|
||||||||||||||
Как воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школВ православном Символе Веры сказано: "Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Таким образом, Сама Православная Церковь именует Себя "Апостольской", указывая этим на Свое происхождение. Апостольство означает "посланничество". Это апостольское служение Православная Церковь осуществляет разными путями. И один из них - церковно-приходские школы для взрослых. В Церкви, естественно, есть люди разных возрастных групп. И если воцерковлению детей уделяется много внимания, о проблемах детских воскресных школ пишут, их обсуждают, то воцерковлению взрослых прихожан уделяется крайне мало внимания. Но ведь Церковь не из одних детей состоит. Большая часть прихожан - взрослые люди. И если мы постараемся объективно оценить эффективность работы благополучных детских воскресных школ, то, наверное, процент воцерковления обучавшихся, в лучшем случае, составит 5-10% от общего количества обучающихся. А вот эффективность воцерковления взрослых в хороших взрослых воскресных церковно-приходских школах составит 80-90%, а то и более. И, тем не менее, катехизации взрослых уделяется крайне мало внимания. В настоящее время абсолютное большинство прихожан не имеют религиозного воспитания. Они из мира неверия приходят в мир веры. Но вот какими они станут прихожанами - то ли поверхностно воспринявшими ритуально-обрядовую жизнь Церкви, то ли сознательными и активными членами Церкви - зависит от того, чему мы научим их в наших приходах. Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не понимали самого важного - Христова учения, Евангелия, поскольку в этих воскресных школах о Евангелии говорили мало и неглубоко. Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию. 1. Коснусь опыта работы нашей взрослой воскресной церковно-приходской школы. Когда двадцать лет она только появилась, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ Веры". Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту. Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты читали на русском языке. При необходимости сравнивали славянский и русский переводы. Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы. На этих занятиях не ставилась цель изучения Катехизиса в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры. Первый цикл изучения Символа веры в нашей группе занял два с половиной года. Конечно, мы при этом говорили и о Таинствах, как это предусмотрено катехизисом, а по ходу занятий беседовали и о текущих праздниках. 2. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, получилась четкая логическая последовательная система. Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко сформулировать ее условия, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Для того, чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли. При занятиях по этой методике, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, - грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны - католики и протестанты, а с другой - православные. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит, человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа. После этого, поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года. Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории. Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви. Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви. Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста. Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться: "Апокалипсис святого Иоанна Богослова" - сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым; "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, архиепископа Кесарийского; "Апокалипсис в учении древнего христианства" архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза). 3. Опробован и еще один вариант изучения основ Христианского вероучения: изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И, самое главное, - репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон. В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее, в хронологическом порядке, освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря, до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы. В центре внимания - праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних, преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое. В этом случае постижение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви. Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, выстраивая все в стройную систему православного миропонимания. 4. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь. Тут могут использоваться, буквально, чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий. Великим Постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее - из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И, конечно, глубоко осмысляются темы праздников в Минеях. Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики. Приведу один только пример. Для чего Рождается Иисус Христос? Какова цель Воплощения? Читаем тропарь предпразднства Рождества Христова: "Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ". Дадим конспективное объяснение: Божия Матерь имеет во чреве бессеменно зачатого Сына. То есть, сбывается Первоевангелие, открытое людям после грехопадения в третьей главе Бытия: именно Семя жены поразит главу змия, то есть нанесет сокрушительное поражение диаволу. Тот, кто будет зачат во чреве без соединения мужской и женской клетки, победит змия - диавола. Когда Христос родился, люди не захотели потесниться и дать Ему место, лишь бессловесная скотина подвинулась в хлеву. И эта пещера, бывшая сараем для скота, стала для Богоматери и для нас с вами "Красной палатой", то есть дивным храмом и дворцом. Куда приходит Бог, там все преображается. Где присутствует Бог, там сияет вечная духовная красота. И по сей день это место является великой христианской святыней - мы говорим о храме Рождества Христова в Вифлееме. Человек является образом Божиим, но грехопадением этот образ в людях изуродован, человечество больно грехом. Цель Христова Воплощения - "прежде падший воскресити образ". Не простить человека, не забыть о его греховном состоянии, а обновить его. Что и совершает Господь Крестом, Воскресением и основанием Церкви Христовой. Именно в ней в таинственном соединении со Христом и обновляются - духовно воскресают - верующие люди. Таким образом, суть спасения состоит в духовном преображении человека, в победе над греховным искажением человеческой природы. Я говорил о тех системах катехизации взрослых, с которыми сам знаком. Просветительская работа со взрослыми в церковно-приходских школах интересна, необходима, востребована и очень эффективна. Результатом обобщения многолетнего преподавательского опыта в детских и взрослых группах воскресной школы стало создание серии учебных пособий по изучению "Основ православной веры": "Великие праздники", "Христос и мы", "На камне или на песке?" и "Иконы. Пособие по изучению "Основ Православной культуры" и Закона Божия". Данные пособия могут использоваться не только в воскресных школах, но и в светских учебных заведениях для изучения "Основ православной культуры". Книги выпущены издательством "Христианская жизнь", все они получили рекомендацию Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Фото: Геннадий Алексеев
Образование и Православие / Автор: Протоиерей Борис Балашов |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 8 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6950 |