|
||||||||||||||
Священник Леонид Кудрячов. Как не воспитать своих детей в вере и благочестии (Вредные советы)Для особо настороженного и чересчур серьезного читателя оговорюсь: я не пытаюсь и впрямь научить кого-либо бездуховному воспитанию детей. Да и встречаются ли христианские семьи, ставящие перед собой такую цель? Разве только псевдохристианские, в которых родители крестят своих детей «от сглаза и порчи», а нормальных воцерковленных христиан считают фанатиками. Вредные советы, столь непривычные в православной публицистике, тем не менее, способны оказаться очень даже полезными, потому что на знакомые вещи иногда стоит посмотреть под иным углом. Итак, приступим. «Покрестить и забыть» – вот работающее решение для тех, кто стремится овладеть ситуацией с самого начала! Прошло Таинство Крещения, было сделано множество чудесных фотографий, через энное число лет, если данные сохранятся, их можно будет пересмотреть. И всё. Больше об этом вспоминать не нужно и тем более не следует задумываться о смысле совершенного, цели, ответственности и т.д. Приглядитесь к распорядку дня в какой-нибудь семье неверующих. Как проходят их будни и праздники? Как они воспитывают своих малышей? Скопируйте всё это на свою семью. Вспомните детскую игру «найди десять отличий» и поиграйте в нее наоборот. Устраните все принципиальные отличия между укладом жизни в вашей семье и тем, что происходит у атеистов. Эффект гарантирован: воспитать в вере в таких условиях невозможно, ибо «вера без дел мертва» (Иак. 2: 20). Еще один прием: свалить всё на крестных. Посмотрите, как ладно и складно можно представить себе распределение обязанностей: родители заботятся о росте тела и формировании общих социальных навыков, а крестные – о развитии духовном. Особенно дивные результаты эта система выдает тогда, когда крестные проживают в другом городе, гораздо лучше – в другой стране. Если родители все-таки не могут удержаться от участия в религиозном воспитании, пусть учтут, что заниматься этим необходимо вскользь, спонтанно, не регулярно. Если изредка и ненадолго посещать свой огород, то урожай лебеды и прочей белиберды будет отменный. Родителям следует почаще напоминать себе что-нибудь из народной мудрости, вроде: «тише едешь – дальше будешь», «поспешишь – людей насмешишь» или «хорошего – понемножку». И не переоценивайте возможности детского ума! Не форсируйте! Если ребенок освоил речь, это не значит, что с ним уже пора говорить о Боге! Ведь рано еще! Как сможет он понять то, над чем бились и бьются величайшие умы? «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…» – дальше вы знаете. Вот в таком – общенравственном – ключе беседовать с чадом можно, но на вопросы о Боге, душе, жизни и смерти отвечайте твердо: «Подрастешь – узнаешь!» Если ребенок научился читать, не спешите давать ему тексты с религиозным содержанием. Ведь не поймет! И бессмысленно подростку брать в руки взрослую Библию. Тем более что она никуда не убежит, ее всегда можно будет достать из глубин книжного шкафа. А вот научно-технический прогресс не стоит на месте. Если современному ребенку вовремя не купить очередной ходовой гаджет, он рискует вырасти отсталым и оторванным от реальности. Вот где нужно держать руку на пульсе! Вообще-то говорить ребенку о Боге можно, если соблюдать при этом технику безопасности. А именно: а) рассказывайте о Боге в общем и в целом, как можно более абстрактно и отвлеченно, с упором на трансцендентность; б) всячески избегайте упоминания о Боге Воплощенном! Пока ребенок не поймет, Кто такой Христос, что Он сделал и как это касается каждого из нас, его вера не будет иметь преображающей силы. Ведь если из самой мускулистой руки вынуть кость, она окажется совершенно недееспособной. А Христос – кость, ядро, фундамент, суть христианского упования. Духовное развитие активно подавляется словами, расходящимися с делами. В таком случае можно говорить о чем угодно и как угодно красноречиво, но главное – поступать вопреки. Говоря о Боге, живите так, как если бы Его не было. Говоря о молитве, обходитесь без нее. Напоминая о любви, устраивайте регулярные ссоры и скандалы. Уча о Церкви, обходите ее стороной. Кстати, вот вредный совет, касающийся храма: действуйте «от противного». В том смысле, что необходимо добиться того, чтобы ребенку было противно в этом святом месте. Для этого выбирайте церковь, где дитя непременно причастят, даже если его придется скрутить в бараний рог. Выстаивайте с ребенком длинные службы, одергивая малыша и злобно шипя на него за непослушание. И прочее в том же духе. Как видишь, читатель, в твоем распоряжении достаточно много комбинаций. Только не забудь: эти советы вредны. Перед использованием – вывернуть наизнанку!
Образование и Православие / Православие.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2075 |