: –пение песен у костра под гитару; –купание и спортивные игры; –развлекательные игры.
Миссия
Это очень важная и большая сфера деятельности, которую можно использовать для развития молодёжного служения.
Вариант 1.Участие в миссионерских концертах (оповещение людей, исполнение песен, постановка праздничных сценок, ведение программы концерта, оказание технической помощи). Приложение № 1 (сценарий Рождественской, Пасхальной сценки).
Вариант 2.Организация миссионерских акций (оповещение людей, разработка материала, используемого на акции, договорённость с организациями, совместно с которыми проходит акция). Как правило, акции позволяют привлечь невоцерковлённую молодёжь, для которой они являются своеобразным духовным толчком. Приложение № 2 (возможные варианты акций, листовки).
Вариант 3.Миссионерские беседы и встречи. Участники молодёжного отдела могут участвовать в качестве миссионеров в беседах, организуемых миссионерским отделом в различных организациях населённого пункта. Например, беседы в больнице «Болезнь и спасение души», беседы в День православной книги с учащимися школ на тему «Интернет-книга современности» и так далее.
Вариант 4.Организация специальных богослужений, круглых столов и православных игр для невоцерковлённой молодёжи. Для начала можно пригласить молодых людей на молебен, в дальнейшем провести отдельное молодёжное богослужение с Исповедью и Причастием. На круглых столах можно обсудить такие вопросы: как проходит ваша духовная жизнь? что вам мешает прийти в храм? что вы, как молодёжь ждёте от Церкви? В каких формах работы церкви вам интересно поучаствовать? В последнее время среди молодёжи стала популярна игра «Ночной дозор» (в ней элементы игр «Зарница», «Что? Где? Когда?» и «Форт баярд»). Игру можно переделать на православный лад. Она состоит из последовательного прохождения уровней, поиска кодов на территории населённого пункта путём ответов на различные вопросы. Приложение №6 (Правила игры и варианты вопросов).
Евангельские чтения При организации акций и мероприятий важно не упустить духовное развитие и становление молодёжи. Сформировать духовно-нравственные ориентиры помогут евангельские чтения и беседы. Евангельские чтениямогут проходить один раз в месяц. Передчтением Священного Писанияможно прочесть отрывок из Евангелия, прозвучавший в этот день на богослужении, а такжемолитву святителя Иоанна Златоуста (Приложение № 3). Евангелие можно изучать по хронологии событий и использовать для этого толкованияБ. И. Гладкова, архиеп. Аверкия Таушева, архиеп. Феофилакта Болгарского и др.За неделю до чтения ответственный сообщает главу, с которой предстоит знакомство, назначает чтецов. Чтецы дома прочитывают доставшуюся им тему и толкование к ней, а на самой встрече сначала зачитывают Евангелие, затем высказывают мнение толкователя по вопросам, которые, на взгляд чтеца, в затронутой теме являются важными и интересными. После молодёжь высказывает уже свою точку зрения на прочитанное, рассуждает об узнанном и как можно применить слова Писания в своей жизни. При проведении встреч можно использовать наглядные материалы: видеофильмы, иллюстрации на тему изучаемого события. При возникновении несогласия, либо трудностей в понимании Евангелия, участники отдела могут записать вопросы и пригласить на очередные чтения священнослужителя для совместного обсуждения. По примеру Евангельских чтений можно организовать знакомство со Священным Писанием Ветхого Завета. Для того, чтобы закрепить пройденный материал, можно провести викторину. (Приложение № 4, «Библейская викторина», викторина «Евангельские притчи»).
Ещё одной формой просвещения молодёжи являютсядуховно-нравственные беседы.
Вариант 1.Беседа для актива молодёжного отдела и невоцерковлённой молодёжи. *Актив молодёжного отдела составляет список тем, интересных молодёжной среде. *За неделю до встречи оглашается очередная тема, оповещается молодёжный отдел, невоцерковлённая молодёжь. *Актив молодёжного отдела готовит материал беседы, используя библейские события, толкования на них, творения святых отцов. Беседа проходит на территории церкви. Участники обсуждают тему и высказывают свои мнения. *Сделать встречу более интересной можно, пригласив человека, который обладает соответствующими знаниями и духовным опытом. Например, если речь идёт о семейных ценностях, то приглашается православная семья, если о грехах и борьбе с ними, то священнослужитель, если о музыке, то мирянин или церковный служитель, имеющий музыкальный талант, если о милосердии, то воцерковлённый руководитель одной из социальных служб города, и так далее.
Варианты тем: - Что такое любовь? Чем отличается любовь от влюбленности? - Что такое семья? - Для чего родился человек? - Взаимоотношения людей и как научиться жить по совести? -Каково служение мужчины и женщины? -Каким должен быть внешний вид православного христианина? -Православная молодёжь и музыка. -Восемь страстей и восемь противоположных добродетелей.
Вариант 2.Беседа для невоцерковлённой молодёжи. *Для беседы необходимо выбрать место. Им может стать городская библиотека, школа, техникум, лицей. *Нужно определить тему беседы. Не стоит говорить с молодёжью о сложных духовных вещах. Достаточно затронуть тему, близкую для любого молодого человека и раскрыть её с позиции православия. Беседу можно приурочить к одному из грядущих событий – ко Дню Победы провести беседу на тему «Жертвенный подвиг русских солдат в годы борьбы с фашизмом. Какой подвиг может совершить сегодня молодой человек?» *Оповещение молодёжи нужно сделать через объявление в газете, афиши, интернет. *При подготовке материал, реквизитов можно использовать видеофильмы, если есть возможность, то музыкальное сопровождение (гитара), игровую форму беседы. После беседы – раздать молодёжи приходскую газету с молодёжной страницей и расписания встреч молодёжного отдела на ближайшее время.
Молитва Важное делание, присущее жизни любого православного человека – молитва. Каждую встречу молодёжного отдела стараемся начинать и завершать молитвой с поминовением имён участников отдела. В каждом храме совершается определённое молитвенное делание, будь то пение на клиросе или чтение акафистов. В нашем храме, например, молодёжь передпраздничными богослужениями читаетканоны и «Последование ко Святому Причащению» и благодарственные молитвы для тех, у кого нет возможности помолиться дома перед Причастием. Ребята, не обладающие музыкальными способностями для пения на клиросе, могут научиться храмовому чтению.
Информационное пространство Невозможно себе представить современного молодого человека без СМИ. Приход может использовать этот факт для того, чтобы донести до молодёжи православные ценности и информацию через современные средства связи. Вариант 1.Для этого можно вести молодёжную страницу, либо приложение в приходской газете. Регулярно публиковать статьи на темы состоявшихся духовно-нравственных бесед, статьи о мероприятиях молодёжного отдела.Это является своеобразной проповедью о Христе, ведь, читая газету или интернет-сайт, молодые люди узнают о том, что в церкви не только одни старики и церковная жизнь не скучна, как это принято считать, а насыщена интересными событиями.
Вариант 2.Освещать деятельность молодёжного отдела на приходском и епархиальном интернет-сайте, «В Контакте». На них молодёжь сможет узнавать расписание мероприятий, делиться впечатлениями и обсуждать различные темы. Спортивные мероприятия
Сплотить молодёжь и пригласить новых участников помогут совместные занятия спортом. *Опросите членов молодёжного отдела о спортивных интересах. *Договоритесь с местным спортивным заведением относительно графика посещений. *Сообщите воцерковлённой и невоцерковлённой молодёжи расписание спортивных мероприятий. Используйте летний период для совместного отдыха на природе, зимний для катания на санках, лыжах, коньках. После занятий проведите беседу на тему «Православие и спорт», чаепитие.
Дети воскресной школы и молодёжный отдел
Для того чтобы учащиеся старшей группы воскресной школы после её окончания не покидали лоно Церкви, им нужно предоставить возможность ещё в период обучения применить свои таланты в стенах храма. Привлекайте к деятельности молодёжного отдела. *Из старших «воскресят» сформируйте младший молодёжный отдел во главе с одним из педагогов, либо старшим участником молодёжного отдела. *Определитесь со временем и периодичностью встреч. Деятельность можно проводить в форме «вечеров христианского общения». *Проводите мероприятия, аналогичные тем, что проводятся в молодёжном отделе, привлекайте воскресят к мероприятиям молодёжного отдела. Приложение №1.
Сценарий Рождественской сценки «Что для тебя Рождество?» Актеры: 1.6 молодых людей, 2.1 чтец 3.Архангел Гавриил, 4.Дева Мария, 5.Хозяин гостиницы, 6.Иосиф, 7.2 пастуха, 8.Ангел, 9.Слуга, 10.Ирод, 11.2 мудреца. Акт 1. (молодые люди сидят на краю сцены) -Рождество…Каждый год люди празднуют Рождество, как очередной праздник, даже не понимая, что оно значит для них. -Как можно этот день отмечать, как и все остальные праздники? Это же особенный день! -У меня есть мечта - побывать в том городе, где родился Иисус, пройти по тем улицам, где Он ходил. -А мне хотелось бы быть на месте мудреца, принести дары Иисусу: ладан, смирну, драгоценности… -Ещё лучше было бы перенестись в то время, увидеть маленького Иисуса, наблюдать, как Он растёт, ведь Он жил здесь на земле, как обычный человек. -Ну, прямо клуб мечтателей каких-то! За Иисусом ходили толпы людей, ты всё равно ничего не увидела бы, и хватит мечтать, нужно придумать что-то, чтобы помочь людям относиться к празднику Рождество иначе, с почитанием, с благоволением, с молитвой и прославлением. -Но для этого нужно, чтобы Иисус родился сначала в сердцах людей. -Правильно, нужно рассказать им об этом. Занавес открывается…. Акт 2 Голос чтеца: Бог послал ангела на землю к одной женщине, которую звали Мария. Архангел Гавриил:Радуйся, Благодатная! Мария, ты родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус. Дева Мария:Но как это может быть? Ведь у меня нет мужа!? Архангел Гавриил:Дух Святой сойдёт на Тебя. Дева мария:Пусть будет так, как ты сказал. Голос чтеца:И случилось так. Акт 3 Голос Чтеца: "В те дни вышло повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. И пошёл также и Иосиф в город называемый Вифлеемом, записаться вместе с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна". Итак, они искали места для ночлега" Хозяин гостиницы:Да, да! Что вам надо? Иосиф:Прошу прощения, господин.. Мы пришли издалека и нам нужно место для ночлега. Хозяин гостиницы:Все мои комнаты заняты. Дева Мария:О! Неужели нет ни одной свободной?! Хозяин гостиницы:Тут недалеко есть небольшой хлев. Как насчёт него, а? Иосиф:Конечно же, мы согласны. Хозяин гостиницы:Пойдёмте со мной, я вам покажу. Акт 4 Голос чтеца:"Когда же они были там, наступило время Марии родить. И родила она Сына Своего, и спеленала Его, и положила Его в ясли". Акт 5 Голос чтеца: "В той стране были на поле пастухи, которые несли ночную стражу у своего стада ". 1 пастух:Ох-ох-хонушки-хо-хо! Скукотища-то какая! 2 пастух:Да уж! Ничего интересного. 1 пастух:Эй, что это?! Голос чтеца: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях". 2 пастух:Эй, пошли в Вифлеем и посмотрим, о чём возвестил нам Господь. Все пастухи:Да, пошли, пошли. Голос чтеца:"Увидевши же, рассказали о том, что Ангел возвестил им об Этом младенце. И все дивились тому, что рассказывали им пастухи. Акт 6 Голос чтеца:"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока..." Слуга:Ваше Величество! Ваше Величество! Вы слышали новость? Ирод:И какую же новость? Слуга:Царь родился! Миша:Что!? Кто тебе такое сказал!? Слуга:Какие-то цари, что пришли с востока, чтобы поклониться Ему. Царь:Поклоняться Ему?! Поклоняться Ему?! Поклоняться Ему?! Слуга:Гости, Ваше Величество! Царь:Вы должно быть очень устали? Расскажите мне о вашем путешествии. Что привело вас в Иерусалим? 1 волхв:Мы пришли найти одного родившегося Царя Иудейского. 2 волхв:Мы видели Его звезду на востоке и вот пришли поклоняться Ему. Ирод:Как прелестно! И когда вы Его найдёте, пожалуйста, сообщите мне. Мне тоже хочется поклониться Ему. 1 волхв:Непременно, Ваше Величество! Акт 7 Голос чтеца:"И пришли они в дом и увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и поклонились Ему; и, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (занавес закрывается) Акт 8. (На сцене появляются молодые люди) -Самый главный подарок был сделан для всех нас. Это — рождение Иисуса! -Ведь Бог так сильно возлюбил Своё творение, что не хотел, чтобы человечество погибло во зле. И на землю, в образе маленького ребёнка, послал Своего Сына, которому надлежало стать Спасителем мира. -Слушай, а в твоём сердце родился Иисус? -Ну, ты и спросила такое! Я Его знаю с пелёнок, я молюсь, читаю Библию, хожу на воскресные служения, и ты считаешь, что я Его не знаю? -Тебе нужна личная встреча с Господом, научиться почитать Его, как Спасителя и любить, как Друга. -Ну вот, опять мечтания. Как я могу встретиться лично с Ним? -А нужно, чтобы Иисус поселился у тебя в сердце, просто пригласи Его. -Но как пригласить? -Просто попроси у Него прощения за все согрешения, и попроси войти в твоё сердце. -Господи, прости меня. Войди в моё сердце, пусть оно будет Твоим домом. -Как это прекрасно, теперь у Господа на один сердечный домик больше!
Сценарий Пасхальной сценки «Бог ближе, чем ты думаешь»
АКТЕРЫ: Муж, жена, спутник, 1-й голос, 2-й голос, прохожие 1 и 2; АВТОРСТВО: Петрова Екатерина, г. Минусинск, Церковь Христа Спасителя.
Сцена 1 Жена: Дорогой, пойдём со мной сегодня в церковь. Муж: Опять, да!? В сотый раз тебе говорю: что я там забыл? Смотреть, как вы молитесь Богу, Который, кстати, так ничем ещё нам и не помог. Жена: Но, дорогой… Муж: Что? Ну, что ещё? Знаешь, если бы мне довелось встретить этого твоего Бога, уж я бы задал Ему пару вопросов… (издевательски). Впрочем, пойду, посмотрю, может Он там (показывает рукой) или там. Муж уходит. Жена встает на колени. Жена: Прости его, Господи, за неверие, дай ему шанс познакомиться с Тобой. (Встает) Ладно пойду, наведу порядок, скоро на собрание. Сцена 2 Муж: Этот Бог, вечно этот Бог. В конце концов, что Он сделал для людей? Что Он сделал для меня? Почему я должен в Него верить, когда я ни разу Его не видел? Звук аварии. Гаснет свет. Голос 1: Итак, он умер. Голос 2: Да, и пойдёт в ад. Голос 1: Но он был хорошим человеком, верным мужем, преданным другом. Голос 2: Он пойдёт в ад. Голос 1: Но он сделал людям много добра, постоянно кому-нибудь помогал. Когда у людей были трудности, они шли к нему. Голос 2: И всё-таки, он пойдёт в ад. Голос 1: Этот человек вёл нравственную жизнь. И ещё… Голос 2: Ты всегда защищаешь людей, я понимаю, почему, но всего этого недостаточно. Он знал обо Мне и, всё-таки, не обратился, не поверил. Наказание за это – вечная смерть в аду. Голос 1: Но, Отец, Ты Сам поставил меня защитником и ходатаем за людей. К тому же, у Меня сегодня день рождения. Я прошу, сделай мне подарок, дай этому человеку второй шанс. Голос 2: (задумчиво) Второй шанс… Что же, если он найдёт того, кто готов умереть вместо него, тогда, пожалуй, у него будет второй шанс. Голос 1: Спасибо, Отец. Голос 2: Но пусть помнит, времени у него один день. Сцена 3 Загорается свет. Муж лежит на полу. Рядом сидит спутник в дождевике с удочкой и ведром. Муж: Что со мной было? Люди, здесь кто-нибудь есть? О, Боже! Кто-нибудь! Спутник: Что ты кричишь? Я здесь. Муж: Ты кто? Что со мной было? Спутник: Тебя сбила машина, а я рыбак (показывает на свой плащ, удочку и ведро). Муж: (подозрительно) Где-то я твой голос слышал… (отвлекается) Уф. Холодно. И есть хочется. Спутник: Вот, возьми (протягивает хлеб). Муж: Хлеб! Сегодня же праздник, нужно есть курицу там, салаты… (отламывает хлеб, жуёт). Впрочем, я сыт. И теперь могу идти сам (вскакивает). У меня мало времени! Нужно ещё… Спутник: Постой, я пойду с тобой. Муж: Ну, нет, я сам! Спасибо, конечно, что накормил, но мне не нужен спутник. Подумать только… (падает) Ой! Скользко (снова падает)! Ой, помогите! Кто-нибудь! Спутник (подходит, поднимает): Ну, что ты кричишь? Вставай, давай. Муж: Спасибо. Ну, я пошёл. Спутник: Постой, я с тобой. Муж: Нет, я знаю куда идти (идёт и упирается в столб). Ой, что это? Так тут ничего нет (щупает по сторонам). Тут тоже… (уверенно). Я пошёл. Ой, что это? Эй, рыбак! Спутник: Ну что ты всё время кричишь? Я здесь. Муж: Ну, хорошо, я признаю, ты знаешь, куда идти. Веди. Спутник (отводит мужа от столба): Скажи, а почему ты вообще пустился в этот путь и куда спешишь? Муж: Мне нужно найти человека, который мог бы умереть за меня. Спутник: Умереть за тебя? (задумчиво) Какое странное задание. И где ты будешь такого человека искать? Мне кажется, тут не подойдёшь к первому встречному (останавливает прохожего). Вы не хотели бы умереть за этого человека? Прохожий: Что за вопрос? Нет, конечно, почему я должен этого хотеть? Спутник: Ну, я не знаю, из чувства милосердия, быть может. Прохожий: Лучшее милосердие – это милосердие по отношению к себе. Каждый отвечает сам за себя (уходит, бормоча себе под нос), умереть за кого-то – какая странная идея. Муж: Но я не собираюсь просить о таком людей на улице, но меня многие любят, есть друзья… Спутник: И ты уверен, что они тебе помогут? Муж: Нет, конечно, не уверен. Я старался делать людям добро, но, всё-таки, за это вряд ли кто-нибудь отдаст свою жизнь… Нет, такого я попросить не могу. Спутник: Что же ты будешь делать? Муж: Пойду, попрощаюсь с женой и сам приму своё наказание. Спутник (уверенно): Теперь я точно убедился, что тебе и в самом деле не нужен спутник. Дома ты найдёшь то, что ищешь. Кстати, Бог ближе к тебе, чем ты думаешь (уходит в зал). Муж: Ближе, чем я думаю… Сцена 4 Жена: Дорогой, ты вернулся? Муж: Да. Мне нужно сказать кое-что важное. Жена: Но я уже опаздываю в церковь, а сегодня Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Муж: Ничего, пойдём вместе. Постой, а что такого особенного в этом Иисусе? Жена: Ну, как же? Он умер за грехи всего мира. Согласился умереть за каждого из нас. Муж: Умереть за каждого из нас… Так вот что имел в виду тот странный человек!!! Жена: Какой ещё человек? Муж: Ну, тот, с которым я пришёл сюда. Мне ещё голос показался знакомым… Постой, ведь это он защищал меня на суде… Жена: Какой ещё суд? Дорогой, ты ушёл оттуда час назад! А сюда… ты пришёл один. Муж: Знаешь, дорогая, так или иначе, я сегодня многое понял. Я думаю, Бог гораздо ближе к нам, чем считают многие люди. Гораздо ближе.
Приложение «№2 Возможные акции:
Приложение №3 Молитва до и после чтения Евангелия Молитва перед чтением: «Господи, Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестная и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь!»
Молитва после чтения: «Господи, Иисусе Христе Боже мой, словесами Божественного Евангелия Твоего излей благодать Твою на сердца сих рабов Твоих (имена) ко истреблению страстей и грехов их, и даруй им силу ко исправлению во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Приложение №4 Библейская викторина
Участники разбиваются на две команды. По очереди каждой команде зачитывается вопрос, за правильный ответ команды получают по одному баллу, команда, не знающая ответ, уступает вопрос другой команде. Побеждает команда, набравшая больше балов.
Список примерных вопросов: 1)Человек, неуклонно исполняющий заповеди Божьи ? 2)Кем был Иаков Зеведеев до того, как стал учеником Христа? 3)Грех против первой заповеди закона Божьего. 4)Кто умер необычной смертью, какой не умирали до него, и не будут умирать после него? 5)В страстной четверг, когда Христос молился в Гефсимании, апостолы уснули. Все, кроме одного. Кто это? 6)Сколько человек сохранил Господь после потопа? 7)Назовите трёх римских офицеров, уверовавших во Христа. 8)Что проповедовал Иисус Христос? 9)Прозвище Иисуса Христа? 10)Какое церковное Таинство может совершить мирянин? 11)Как называется последняя неделя перед Великим постом? 12)В чём состоял первородный грех Адама и Евы? 13)Имя Иисус означает спасение Божие, а что означает Христос? 14)Вера – это … ? 15)Сколько всех заповедей в Библии? 16)Кто первым попал в рай после грехопадения? 17)Имя отца Иосифа, обручника Марии? 18)Перед каким праздником в честь Пресвятой Богородицы установлен многодневный пост? 19)Какой день седмицы посвящён прославлению Богородицы? 20)Какая из десяти заповедей запрещает сплетни? 21)Как называлось дерево, которое проклял Иисус, не найдя на нём плодов? 22)Самая короткая молитва. 23)Сколько крыльев у ангела? 24)Кто из ветхозаветных героев, постясь сорок дней, не вкушал пищу? 25)Как выразить одним словом всё содержание закона? 26)Какая заповедь Моисея открывает секрет долголетия? 27)Как звучит шестая из десяти заповедей? 28)Чем отличаются ветхозаветные от новозаветных заповедей? 29)Кем был Иона? 30)Первый русский князь-христианин? 31)Какой самый продолжительный церковный праздник? 32)Что отмечают в день именин?
Викторина «Евангельские притчи»
Присутствующим зачитываются несколько слов или предложений из Евангельских притч. По ним участники должны узнать, о какой притче идёт речь. Поднявший руку отвечает и кратко рассказывает смысл и толкование притчи. В завершении викторины всем участникам дарится книга «Жил человек… 101 притча». 1. «… А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его» (О сеятеле). 2. «…чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (О плевелах). 3. «… женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё (О закваске). 4. «… Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нём идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (О сокровище, скрытом в поле). 5. «… Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (О драгоценной жемчужине). 6. «… Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (О десяти девах). 7. «… Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше» (О злых виноградарях). 8. «… Приходит господин рабов тех и требует у них отчета». (О десяти талантах). 9. «…Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (О работниках получивших равную плату). 10. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (О богаче и Лазаре). 11. «… Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (О блудном сыне). 12. «… По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо» (О добром самарянине). 13. «… И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (О неотступной просьбе). 14. «… Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен» (О немилосердном должнике). 15. «… Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся» (О заблудшей овце). 16. «… Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает». (О рабах ожидающих возвращения своего господина). 17. «… А когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (О горчичном зерне). 18. «… Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (О званных на пир). 19. «… Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (О страшном суде). 20. «… Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (О неверном домоправителе).
Приложение №5
Духовно-нравственная беседа «Православие и спорт»
«Физра» – так в обиходе молодёжь называет понятие «физическая культура», зачастую не понимая, что оно в себя включает. Что это такое – физкультура? Полезно ли занятие спортом для православных людей? Какова цель занятия физической культурой? Сегодня очень часто в церковной тематике поднимается вопрос об отношении православных людей к физической культуре. Одни считают, что спорт помогает быть здоровым и телу и душе, не является греховным занятием для христианина. Мнение других сводится к тому, что здоровый образ жизни не важен для спасения души и мешает человеку достигнуть главной цели своего бытия. Разобраться в том, где истина, помогают слова апостола Павла: «… прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших» (1 Кор. 6:20). Бог сотворил наши тела, соединил в человеческой личности как духовное, так и физическое. Из Евангелия мы знаем, что Христос не раз воскрешал мертвых и исцелял тело человека, которое с любовью создал для вечной жизни. Это значит, что для Бога важна не только душа, но и тело, призванное служить Ему. Поэтому, правильней было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению человека, а о том, как тело может ему помочь. Здоровье нашего тела – бесценный дар Божий. Человек, который безответственно относится к своему здоровью и страдает от болезней, пренебрегает этим даром. У таких людей, зачастую, не находится сил и на духовные упражнения. Христиане, намеренно не укрепляющие своё здоровье через физические упражнения, забывают о том, что, если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но и нашим близким приходится смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность трудиться и содержать семью, помогать окружающим. Святитель Феофан Затворник в письме к своему духовному чаду писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – это лошадка. Загонишь – ехать не на чем будет». Он рекомендовал каждый день, хотя бы час, гулять на свежем воздухе, отказаться от сидячего образа жизни и, по возможности, заниматься интенсивной физической работой. Для чего человек должен заниматься спортом? Достижение телесного здравия – безусловно, не цель для христианина. Спорт убивает душу и уводит от Бога, если он преследует неправильные цели. Например, человек заботится о хорошей физической форме для того, чтобы служить суетности и греху, чтобы возгордиться своими спортивными достижениями. Православному человеку необходимо поддерживать своё тело в хорошей форме для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и ближним. Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в измождённом и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны». Чтобы молиться, соблюдать пост, совершать добродетели и прославлять в них Господа, трудиться над спасением души – для этого и необходимо занятие физической культурой. Знаменитый учитель Церкви святитель Климент Александрийский писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять своё тело в том, что полезно для здоровья – лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Известно, что святая преподобномученица великая княгиня Елизавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и, нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им, помимо душевного спасения, ещё и крепкого здоровья, которое необходимо, как она писала: «чтобы были силы молиться». Сегодня молодёжь занятию спортом предпочитает сидение за компьютером и телевизором. Это пагубно влияет на физическое и духовное состояние человека. Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо лежащее на воздухе без применения ржавеет. Так и человек, который неподвижно проводит время за компьютером, не совершая никаких упражнений, стоит на месте своего духовного развития, а тело приводит в увядающее состояние. Участники приходского молодёжного отдела являются сторонниками здорового образа жизни, который, в свою очередь, приводит к духовному бдению. Ребята регулярно проводят спортивные мероприятия. В зимний период, например, катались на лыжах и коньках, посещали спортзал. Летом на велосипедах выезжали на природу. Планируется открытие спортивного кружка в здании нового спортивного комплекса «Олимп».
Приложение №6 Игра «Ночной дозор»
Этап 1. Подготовка к игре. -За неделю до игры оповестить городскую молодёжь и членов молодёжного отдела. -Выбрать координаторов команды, по одному на команду. -Координаторам составить задания для игры нескольких видов: отрывки из Евангелия (глава, стих), в которых сокрыто место нахождения следующего задания, загадки, отгадки на которые являются подсказкой места нахождения следующего задания. -Координаторам в день игры спрятать задания на выбранных объектах.
Этап 2. Перед стартом. -Объяснить участникам правила игры. -Разбить молодёжь на команды - по пять человек в команде. -Выбрать в командах капитана. -Капитанам вручить Евангелие (мы использовали современный перевод Нового Завета с древнегреческого «Радостная Весть»).
Этап 3. Поехали… Команды на автомобилях стартуют с одной и той же одной точки после получения первого задания. После того, как команды угадывают, где спрятан код, они направляются на объект и ищут его. После того, как они находят код, капитан команды находит в Евангелии главу и стих, объясняет его содержание, и отправляет смс сообщение координатору с найденным кодом. Координатор взамен полученного кода отсылает команде слово. После прохождения всех этапов команда должна из полученных слов составить предложение, которое будет являться ключом к победе. В случае не нахождения кода капитан отсылает координатору сообщение о том, что команда нуждается в подсказке. За получение 1 подсказки команда получает 5 штрафных минут. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт все коды, составит предложение и приедет к месту старта.
Этап 4. Последействие. После игры участникам вручаются памятные подарки. За чаепитием участники делятся впечатлениями от игры. Игра позволяет сплотить воцерковлённую и невоцерковлённую молодёжь, в игровой форме познакомиться с Евангелием, работать в команде. Команда №1
Команда №2
Команда №3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2905 |