|
||||||||||||||
"Воспитывать собственным примером, терпением, душевной чуткостью"Представляем вниманию читателей эссе на тему "Мои мысли о воспитании" Ольги Владимировны Лучкиной (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования № 1694 «ЯСЕНЕВО» г. Москва) созданного в рамках Общероссийской конференции "Творческая мастерская. Рассказы, эссе, стихи, рассуждения" 2011 год
Воспитание... О чем мы думаем, что вспоминаем, каждый раз произнося это слово? Может, яркий эпизод из книги «Педагогическая поэма» или фрагмент из фильма «Доживем до понедельника?», а, может быть, свой классный час, родительское собрание, беседу с детьми?
Слово «воспитание» давно уже стало очень емким, вмещающим в себя проблемы семьи, школы, государства. Что значит воспитывать и быть воспитанным?
В одной песне группы «Воскресенье» есть такие слова: «Если ты идешь ко мне навстречу, значит нам с тобой не по пути…». Так вот, я подумала о том, что воспитание, может быть, это движение в одном направлении, то есть когда по пути!
Действительно, двигаясь в одном направлении, можно услышать друг друга, посоветоваться, задержаться, остановиться, помочь друг другу, взяться за руки и продолжить путь. При таком движении, безусловно, можно немного отстать или обогнать, но продолжать движение в одном направлении!
На этом пути, в первую очередь, следует воспитывать себя. Сложно представить успешное воспитание без наличия особых интересов и достоинств у воспитателя. Ведь чтобы за ним пошли, он должен быть привлекателен своим характером, отношением к каждому ученику, интересами и мыслями, созидающей деятельностью. Необходимо отказаться от роли Господа Бога, всезнающего, всемогущего и изучать жизнь вместе с детьми, проживать её вместе с ними. Вместе радоваться и горевать, вместе двигаться к цели. Наверное, классный руководитель, воспитатель в таком процессе движения – навигатор. Ведь навигатор предлагает оптимальную траекторию движения, информирует о том, какие препятствия и изменения впереди. А выбирает каждый свой путь все-таки сам!
Прежде всего, нужно формировать в детях умение слышать чужую боль, чужой невысказанный вопль о помощи, то есть разбудить в них «душевный слух», научить жалеть друг друга. Мы так незаслуженно забыли, выхолостили это слово – «жалеть»! А ведь наши предки – русичи говорили: «Жалею, значит люблю!»
Необходимо воспитывать в детях трудолюбие и ответственность. Так, чтобы, выходя во взрослую жизнь, каждый мой ученик не задавал вопрос: «А почему я?» - а говорил: «Кто, если не я?».
Воспитывать собственным примером, терпением, душевной чуткостью, как это делала героиня повести В. Распутина «Уроки французского». Автор писал, что «духовный опыт человека - это то главное, что даёт нам нравственное направление наперёд, то, чем мы хотим поделиться с другими людьми». Мне бы хотелось вслед за Лидией Михайловной суметь разглядеть в ребёнке всё лучшее, что в нём есть и создать условия для развития доброго, полезного начала в жизни каждого.
Суметь установить такой вид отношений, который будет способствовать движению вперед каждого из нас. Конечно же, это - сотрудничество, которое предусматривает взаимное уважение воспитателя и ученика и личностный рост каждого.
А это значит, мой попутчик за время пути должен овладеть знаниями и навыками самообразования, опытом саморегуляции поведения и потребностей, обрести высокую нравственную и гражданскую позицию, овладеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, художника, ремесленника, сформировать потребность в укреплении здоровья, научиться жить в современном - многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном – обществе.
Я иду по этой дороге со своими учениками, с удовольствием, если все получается, с тревогой и печалью, если что-то идет не как задумано. Ведь, говоря словами из песни Андрея Макаревича, «… лишь оставаясь в пути, есть надежда войти в рассвет». Мы вместе, и мы идем в будущее.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2710 |