Опубликовано 27.01.2017 в рубрике  Православное воспитание
Событие:
Год 1000-летия русского присутствия на Афоне

 

Уникальная воспитательная система монашеской республики


В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон? Об этом – наш разговор с доктором философских наук, профессором, членом Ученого совета Института философии РАН, президентом Фонда им. К. Н. Леонтьева и председателем Леонтьевского философско-богословского общества Константином Михайловичем ДолговымБеседовала Ольга Каменева.
 
– Константин Михайлович, одна из ваших книг – «Восхождение на Афон» – посвящена духовному пути русского мыслителя, дипломата Константина Николаевича Леонтьева, принявшего монашество под именем Климент. В чем, на ваш взгляд, состоит воспитательное значение Афона?

Уникальная воспитательная система монашеской республики– В 2016 г. мы вспоминали 1000-летие присутствия русских монахов на Афоне. По документу – это так, хотя на самом деле русские поселились на Святой Горе гораздо раньше, и они действительно осуществляли духовное подвижничество в самом высоком смысле слова. И чем дальше развивается человеческое общество, тем большее значение приобретает Афон – как духовный центр мирового уровня, хранящий, вырабатывающий высшие духовные идеалы и ценности. И в этом смысле вся та гигантская работа, которая проводилась и проводится подвижниками Афона, изначально носит педагогический характер. Но не в узком смысле слова, когда мы рассматриваем педагогику как науку об образовании и воспитании, а в самом широком, универсальном понимании, когда богооткровенные истины ложатся в основу критериев, ценностей, и, если можно употребить в этом случае термин «универсальных моделей» – образования и воспитания человека.

«Безумно критиковать воспитателя»

Если мы откроем священные книги разных народов – Новый, Ветхий Завет, или учения Будды, Конфуция, то увидим, что опыт, мудрость и все самое высшее, что вырабатывает человечество, передается от человека к человеку, причем лично, а не просто, как сейчас, через какую-то трансляцию средств массовой информации. Возьмите индусов, древних египтян, народы, которые жили в Двуречье, – все у них персонифицировано, поименовано: такой-то учился у такого-то великого гуру, мыслителя, философа, духовного подвижника, а у него – следующий. В Древней Греции у Сократа учился Платон, у Платона – Аристотель и т.д.

В иночестве духовный руководитель, духовник также – личностно – направляет монаха на праведный путь. Самые великие представители иночества, умные, талантливые, беспрекословно воспринимали то, что исходило от духовника. С древних времен считалось, что отношения «учитель – ученик», «воспитатель – воспитанник» не терпят никакой критики. Учитель, духовник, воспитатель – это представитель Бога на земле, он передает не свое, личностное, а Божественное слово.

Сегодня – распространенная картина, когда ученик делает критические замечания в адрес учителя. Раньше это было исключено. Не потому, что люди не понимали, что у ученика может быть свое мнение, а именно потому, что учитель – это человек, передающий сокровенное знание свыше.

Еще более строго относились к воспитанию. Критическое зерно вызывает недоверие, это рушит все то, что воспитатель несет как личность. Бессмысленно, безумно критиковать воспитателя.

В качестве примера можно привести родителей. Мать, отец, если нет чужеродного влияния, для ребенка абсолютны, это первообразы, ничего другого ребенок до определенного возраста не знает. Их слова – истина в последней инстанции. И так должно быть – до тех пор, пока дети не станут зрелыми, взрослыми, воспитанными, образованными, подготовленными для самостоятельной деятельности.

В Древней Греции до 35 лет молодые люди могли только учиться, не имея права выступать публично. Почему? По той же причине: для выступлений человек должен был созреть. А если этого пока не произошло, если человек недостаточно воспитан, образован, то его выступления могут нанести огромный ущерб – и ему лично, и обществу.

Ошибаются педагоги и политические деятели, которые настраивают молодых людей на критическое восприятия в сфере образования, воспитания. Истоки нигилизма, анархизма, нравственной распущенности лежат в критицизме, который возникает у недостаточно образованных и недостаточно воспитанных людей.

Подобное исключено на Афоне, не только тогда, когда инок беспрекословно подчиняется, возрастая под непосредственным руководством старца, но и впоследствии, когда он сам становится монахом, начинает самостоятельную деятельность. Он все равно следует святоотеческой традиции, учению святых отцов, которые остаются для этого человека педагогами, великими людьми, от которых исходит добро. С их помощью можно совершенствоваться, они позволяют не сбиться с пути. Предание Церкви, святоотеческое наследие, традиции – все это имеет исключительно важное значение.

Святая простота

– То есть каждый духовник является педагогом?

– Больше того: духовное наставничество несравнимо глубже, шире, утонченнее, возвышеннее того, что мы называем педагогикой, которая в современном понимании имеет узко прагматический, практический характер. Здесь же схватывается суть человеческой души, призвания, человек получает самое глубокое универсальное воспитание и образование, следуя по пути совершенствования в нравственности, морали, религиозности, возводя все вещи к Богу.

Константин Николаевич Леонтьев – один из самых образованных людей своего времени, выдающийся мыслитель, свободный ум, писал: «Я с сыновней покорностью подчиняю свой ум моим духовным отцам, Афонским монахам... Я смиряю свой ум перед их мудростью, истинной духовностью, святостью... Мой ум ничего не значит по сравнению с тем, чем они обладают».

Леонтьев жил некоторое время в Оптиной пустыни и свои гениальные работы написал с благословения старца Амвросия Оптинского, получая его духовные наставления. Что значит самый великий человеческий ум по сравнению с мудростью духовной?

Книга К. Долгова «Восхождение на Афон: Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева»

– На эту тему существует интересное святоотеческое высказывание: есть человек умный, есть мудрый, есть премудрый, а над всем этим – святая простота.

– Действительно, Леонтьев – и врач-естествоиспытатель, и настоящий писатель, и мыслитель-философ, эстетик, дипломат – выдающаяся во всех отношениях личность. И вдруг такое признание незначительности человеческого разума по сравнению с тем священным знанием и опытом, которыми обладают Афонские старцы, подвижники других монастырей!

Афон как центр образования и воспитания

Сегодня мы живем в эпоху огрубления, одичания, озверения человечества. За XX век мир пережил две большие войны, сейчас балансирует на грани третьей мировой войны. Что дает современное обучение, воспитание? Мы видим чудовищные пороки, пренебрежение к вере, отвержение Бога, циничное отношение ко всему святому, священному. Несмотря на рост объема научных знаний, развитие культуры, образования ощущается невероятный голод по высокой духовности, священному.

В советское время буквально за два–три десятилетия была создана великолепная светская культура мирового уровня. Но чего не хватало произведениям советских художников, живописцев, писателей, поэтов? Не хватало святости, веры как таковой. Конечно, в этих произведениях проглядывали традиции, и поэтому это была величайшая культура.

– Но европейская школа, не говоря уже о русской, всегда была теснейшим образом связана с Церковью, родилась в ее недрах. Когда и почему началась секуляризация воспитания, отделение школы от Церкви?

– Разные формы протестантизма привели к развитию критицизма сначала на уровне теоретических учений, а затем и в реальной жизни. Перед французской революцией Вольтер сказал о Церкви «уничтожьте эту гадину». Гегель провозгласил «Бог умер». Ницше повторил эту фразу. Я не говорю уже о Марксе, Энгельсе, большевиках, которые повели открытую борьбу против любой религии, вплоть до уничтожения храмов, священнослужителей, глумления над тем, что народы считали святым и священным. Как можно в таких условиях говорить о каком-либо воспитании? Но народ остается народом, он по-прежнему верил в Бога. Неслучайно Сталин в 1943 г., в разгар Великой Отечественной войны разрешил открывать духовные школы, храмы, это был серьезный шаг со стороны советской власти, и это помогло.

Современная педагогика в деле образования и воспитания должна многое брать из сокровищницы Афона и святоотеческой традиции. Модель общественной жизни отработана в афонских общежительных монастырях – смотрите, как люди должны общаться, сотрудничать, воспитывать молодежь. Существуют уставы монастырей. Вспомним, что у нас на Руси Преподобный Сергий Радонежский считал одной из главных задач возведение монастырей как центров общежительства, образования и воспитания. Благодаря новым обителям страна не просто осваивала земли – она становилась все более сплоченной, образованной и культурной. Дело Преподобного продолжили его ученики и последователи. Русь покрылась густой сетью монастырей – духовных центров образования, воспитания и сплочения народа.

Еще раньше – во времена святого равноапостольного князя Владимира – в одном только Киеве было открыто более 40 учебных заведений, где изучали древне¬греческий язык, латынь, церковно¬славянский. Это были первые центры подлинного духовного образования и воспитания.

– Сегодня в России есть подобные центры?

– Я неоднократно беседовал с учащимися Духовной семинарии в Калуге. Ее ректор – владыка Климент, митрополит Калужский и Боровский. Ничего, кроме восхищения, студенты не вызывают: русский язык – чистый, благородный; поведение, жесты, манеры, одежда, весь внешний и внутренний облик свидетельствуют о прекрасном воспитании молодых людей, они просто светятся! То же самое – учащиеся Московской духовной академии.

Думаю, что лучшие образцы духовного образования и воспитания, традиции, которые сохраняет и развивает Афон, должны оказывать влияние на все светские учебные заведения России. И все великие русские педагоги – Ушинский, Рачинский, Макаренко и многие другие – черпали свои знания из этого истока, который генерирует высшие духовные ценности и идеалы.

Добрая традиция возрождается

– А как практически сегодня можно продолжать эту традицию?

– Все упирается в воспитателей. Должны быть критерии отбора будущих преподавателей и воспитателей. Здесь важно призвание: не всякий может быть монахом, священником, ученым, педагогом. Не все способны, а некоторым это просто противопоказано. Простая вещь – настоящий монах, священник отличается даже внешне (не говоря уже о внутреннем мире) от светского человека: он более благообразный, благожелательный, добрый, открытый, от него веет благодатью.

Сегодня в школе начали преподавать Основы православной культуры. Это хорошо, но нужны квалифицированные кадры. Иногда учитель говорит, и дети замирают, сказанное захватывает. А если материал излагается скучно – ученики не знают, чем им заняться.

Но и родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети изучали православие. Простой пример. Зайдите в любой музей: если человек не знает своей веры, не знаком с содержанием священных книг, что скажут ему великие произведения? А если он знаком со Священным Писанием, то при встрече с картинами великих мастеров он будет потрясен, получит новые ощущения, новые стимулы для творчества, для развития. А многие родители этого не понимают, потому что сами недостаточно образованы и воспитаны. Человек, не знающий Ветхого, Нового Завета, не образованный религиозно, духовно, не поймет искусства, классической музыки, литературы – Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Лескова, да и всего искусства в целом. В лучшем случае он усвоит произведения поверхностно.

Все великие русские философы были глубоко религиозными, верующими. Как человек, не имеющий религиозного образования, поймет Соловьева, Лосского, Бердяева, Франка и других? А это суть достижений всей человеческой мысли. Ребенок должен получать религиозное образование и воспитание в детском саду, в школе, в вузе. И родители должны понимать необходимость этого.

Недавно открылась кафедра теологии в МИФИ. Это хорошо. Но где у нас богословские факультеты? В нашей стране ощущается огромная нехватка высокообразованных богословов.

Церковное, религиозное воспитание сегодня просто необходимо. Откуда проистекают грубые отношения в семье, дикость в обществе – убийства, бандитизм? Когда человек воспитан в вере, он знает, что нельзя грешить: произносить грубые слова, оскорблять, лгать, завидовать, возносить себя, нельзя плохо относиться к живой и неживой природе и т.д. Неслучайно детей с младенческих лет воспитывали в страхе Божием, ибо страх Божий – начало премудрости.

В настоящее время на первое место зачастую ставят прибыль, выгоду, деньги. А с религиозной точки зрения деньги – ничто, оскорблять, тем более убивать из-за денег – это чудовищно и преступно. Чтобы человек не совершал столь греховные деяния, его надо с младенческих лет воспитывать в духе любви к другим людям, в духе добра и милосердия.

Наш Спаситель Иисус Христос совершил величайшую в истории человечества революцию, когда произнес в Своей Нагорной проповеди удивительные слова:

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43–45).

– Константин Михайлович, в свое время вы возили своих сыновей на Афон, в другие святые места. Какие впечатления выносили дети из этих мест?

– Я помню, как меня со всей семьей пригласили на остров Патмос, когда праздновалась юбилейная дата Апокалипсиса Иоанна Богослова. По преданию, Апокалипсис написан в 68 г. н.э. Собрались богословы со всего мира. Сын Александр прослушал выступления, потом побывал на том месте, где святой Иоанн Богослов писал Апокалипсис, – пещера эта из гранита, потолок в ней треснул в форме креста во время землетрясения или грозы. Над пещерой возвели храм. Остров Патмос небольшой, вулканического происхождения. На нем есть все – и пустыня, и горы, и озера. Интересно, что во время нашего пребывания на острове мы постоянно ощущали какое-то внутреннее беспокойство, тревогу и в конце концов сделали вывод, что, может быть, именно поэтому только здесь и могло быть написано такое уникальное произведение, как Апокалипсис.

Сын пережил потрясение, которое трудно описать и забыть. После этого он дважды был на Афоне и испытал столь же сильные и незабываемые ощущения. В такие места необходимо по возможности брать с собой детей. Конечно, там не нужны автобусы с толпами паломников. Важна индивидуальная работа: если муж едет на Святую Гору – пусть возьмет с собой сына. Афон оказывает в высшей степени благородное образовательно-воспитательное воздействие на душу человеческую.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 4    
  Версия для печати        Просмотров: 2301

Ключевые слова: Воспитание, Святая Гора Афон

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930