|
||||||||||||||
Андрей Марусов. "Неотолстовство" или "уместность силы"?Публикуем мнение Андрея Марусова на статью диакона Артемия Сильвестрова "О ереси неотолстовства", полагая, что диалог по вопросу активности и применения силы в нашей общественно-политической жизни будет полезен всем нам. Недавно появилась статья диакона Артемия Сельвестрова, в которой он обвиняет представителей «некоторых новосибирских православных молодежных клубов» в «ереси неотолстовства». Не могу не высказаться по данной теме как свидетель и участник той онлайн-переписки, которая и стала поводом для высказывания отца диакона. Считаю необходимым засвидетельствовать необоснованность и несправедливость этого обвинения.
Каждый, серьезно исследовавший Писание, знает, что при употреблении цитат из него, всегда необходимо учитывать контекст. Ведь мы найдем там Спасителя в одной ситуации переворачивающего столы с товарами, а в другой – требующим вложить меч в ножны. В одной – постящимся, а в другой – празднующим. В одной ситуации святые дрались, а в другой безропотно становились мучениками. Поэтому и остается христианам познавать не просто Правило, а еще и сферу его применения. Может быть, существует такая точка, когда даже за правду силу применять нельзя, потому что в последствиях такого применения больше зла, чем добра? Когда эта сила никого ни чему не научит, почти никого не защитит, а приведет к еще большим жертвам и искушениям. Мне кажется, именно об этом и говорили «представители молодежных православных клубов». Уверен, что необходимый нравственный выбор христианина в ситуации татаро-монгольского ига, Наполеона или фашистской агрессии для них понятен, а аргументация с использованием этих примеров – почти обидна, Ну не настолько они глупы и безразличны к русской и церковной истории.
Чтобы где-то остановится, надо точно знать грань, до того, как ввяжешься в борьбу. И потому мы можем констатировать, что принципиально важным здесь является закон. Мы можем делать многое, чтобы его изменить, но не стоит нарушать, до тех пор, когда он заставит грешить нас самих. Потому что каждое нарушение закона: и не пустить в клуб свободных людей, и давить и запугивать – это удар по последнему общественному договору не любящих друг друга людей – закону. Мы защитим общественное пространство ценой такого общественного конфликта, что эти последствия будет сложно сопоставить. Поэтому, оспаривающие необходимость силового вызова объективно секулярному обществу, никакие не «неотолстовцы». Вопрос не в том, возможна ли для христианина сила. А в том, метод ЭТО ли в данном конкретном случае.
Впервые опубликованно в ВКонтакте |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 10 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3661 |