Опубликовано 13.09.2010 в рубрике  Воскресная школа
 

Как воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школ


В православном Символе Веры сказано: "Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь". Таким образом, Сама Православная Церковь именует Себя "Апостольской", указывая этим на Свое происхождение. Апостольство означает "посланничество". Это апостольское служение Православная Церковь осуществляет разными путями. И один из них - церковно-приходские школы для взрослых.
 
В Церкви, естественно, есть люди разных возрастных групп. И если воцерковлению детей уделяется много внимания, о проблемах детских воскресных школ пишут, их обсуждают, то воцерковлению взрослых прихожан уделяется крайне мало внимания. Но ведь Церковь не из одних детей состоит. Большая часть прихожан - взрослые люди. И если мы постараемся объективно оценить эффективность работы благополучных детских воскресных школ, то, наверное, процент воцерковления обучавшихся, в лучшем случае, составит 5-10% от общего количества обучающихся. А вот эффективность воцерковления взрослых в хороших взрослых воскресных церковно-приходских школах составит 80-90%, а то и более. И, тем не менее, катехизации взрослых уделяется крайне мало внимания.

В настоящее время абсолютное большинство прихожан не имеют религиозного воспитания. Они из мира неверия приходят в мир веры. Но вот какими они станут прихожанами - то ли поверхностно воспринявшими ритуально-обрядовую жизнь Церкви, то ли сознательными и активными членами Церкви - зависит от того, чему мы научим их в наших приходах.
Как воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школ


Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не понимали самого важного - Христова учения, Евангелия, поскольку в этих воскресных школах о Евангелии говорили мало и неглубоко.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.

1. Коснусь опыта работы нашей взрослой воскресной церковно-приходской школы. Когда двадцать лет она только появилась, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ Веры".

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты читали на русском языке. При необходимости сравнивали славянский и русский переводы. Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

На этих занятиях не ставилась цель изучения Катехизиса в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры.

Как воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школ

Первый цикл изучения Символа веры в нашей группе занял два с половиной года. Конечно, мы при этом говорили и о Таинствах, как это предусмотрено катехизисом, а по ходу занятий беседовали и о текущих праздниках.

2. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, получилась четкая логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко сформулировать ее условия, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Для того, чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

При занятиях по этой методике, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, - грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны - католики и протестанты, а с другой - православные. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит, человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

После этого, поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Как воцерковиться взрослому человеку? Опробованные методики для воскресных школ

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться: "Апокалипсис святого Иоанна Богослова" - сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым; "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, архиепископа Кесарийского; "Апокалипсис в учении древнего христианства" архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

3. Опробован и еще один вариант изучения основ Христианского вероучения: изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И, самое главное, - репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон.

В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее, в хронологическом порядке, освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря, до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы.

В центре внимания - праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних, преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое.

В этом случае постижение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, выстраивая все в стройную систему православного миропонимания. 4. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение Христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться, буквально, чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Великим Постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее - из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И, конечно, глубоко осмысляются темы праздников в Минеях. Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики.

Приведу один только пример. Для чего Рождается Иисус Христос? Какова цель Воплощения?

Читаем тропарь предпразднства Рождества Христова: "Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ".

Дадим конспективное объяснение: Божия Матерь имеет во чреве бессеменно зачатого Сына. То есть, сбывается Первоевангелие, открытое людям после грехопадения в третьей главе Бытия: именно Семя жены поразит главу змия, то есть нанесет сокрушительное поражение диаволу. Тот, кто будет зачат во чреве без соединения мужской и женской клетки, победит змия - диавола.

Когда Христос родился, люди не захотели потесниться и дать Ему место, лишь бессловесная скотина подвинулась в хлеву. И эта пещера, бывшая сараем для скота, стала для Богоматери и для нас с вами "Красной палатой", то есть дивным храмом и дворцом. Куда приходит Бог, там все преображается. Где присутствует Бог, там сияет вечная духовная красота. И по сей день это место является великой христианской святыней - мы говорим о храме Рождества Христова в Вифлееме.

Человек является образом Божиим, но грехопадением этот образ в людях изуродован, человечество больно грехом. Цель Христова Воплощения - "прежде падший воскресити образ". Не простить человека, не забыть о его греховном состоянии, а обновить его. Что и совершает Господь Крестом, Воскресением и основанием Церкви Христовой. Именно в ней в таинственном соединении со Христом и обновляются - духовно воскресают - верующие люди. Таким образом, суть спасения состоит в духовном преображении человека, в победе над греховным искажением человеческой природы.

Я говорил о тех системах катехизации взрослых, с которыми сам знаком.

Просветительская работа со взрослыми в церковно-приходских школах интересна, необходима, востребована и очень эффективна.


Результатом обобщения многолетнего преподавательского опыта в детских и взрослых группах воскресной школы стало создание серии учебных пособий по изучению "Основ православной веры": "Великие праздники", "Христос и мы", "На камне или на песке?" и "Иконы. Пособие по изучению "Основ Православной культуры" и Закона Божия". Данные пособия могут использоваться не только в воскресных школах, но и в светских учебных заведениях для изучения "Основ православной культуры". Книги выпущены издательством "Христианская жизнь", все они получили рекомендацию Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Фото: Геннадий Алексеев

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 8    
  Версия для печати        Просмотров: 6943


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 

ВОСКРЕСКА

социальная сеть для педагогов православных школ

Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930