|
Таинство Исповеди на современном приходе совмещает в себе три аспекта. Священник Федор Ртищев в данной публикации анализирует то, как совершается сегодня на приходах Таинство Покаяния, описывает попытку отделить разные аспекты Таинства друг от друга, а также дает некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приходской практики.
Введение
Трудно переоценить значение Таинства Исповеди в жизни православного христианина. Наравне с Причащением исповедь зачастую становится маркером церковной жизни. Вопрос «как часто вы исповедуетесь и причащаетесь?» обычно задают, чтобы понять, насколько тот или иной человек воцерковлен. Тому, кто только начинает свой путь в Церковь, обычно советуют «поисповедоваться и причаститься». Иными словами, исповедь сегодня является своего рода «точкой входа» в Церковь и способом оставаться в Ней. В настоящей статье предлагается проанализировать те аспекты, которые имеет Таинство Покаяния в контексте приходской жизни.
Мы считаем, что в современной практике под термином «исповедь» скрывается как минимум три явления, которые на протяжении истории Церкви обычно воспринимались как несвязанные между собой.
«Духовная беседа» или «воссоединение с Церковью»?
В самом распространенном случае исповедь на приходе подразумевает духовную беседу христианина со священником. Беседа эта состоит из перечисления совершенных грехов, советов батюшки (эта часть может опускаться) и чтения разрешительной молитвы. Ее цель – очищение человека от грехов и помощь в духовной жизни. В контексте этой беседы может быть принесено покаяние как в повседневных грехах, так и в смертных. То есть подобная практика может объединять в себе как диалог исповедающегося со священником, который выполняет в этой ситуации роль духовника (но может таковым не являться), так и воссоединение с Церковью человека, который отпал от нее через совершение тяжелого греха. Отметим, что изначально покаяние приносилось публично только теми, кто согрешал «к смерти», и, следовательно, отлучал себя от Тела Христова, в то время как повседневные грехи не были препятствием к Приобщению, то есть не становились причиной разрыва с Церковью. Более того, судя по словам автора послания Иакова (Иак 5:16), исповедание таких грехов не требовало участия предстоятеля литургической общины верных (епископа/пресвитера).
Таким образом, в современной, самой распространенной, приходской практике смешались два явления, которые изначально имели разные цели.
Благословение на причастие
Также под именем исповеди может скрываться простое благословение на Причастие, которое практикуется на многих приходах по отношению к постоянным прихожанам. По форме это именно исповедь, потому что оно обычно сопровождается чтением разрешительной молитвы с покрыванием главы «кающегося» епитрахилью, однако существенной части исповеди – покаяния в грехах – в этом случае не бывает. Таким образом, внешняя форма становится необходимой в силу обычая, хотя сам акт при этом не становится сакраментальным (иное объяснение: духовник таким образом отпускает кающемуся повседневные грехи, пусть даже и не названные, которые он знает в силу того, что знает кающегося).
Три аспекта исповеди
Таким образом, сегодня исповедь может совмещать в себе 1) беседу с духовником, 2) акт воссоединения с Церковью, 3) благословение на Причастие.
Эти явления имеют разную, с позволения сказать, «целевую аудиторию». Воссоединение с Церковью необходимо христианам, отпавшим от Нее через свои грехи (как правило, такими грехами признавались идолослужение, отречение от Христа, блуд, прелюбодеяние и половая распущенность, убийство, равно как и длительное непричащение).
Духовная беседа, цель которой – получить наставление, необходима тем, кто уже регулярно посещает храм и радеет о качестве своей духовной жизни, об избавлении от страстей и греховных привычек.
Благословение на причастие, в свою очередь, преподается тем, кто часто причащается и старается исповедоваться, равно как и приходить на духовную беседу, по потребности своей совести.
Недоуменные вопросы
В связи со всем вышеперечисленным приходской священник регулярно сталкивается с довольно сложными ситуациями, возникающими из-за смешения этих трех аспектов. Сложные ситуации возникают не в последнюю очередь и по той причине, что исповедь сегодня проводится по большей части во время богослужения, а поэтому время на каждого приходящего ограничено. «Идеальным исповедником» в такой ситуации становится условный «многолетний прихожанин», с большим опытом церковной жизни, который зачитывает свои повседневные грехи по бумажке – на него священнику можно потратить не более одной минуты.
Те люди, которые приходят в храм впервые или после большого перерыва, приносят с собой груз тяжелых грехов, уврачевание которых требует вдумчивого соработничества священника и самого пришедшего и не может произойти быстро, в рамках одной, тем более первой, покаяльной беседы. Более того, вновь приходящие, как правило, приносят с собой свое собственное отношение к Богу, вере и Церкви, и это отношение может иметь нехристианский характер. Хорошо, если такие пришедшие действительно каются в содеянном, но даже в этом случае необходимо общение с ними ради выяснения степени их веры и мотивов прихода в храм. Имели место случаи, когда люди на своей первой исповеди каялись в совершенных грехах, бывали допущены до причастия, но впоследствии выяснялось, что они не имеют самого главного – веры в Бога, а в причастии видят лишь укрепление, своего рода «подзарядку», но никак не единение со Христом и общиной верных. Весьма желательно тех, кто приходит впервые (даже если у них нет тяжелых грехов), готовить к Причастию постепенно, разъясняя им основные принципы христианской веры, нравственности, церковной жизни. То есть проводить своего рода «предпричастную» катехизацию, руководствуясь идеей, что Причастие должно быть результатом изменения жизни, того, что человек обратился и принес первый «плод покаяния» (например, отказался от алкоголя или прекратил греховное сожительство). Оно не может быть инструментом, «волшебной палочкой», которая помогает решить все проблемы. На практике, однако, священники допускают до участия в Евхаристии сразу же, что способствует формированию того самого магического отношения, когда человек думает, что он может продолжать вести прежний образ жизни, периодически «очищаясь» через принятие Святых Даров.
Похожим образом обстоит дело с теми, кто приходит ради духовной беседы. Им тоже нужно посвятить достаточно времени, однако характер наставлений в этой ситуации должен быть немного иным, более акцентированным на аскетике, борьбе со страстями, христианском отношении к тому или иному жизненному событию. Те люди, которые приходят ради духовной беседы, ожидают от священника, что он поможет решить их личные сокровенные проблемы, справиться со страстями и грехами. Для того чтобы такое общение было бы более продуктивным, должно быть выделено отдельное время (по опыту автора, в небольшой общине, состоящей из 200-250 человек, достаточно выделять три часа на буднях и несколько часов после Всенощного бдения). Стоит ли говорить о том, что неверным со стороны пастырей является халатное отношение к этим обязанностям.
Практические рекомендации
Полагаем, что основной рекомендацией при проведении на приходах Таинства Исповеди является разделение указанных трех аспектов и возвращение им подобающего места в церковной жизни.
Но прежде необходимо напомнить несколько моментов:
1) в древней Церкви исповедь являлась средством возвращения в Церковь человека, отпавшего от нее через смертный грех или через неучастие в Евхаристии[1] (см. 9 Апостольское правило, 2 правило Антиохийского собора). Такая исповедь совершалась публично и предварялась епитимьей за совершенный проступок;
2) т.н. «смертные грехи» отличаются от повседневных грехов, которые каждый человек совершает делом, словом, помышлением.Такие грехи врачуются в Таинстве Причащения (которое преподается во исцеление души и тела, попаляя терния прегрешений). Если человек желает жить по-христиански, он обязан бороться с такими грехами. Одним из средств борьбы призвана стать беседа с духовником. Она предполагает основательный рассказ исповедующегося о своих духовных проблемах и конкретные рекомендации со стороны исповедующего священника.
Практически это означает, что исповедь как воссоединение с Церковью (которое должно совершаться в жизни каждого христианина как можно реже) необходимо отделить по времени как от духовной беседы, цель которой – борьба со страстями и грехом, так и от благословения на причастие. Для духовных бесед должно быть выделено внебогослужебное время, в которое священник сможет без спешки выслушать пришедшего, задать детализирующие вопросы, вместе помолиться, дать духовный совет. Воссоединение с Церковью (по практике некоторых общин) может совершаться как публично на богослужении, так и в беседе кающегося и священника. Оно должно восприниматься не просто как рутина, обычное явление, но как великая радость для того, кто возвращается в «лоно Отчее». Что касается благословения на Причастие, «оформленного» как исповедь, то необходимо помнить, что те, кто часто причащаются и подходят к исповеди просто ради формального «разрешения грехов» через покрытие епитрахилью, участвуют в профанации Таинства Покаяния и сведении его к какому-то магическому акту, необходимому для действия высшего порядка, которым является Причащение. Преподать благословение приобщаться вполне возможно и без чтения разрешительной молитвы. Перед началом Литургии священник выходит на амвон/к аналою/в центр храма и просит тех, кто хочет причащаться, взять у него благословение. Это позволяет священнику контролировать, кто подходит к Чаше и, соответственно, не допускать тех, кто его благословения по различным причинам не получил. Сейчас же формой контроля является, опять же, только участие в исповеди.
Заключение
Итак, мы показали, что исповедь сегодня на приходе совмещает в себе три аспекта. Мы стремились проанализировать, как сегодня на приходах совершается Таинство Покаяния, и дать некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приходской практики. Эти рекомендации, которые ни в коем случае не имеют абсолютного характера, могут способствовать тому, чтобы правильно расставить акценты при совершении исповеди, избежать профанации Таинства, невнимательного отношения к кающимся, смешения разных пастырских подходов, необходимых в том или ином случае.
Выводы статьи могут быть сформулированы следующим образом:
1) Таинство Исповеди сегодня представляет комплекс практик, которые имеют различные цели;
2) Мы выделяем три такие практики: воссоединение с Церковью, духовную беседу и благословение на Причастие;
3) Воссоединение с Церковью, которое должно совершаться в жизни христианина как можно реже, необходимо тогда, когда предстоятель литургической общины или глава «покаяльной семьи» (в идеале это должно быть одно и то же лицо) констатирует отпадение верующего от мистического Тела Христова или же в том случае, когда человек, будучи формально крещеным, к Церкви по сути не принадлежит;
4) Воссоединение с Церковью может совершаться как во время богослужения, так и вне его;
5) Духовная беседа необходима, наоборот, тем христианам, которые желают совершенствовать свою духовную жизнь путем борьбы с грехом и страстями и с этой целью обращаются к опытному священнику; такая беседа может быть (но необязательно) внешне оформлена так же, как сегодня оформлена исповедь;
6) Для совершения духовной беседы необходимо отдельное выделенное время вне богослужения;
7) Благословение на причастие для постоянных прихожан не должно ритуально связываться с исповедью в ее сегодняшнем понимании;
8) Если мы захотим соотнести три аспекта исповеди с Причастием, то увидим, что: а) воссоединение с Церковью несомненно и напрямую связано с Причастием, ведь отпавший от Тела Христова человек не может приобщаться Святых Даров. В этом случае причащаться можно только после принесения покаяния; б) духовная беседа, в свою очередь, не связана с Причастием, так как представляет собой решение индивидуальных вопросов духовной жизни, которые обязательно возникают в жизни христианина, стремящегося к святости, но не являются тем, что отлучает человека от Церкви. Специально выделенное время вне богослужения еще больше подчеркивает, что цель беседы – совершенствование личной духовной жизни; г) благословение на причастие также явно связано с участием в Евхаристии, так как оно преподается именно для этого. Таким образом, мы видим, что популярный тезис о том, что исповедь не должна быть жестко привязана к Причастию, касается только одного ее аспекта, пусть и такого, который чаще всего встречается на практике.
Полагаем, что данная статья поспособствует не только размышлениям на тему совершения исповеди, но и конкретным делам по упорядочению сложившейся на приходах ситуации.
Многие аспекты поднятой темы еще ждут своего богословского осмысления. Например, сегодня при проведении духовных бесед пастыри часто руководствуются монашеской литературой и рекомендациями, совершенно не сообразуясь со статусом мирянина и его потребностями. Второй важный аспект, который еще не проработан до конца, это вопрос о том, что можно называть смертным грехом, требующим воссоединения с Церковью. Спектр подходов к этому вопросу колеблется от формального (список «семи/восьми смертных грехов») до индивидуалистического (каждый нераскаянный грех – смертный). Предпринимались также попытки трактовать это понятие в историческом ключе, опираясь на книги Закона (смертный грех – тот, за который в Ветхом Завете предполагалась смертная казнь). В любом случае, проработанного понимания здесь не наблюдается. Третий вопрос, который, на наш взгляд, еще не нашел должного ответа, состоит в том, в каком случае и в каких формах нужно применять те или иные епитимьи.
В любом случае, всем, кто интересуется освещенными в статье вопросами, стоит помнить слова протопресвитера Александра Шмемана: «Возникшие в нашей Церкви <...> споры – о более частом причащении, о связи таинства причащения с таинством покаяния, о сущности и смысле исповеди – признак не слабости или упадка, но жизни и пробуждения»[2].
[1] Неучастие в Евхаристии могло быть и составляющей покаяльной дисциплины для того, кто отлучил себя от Церкви через свои грехи.
|