|
||||||||||||||
Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации«Положение о деятельности воскресных школ (групп) для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» в новой редакции было принято на заседании Священного Синода 9 марта 2017 года (журнал № 16).
Синод постановил новую редакцию Положения ввести в действие с момента утверждения Священным Синодом за исключением частей, касающихся требований к педагогам и оснащению воскресных школ (пп. 4.3 и 4.6-4.9 Положения), которые ввести в действие с 1 сентября 2017 года.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2012 года, журнал № 125
В новой редакции от ___________________________, с изменениями и дополнениями утверждено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от ___ _______ 2017 года, журнал № __
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации 2017 г.
Содержание
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 4 III. УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ.. 5 IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ……………………...………………………………………………………….………6
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви. 1.2. Воскресная школа является структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, монастыря, подворья и т.д.) без права юридического лица. 1.3. Целью воскресных школ является: 1.3.1.(в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской Православной Церкви) – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и Церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту; 1.3.2.(в контексте системы государственных нормативных актов Российской Федерации) – осуществление обучения религии и религиозное воспитание последователей в целях совместного исповедания и распространения православной веры, что является признаком религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уставом Русской Православной Церкви, Уставом прихода, монастыря Русской Православной Церкви.
1.4. В случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы. 1.5. Воскресная школа не реализует в своей деятельности основные и/или дополнительные образовательные программы. Требования к общему, дошкольному и дополнительному образованию детей, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (требованиями), не применяются к деятельности воскресных школ. 1.6. Деятельность воскресных школ не подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 1.7. Использование в процессе наставления в вере средств трудового, эстетического, спортивного и иного воспитания и обучения служит достижению общей цели обучения религии и религиозного воспитания и не составляет отдельной (обособленной) программы дополнительного образования, подлежащей лицензированию. 1.8. Наставление в вере в воскресных школах может осуществляться в формах: · бесед; · участия в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях, таинствах Русской Православной Церкви; · изучения Священного Писания, Закона Божия и т.д.; · паломнических поездок, походов, крестных ходов; · дел милосердия; · приобщения к традиционным церковным ремеслам; · церковного хора; · участия в организации и праздновании церковных праздников (рождественские спектакли, пасхальные концерты) и иных подобных проектах (святочные и масленичные гулянья, изготовление традиционного костюма и т.д.); · посещения монастырей с проживанием в них; · иных формах, не противоречащих традициям Русской Православной Церкви.
II.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Деятельность воскресных школ регулируется нормативными документами Русской Православной Церкви, действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями епархиального архиерея, приказами настоятеля религиозной организации (прихода, монастыря, подворья и т.д.), иными распоряжениями руководителя религиозной организации. 2.2. Воскресная школа считается созданной с момента издания распоряжения настоятеля (руководителя религиозной организации). 2.3. Воскресная школа действует на основании Положения о воскресной школе, разрабатываемого религиозной организацией на основании настоящего Положения и утверждаемого настоятелем (руководителем религиозной организации). 2.4. Воскресная группа действует на основании настоящего Положения как общего для данного вида воскресных школ, не требует принятия специального локального акта. 2.5. Решение о начале посещения занятий воскресной школы возможно с благословения настоятеля религиозной организации (либо уполномоченного им лица) на основании письменного заявления родителей (законных представителей). 2.6. До начала занятий директор воскресной школы по благословению настоятеля, обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность воскресной школы. 2.7. Деятельность воскресных школ может быть организована с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в нормативных документах, касающихся деятельности воскресных школ.
III.УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
3.1. В деятельности воскресной школы принимают участие: настоятель религиозной организации, директор воскресной школы, духовник, педагоги воскресной школы (лица, осуществляющие обучение религии и религиозное воспитание)[i], воспитанники, их родители (законные представители). 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием. 3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы. 3.4. Настоятель религиозной организации возлагает на одного из штатных священнослужителей (либо принимает на себя) духовное попечение о воспитанниках воскресной школы. 3.5. Духовник заботится о духовно-нравственном развитии детей и педагогов (лиц, осуществляющих наставление в православной вере), с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. 3.6. Воспитанники воскресной школы имеют право на: ·приобщение к православному вероучению, традициям, истории и культуре; ·пользование библиотекой воскресной школы; ·условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья при проведении занятий. 3.7. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на: ·ознакомление с ходом и содержанием деятельности воскресной школы; ·участие в проводимых воскресной школой мероприятиях; ·пользование библиотечным фондом воскресной школы. 3.8. Директор воскресной школы по благословению настоятеля непосредственно организует, планирует, развивает и координирует работу воскресной школы. 3.9. Для осуществления деятельности воскресной школы по наставлению в вере привлекаются лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям. 3.10. Отношения с лицами, осуществляющими деятельность в рамках воскресной школы, регулируются трудовым или гражданско-правовым договором с религиозной организацией.
IV.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
1. 2. 3. 4.1.При организации и деятельности воскресных школ предъявляются требования к: ·объему, содержанию и итогам деятельности по наставлению в вере; ·педагогам (лицам, осуществляющим наставление в православной вере); ·финансированию, материально-техническому и информационному обеспечению. 4.2.Объем и содержание деятельности по наставлению в вере в воскресных школах определяется Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. 4.3.Требования к педагогам (лицам, осуществляющим обучение религии и религиозное воспитание) включают: · исповедание православной веры; · регулярное участие в литургической жизни Церкви (регулярное причащение, исповедь); · наличие доброй репутации в среде прихожан; · активное участие в жизни Церкви (приходской общины); · наличие образования, соответствующего установленным квалификационным требованиям. 4.4.Финансирование деятельности воскресной школы должно обеспечивать возможность достижения целей в соответствии с требованиями Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. 4.5.Материально-техническое состояние воскресных школ должно обеспечивать: а)соблюдение санитарно-гигиенических условий; б)электро- и пожарную безопасность; в)требования охраны труда. 4.6.Воскресная школа должна иметь библиотеку, укомплектованную книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, библейскими атласами, исторической православной литературой, справочно-библиографической литературой, фондом дополнительной литературы и иной литературы в печатном и электронном виде, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, сопровождающими деятельность воскресной школы, видео- и аудиоматериалами, электронными книгами, методическими пособиями, имеющими гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации (далее – Синодальный ОРОиК) или Издательского совета Русской Православной Церкви, в том числе с электронными приложениями, являющимися их составной частью, иной литературой и по возможности обеспечить ими учащихся. 4.7.Информационное оснащение должно обеспечивать возможность: · получения информации, необходимой для работы воскресных школ (поиск информации в сети Интернет, библиотеке и др.); · создания и использования медиатек, аудио- и видеоматериалов. 4.8.Информационная среда может включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия. 4.9.Информационная среда должна обеспечивать возможность осуществлять следующие виды деятельности: · планирование деятельности; · сохранение (и по возможности публикацию) материалов, в том числе работ воспитанников и педагогов; · фиксацию хода занятий и их результатов; · взаимодействие воскресной школы с епархиальным ОРОиК, Синодальным ОРОиК и иными организациями; · при обеспечении доступа участников деятельности воскресной школы к информационным ресурсам в сети Интернет его контролируемость, направленную на ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами религиозного воспитания; · взаимодействие между участниками деятельности воскресной школы (желательно дистанционное, посредством сети Интернет). 9. 10. 11. 3.8. 3.9. 3.10. 3.11. 3.12. 3.13. 3.14. 3.15. 3.16. 3.17.
[i]Лица, занимающие данные должности (и иные должности из номенклатуры должностей педагогических работников) в ВШ, не осуществляют педагогическую деятельность, не относятся к педагогическим работникам, период работы в ВШ не включается в педагогический стаж и не дает права на иные льготы, предусмотренные ТК РФ и ФЗ № 273-ФЗ.
Образование и Православие / Патриархия.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2951 |