В ХХ в. вместе с кризисом христианства вопрос о человеке перестал быть
центральным, а Мишель Фуко (1926–1984) в книге «Слова и вещи»
провозгласил смерть человека (концепция «смерти автора»), как ранее, в
XIX в., Фридрих Ницше провозгласил смерть Бога («Бог умер»).
Антропологический сдвиг, начавшийся в «осевое время» и имеющий центром
Рождество Христово, является центральным событием европейской
цивилизации. Интенции цивилизационного сдвига, порожденного
христианством, сохранялись примерно 15 веков. Начиная с эпохи
Возрождения, которая переходит в Просвещение XVIII в., человек снова
становится загадкой. Об этом пишет Иммануил Кант (1724–1804), который
впервые наиболее остро ставит антропологические вопросы в парадигме
светского философствования, вне-теологического мышления. Его вопросы
звучат следующим образом: «Что я могу знать?», «На что я могу
надеяться?», «Что я должен делать?», «Что такое человек?». По мысли
Канта, первые три вопроса можно свести к четвертому, самому трудному.