На протяжении всей истории Православной России образ св.Николая вдохновлял и питал духовное творчество нашего народа. Радуйся живорасленое ядие негиблющее, воскормивый певцы церковныя… – поется в одной из русских стихир Святителю. Вопросам выявления и изучения русского слоя гимнографии в честь св.Николая и посвящен наш рассказ.
Новую песнь воспеваем ти, священноначальниче Николае, и яко дар многоценный, тебе ю приносим, вемы бо яко капля сия славословия ничто же есть в великом море хваления чудес твоих, их же обильно изливаеши всем, верою и любовью тебе зовущим… (Акафист Зарайскому образу св.Николая Икос 7) |
Рассказ сложится из двух частей. Начнем мы с того, что выделим русский слой праздников и гимнографии в честь св.Николая и расскажем о них в целом. Вторая часть доклада будет посвящена специфическим проблемам изучения русской гимнографии, в том числе – вопросам певческого содержания гимнографических текстов.
Какие русские праздники в честь св.Николая существуют? Что такое русская гимнография и какое место занимает она в ряду церковных песнопений Святителю?
Современный месяцеслов Русской Православной Церкви содержит в целом шесть праздников св.Николаю. Каждому из них соответствует своя гимнография. Вот эти праздники:
Память иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца декабря в 6 день);
Перенесение мощей св.Николая из Мир Ликийских в италийский город Бар (месяца мая в 9 день);
Рождество иже во святых отца нашего Николы, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (преимущественно месяца июля в 29 день, по разным источникам м.б. 20 мая, 23 августа, 24 августа);
Принесение чудотворной иконы св.Николая, именуемой «Зарайския» из града Корсуня в Зарайск (месяца июля в 29 день);
Явление чудотворного образа Великорецкого, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца (месяца мая в 24 день);
Принесение Великорецкого образа в Москву (месяца июля в 29 день).
Точно известно, что память и служба, положенные св.Николаю на 6 декабря, имеют греческое происхождение. Этот праздник – самый древний из названных.
К памятям, несомненно установленным в честь св.Николая на Руси относятся: Принесение чудотворной иконы св.Николая, именуемой «Зарайския»…, Явление чудотворного образа Великорецкого…, Принесение Великорецкого образа св.Николая в Москву…. Соответственно основной корпус гимнографии этих праздников создан русскими песнотворцами. Какая это гимнография? В честь Зарайского образа св.Николая созданы акафист, тропарь и кондак; праздник Принесения Великорецкой иконы в Москву имеет свой тропарь. На память Явления Великорецкого образа полагается отдельная служба, на 90% она составлена из оригинальных русских стихир, остальная часть – греческие тексты, заимствованные их декабрьской службы.
Вопрос о происхождении праздников и служб на Перенесение мощей и Рождество св.Николая на данный момент является открытым. Окончательный ответ на него станет возможным после того, как будет исследован весь корпус греческой и русской гимнографии, посвященной св.Николаю. Но сделать предварительный вывод и предположить русское происхождение гимнографии названных праздников возможно уже сейчас. В сегодняшнем рассказе мы не будем привлекать гимнографический материал праздника на Перенесение мощей…, но к песнопениям рождественской службы в честь Святителя – обратимся. Почему? Прежде всего, потому что этот материал менее известен, а точнее – он вовсе не известен широкому кругу не только православной паствы, но и священнослужителей. Что этот за материал? Нам известны две разные службы на Рождество св.Николая. Одну из них можно считать русской на 30%, другую – на 90%.
Когда и где были установлены интересующие нас памяти и составлены к ним праздничные службы?
Время установления праздников в честь Зарайской и Великорецкой икон Святителя соответствует времени свершения тех событий, о которых они рассказывают. Так, Принесение чудотворной иконы св.Николая, иже от Корсуни в землю рязанскую произошло в 1225 году. С этого времени, вероятно, и полагается начало празднованию.
Великорецкий образ Святителя был обретен в 1383 году. Позже, с перенесением чудотворной иконы из села Великорецкого в город Хлынов (Вятку) был установлен и сам праздник.
В середине XVI века по повелению Иоанна Грозного состоялось первое принесение Великорецкого образа в Москву. В честь этого события в столице было установлено особое торжество.
Названные праздники относятся к местно совершаемым церковным памятям. Возникновение собственной гимнографии этих праздников связано, вероятно, со временем повсеместного, всероссийского прославления самих икон – Великорецкой и Зарайской. Например, свершившееся в XVI веке принесение Великорецкого образа в Москву явилось по сути Крестным ходом всей России с образом св.Николая. Для торжественной встречи образа в Москве был написан тропарь. Служба же самому празднику Явления Великорецкой иконы была составлена на Вятке всего вероятнее после возвращения образа. Об этом свидетельствуют тексты службы. Из них узнаем мы и о святительском благословении на создание службы. Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем св.Николая.
Время установления праздника Рождества св.Николая – неизвестно. Можно утверждать лишь, что это – одна из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание этого церковного торжества содержится в славянской глаголической рукописи XII-XIII вв [1]. Первый русский месяцеслов, включающий эту память относится к XIV веку [2]. Подчеркнем, что упоминание рождественского праздника содержится исключительно в рукописях славяно-русских. Свидетельствует ли это о соответственном происхождении праздника? Возможно.
Службы на Рождество св.Николая известны нам по русским спискам XVII-XVIII вв. В целом, складывается впечатление, что Рождество св.Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православного богослужений на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Эта мысль подтверждается и особенностями богослужебных последований в честь Рождества Святителя. Так, известные нам варианты рождественской службы в сущности отражают две традиции празднования Рождества св.Николая, бытовавшие в разное время и в разных областях России. Например, первый вариант службы содержится в рукописях, которые гипотетически оказываются связаны с Новгородом (РГБ ф.98 №903 1657г.; РГБ ф.299 №484.1, 1723) [3].
[1] Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока Т.II. – М., 1997. – С.377 Из надписания к рукописи ф.299 №484 следует, что она принадлежала церкви «Николая Чудотворца доброго помощника», стоявшей на «погосте Рамушевом». Возможно, здесь имеется в виду местечко Рамешки Тверской губернии. Оно находится на пол пути из Новгорода в Москву и расположено в кругу Бежецких монастырей, два из которых посвящены св.Николаю. Уточнение названия церкви – «Николая Чудотворца доброго помощника» позволяет предположить конкретное место происхождения рукописи. В «Полном собрании исторических сведений о монастырях России» (сост. А.Ратшин. М., 2000. – Репринт. изд. 1852г.) упоминается Добрынская-Николаевская мужская пустынь, «что в Бежецком уезде на берегу реки Мологи». Указано, что она существовала с 1696 года и «имела соборную церковь Николая Чудотворца». |
Второй вариант – дошел до нас в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору (БАН Вятское собрание №66 нач.XVIIIв.).
Заметим, что в рукописи из Вятского кафедрального собора вместе со службой Рождеству св.Николая представлено и последование Явлению Великорецкого образа. Особенности содержания обеих служб указывают на то, что они могли быть созданы в одно время (и в одном месте). Так, общим для них является моление укротить междоусобные брани, междоусобия бурю утишить. В одном случае эта молитва дополняется прошением избавить от нахождений иноплеменных, в другом – подать от Бога царем нашим победы на враги. Вероятно, создатели (или создатель) этих строк опирались на одни и те же события русской истории. Кроме того, эти службы родственны и обилием русской гимнографии. Напомним, что русские тексты составляют 90% от общего количества стихир.
Возвращаясь к двум разным вариантам службы Рождеству св.Николая, нужно сказать, что сравнение их между собой свидетельствует о существовании некоего первоначального – древнейшего варианта, на который и опирались песнотворцы в составлении известных нам служб. Так, при всем своем различии эти последования имеют четыре общих текста: кондак, два седальна и стихиру. По виду они относятся к древнейшим из тех, что вошли в богослужебные последования.
Итак, мы рассказали в целом о русских праздниках, посвященных св.Николаю, обозначили все известные нам гимнографические памятники и тем самым затронули ПЕРВУЮ ПРОБЛЕМУ изучения русского гимнографического творчества. Она состоит в том, чтобы в полном объеме собрать этот слой гимнографии, осмыслить его и сделать известным.
На данном этапе исследования существует еще много вопросов. Часть из них связана с происхождением названных служб и их рукописных источников; другая часть – с выявлением новых, пока еще неизвестных нам русских последований св.Николаю. Богослужебные рукописные книги несомненно хранят известия о таких памятях.
Например, в Богослужебном сборнике из обители преп.Сергия Радонежского (РГБ ф.304/II №303 XIX в.) излагается «Чин Всенощного бдения, отправляемого в келии преп.Сергия, в пяток на субботу…». Основное место в этом последовании занимает канон, в каждой песни которого наряду с тропарями Пресвятой Богородице и преп.Сергию положены по два тропаря св.Николаю. Тексты тропарей не встречаются среди известных нам песнопений Святителю. Таким образом, казалось бы рукописи, не имеющие прямого отношения к св.Николаю, представляют нам совершенно новый гимнографический материал в честь Святителя, который скорее всего имеет русское происхождение.
Этот пример свидетельствует о том, что русским гимнографическим творчеством в честь св.Николая, полнился и богатился не только церковный год, но и недельный круг богослужений. Вот насколько велик и разнообразен, даже в первом приближении, пласт русского церковно-поэтического творчества, посвященного Святителю.
ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА, связанная с изучением русской гимнографии св.Николаю, заключается в том, чтобы проанализировать гимнографические памятники со стороны содержания.
Прежде всего, необходимо сделать это в сравнении со службой греческой и высветить те новые грани, смысловые оттенки, которые вносят в понимание образа св.Николая русские гимнографы. С другой стороны, интересно сравнить русские службы между собой и определить характерные особенности содержания каждой из них.
Что же показывает сравнение русских текстов с греческими (декабрьскими)? Какие нюансы вносит русская гимнография в традиционное понимание образа св.Николая? Рассмотрим некоторые темы.
Например, в стихире Киими смиренными устами из службы Рождеству (по спискам РГБ) прославляется восстановление Святителем правды. Та же тема, но несколько иначе, представлена в греческой стихире Киими песненными пении…, послужившей своего рода образцом для создания русского текста.
В греческом варианте воспето потребление Святителем Ариева плевелная учения, то есть восстановление правды в учении о Христе. В соответствующей строфе русской стихиры именование Святителя правде правитель переплетается с прославлением его талантов вдовствующим заступника, сиротам питателя, больным врача безвозмездна. То есть тема правды освещается здесь темой милосердия. Воспевание этих талантов в совокупности, как нам кажется, является характерной чертой русского восприятия образа св.Николая. Восстановление правды по причине милосердного отношения всегда было дорого сердцу русского человека.
Продолжая тему переосмысления греческих текстов, нужно сказать об особом прочтении русскими гимнографами чуда о спасении трех воевод. С одной стороны, оно может быть представлено обобщенно. Например, соответствующие строфы греческой стихиры-образца могут быть заменены общей фразой типа: спасенныя воды изливаеши. С другой стороны, из воспевания этого чуда в русских стихирах вырастает именование Святителя царям окормитель. Такое обращение к св.Николаю отражало истинное положение его по отношению к держателям верховной власти на Руси.
К особенностям русского понимания образа св.Николая относится и появление новой темы – воспевания труда. Эта тема для русского народа мало сказать характерна, она созвучна жизни людей, связанных с земледелием и православием. В разных службах эта тема представлена по-разному. Например, в службе «Явлению Великорецкого образа» сам св.Николай прославляется как трудоположник Христов. В Акафисте же Зарайскому образу Святитель воспевается как труждающихся неленно покой и отдохновение.
Обратимся к характерным особенностям содержания русских текстов каждой службы.
В содержании двух вариантов службы Рождеству св.Николая есть как общие черты, так и различия. С одной стороны, составляя рождественские последования Святителю, песнотворцы ориентировались на известные службы Великим Двунадесятым праздникам: Рождеству Господа нашего Иисуса Христа и Рождеству Богородицы. Темы, почерпнутые из этих служб и стали общими для двух последований св.Николаю. Что это за темы?
Например, прославление рождества св.Николая, как события святого и чудесного, воспевание праведности родителей Святого.
Главное различие двух вариантов рождественской службы заключается в их богословской концепции. Так, в центре первого варианта (Рождество по спискам РГБ) стоит чудо о спасении трех воевод. Святитель Николай воспевается как сделавшийся подобным Христу в спасении людей: Тайнодерзновенно уподобился еси мудре / царя бо обличил еси ангелом двократы / избави три мужи от смерти / тем по успении твоем сияеши чудесы / отче наш Николае / моли Христа Бога спастися душам нашим (тропарь гл.4). Соответственно с этим в стихирах службы св.Николай прославляется как спасение человекам…, дивный врач и спаситель… и т.д. В одной из стихир св.Николаю усваивается именование, данное Пресвятой Богородице в ее рождественской службе: клятве взятие благословению подание. Это направлено к воспоминанию искупительной, спасительной для нас жертвы Христа, Его кровной клятвы за нас пред Богом.
В центре второго варианта (Рождество по списку БАН) – чудеса, сопровождавшие младенческие годы Святителя. Они рассматриваются как пророчества его особенных талантов. Главное из них – чудо о стоянии ног. Напомним, что в младенчестве, при Крещении св.Николай три часа простоял в купели никем не держимый. В текстах службы это чудо трактуется по-разному. Например, как пророчество о таланте св.Николая всей вселенней назирателя; как пророчество о непреклонности Святителя; как свидетельство будущего прославления им Святой Троицы и т.д.
Русские стихиры из службы Явлению Великорецкого образа не упоминают известные по Житию чудеса св.Николая, но в целом прославляют его дар Чудотворца и целебное действие образа. Например: Бесконечную благодать от Бога приял еси святителю Николае всем подаеши неоскудная исцеления с верою приходящим к чудотворному твоему образу…(на Малой вечерни стихира на «Господи воззвах» гл.4) или О дивное чудо, Божиим мановением источник чудодеяний на пусте месте благоговейну мужу явися образ святителя Николая…(на Великой вечерни стихира на «Господи воззвах» гл.1).
Тропарь раскрывает перед нами другую, важную для этого праздника мысль: вписывание града Хлынова и всея Вятския страны в ореол уже прославленных Святителем территорий – Мир Ликийских и г.Бари.
Кроме того, в стихирах службы определяется отношение этого русского праздника к известной греческой памяти Святителя: …светел честный праздник преставления твоего, святителю Николае, светлейши же явление чудотворного образа твоего… (тропарь третьей песни канона Грядите людие гл.2).
Особенность содержания текстов, посвященных Зарайскому образу, почерпнута из иконографии самого образа. Как известно, тип иконы с изображением Спаса, подающего св.Николаю Евангелие, и Богородицы, покрывающей его омофором, был широко распространен в греческой иконографии. Однако, в гимнографии [4] св.Николаю этот сюжет впервые появляется в русских текстах службы Зарайскому образу. Исследователи иконографии видят в этом сюжете символику таинства священства. Отражение ее есть и в гимнографии. Принесение Зарайской иконы трактуется русскими песнотворцами как поставление св.Николая в первосвященники не только Зарайска, но всей России: Стена несокрушима был и есть, Николае, великия страны нашея и граду тобою возлюбленному… (акафист, икос 10) или Всея земли российския явися, яко непобедимый воеводо и защитниче, Николае… (акафист, икос 8).
[4] Гладышева Е.В. Иконографическая программа иконы «Никола» Алексы Петрова (XIII век) / Искусствознание 1998 №1. – С.102-111 |
Мы переходим, наконец, к последней, ТРЕТЬЕЙ ПРОБЛЕМЕ изучения русской гимнографии. Она состоит в том, чтобы осмыслить гимнографические памятники со стороны их певческого содержания.
Так как распевались на Руси тексты и греческие, и русские, вопрос о русских распевах обращен ко всему объему гимнографии, посвященной св.Николаю. То есть он охватывает службы всех шести известных праздников Святителю: одного греческого и пяти русских.
В свою очередь, изучение певческой гимнографии Святителю во всей ее полноте, совокупности, в сравнении распевов и принципов распевания текста позволяет охватить все самые важные стороны русской певческой традиции: пение на гласы, на подобен, многораспевность, соотношение знаменной и пятилинейной нотации и т.д. Вопросов очень много, но мы остановимся на одном из них: системе пения на подобен.
В чем заключается проблематика этого вопроса?
Изучая рукописные памятники разных веков, мы увидели, что отраженная в рукописных источниках практика системы пения на подобен не всегда соответствует тому теоретическому обоснованию, какое дается этой системе пения исследователями медиевистами. Так, в большинстве случаев на систему пения на подобен смотрят как на некое руководство к техническому устроению песнопений. В свою очередь, руководствуясь содержанием рукописных списков служб св.Николаю, мы можем предположить, что система пения на подобен строится прежде всего на соответствии смыслового содержания подобна и стихир [5].
[5] Обращаясь к истории вопроса о системе пения на подобен, нужно сказать, что он так или иначе затрагивается во всех крупных трудах, связанных с изучением древнерусского церковного пения (Бражников М.В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам XV-XVIII вв. – Л., 1972. – С.259; Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. – СПб., 1915. – С.24; Разумовский Д.В. Церковное пение в России. – М., 1867. – С.52; Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. – М., 1971. – С.70 и т.д.). Исследований же, специально посвященных изучению системы пения на подобен, – не много, половину из них составляют отдельные научные статьи (Артамонова Ю.В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII вв. – Дисс.на соиск…канд.иск.– М. 1998.; Владышевская Т.Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства. – Дисс. на соиск. …канд.иск. – М., 1975.; Момина М.А. Самоподобные песнопения (αυτόμελα) в церковно-славянских богослужебных рукописях // Русь и южные славяне. – СПб., 1998. – С.165-184.; Морохова Л.Ф. Подобники как форма музыкально-теоретического руководства // Источниковедение литературы древней Руси. – Л., 1981. – С.181-191). |
Подход к изучению системы пения на подобен во всех известных нам работах – один. Внимание исследователей направлено главным образом на то, чтобы выявить соответствие подобна и стихиры, созданной по его образцу, в техническом устроении поэтического или музыкального текста. Например, М.А.Момина убедительно доказывает подобие текстов на уровне «ритмической структуры» [167]; Ю.В.Артамонова считает, что «при пении на подобен объектом моделирования является прежде всего композиция напева» [63] и т.п.
Что говорят исследователи о роли содержания богослужебных текстов в системе пения на подобен?
Т.Ф.Владышевская подчеркивает важное значение содержания текстов для церковного пения в целом: «…профессиональная музыка была вокальной, поэтому слова, текст, его содержание и поэтическая форма влияли на музыкальную форму и музыкальный язык песнопений» [193]. Ю.В.Артамонова предполагает, что «структурно-мелодическое подобие может быть следствием образно-тематического уподобления» [64] и т.д. Таким образом, о значении содержания богослужебных текстов в организации законов церковного пения в целом и системы пения на подобен в частности говорится только в самом общем плане, как само собой разумеющееся, но к «техническому» уровню уподобления песнопений трудно применимое.
По нашему представлению первостепенное значение в организации системы пения на подобен имеет именно работа с содержанием текста. В чем состоит эта работа? Ответить на этот вопрос мы попытались в своем докладе.
Рассмотрим это на конкретном примере.
К одним из самых древних текстов на подобен, написанных в честь Святителя, принадлежат стихиры греческой декабрьской службы: В Мирех пожив телесно…, Победе тезоименит воистину…, Явися Константину царю…
Эти стихиры положены на подобен Егда от древа… В основе подобна – евангельский сюжет о снятии с Креста тела Господня. Этот сюжет раскрывается в тексте подобна двояко. С одной стороны, излагается исторический факт снятия с креста тела Господня, то есть событие описывается внешне. С другой – выявляется богословский смысл этого события. В чем он состоит? В прославлении Домостроительства Божия, то есть совершения Господом нашего спасения.
Спасительные Деяний Христа воспеты в подобне обобщенно. Важна сама идея – обнаружить глубинный смысл описываемого исторического события.
В стихирах, написанных на этот подобен – иначе. В каждом из трех текстов последовательно воспеваются три спасительных Деяния Господа нашего Иисуса Христа: воплощение, победа над грехом, потребление смерти.
Так, в первой стихире прославлено приобщение Господа человечеству. Это Деяние раскрывается со стороны своей высшей цели – приобщения человечества Богу. Обожение св.Николая выражено через усвоение ему имени – миро… В стихире поется: В Мирех пожив телесно / миро воистину явися / миром помазався разумным… Вспоминается изречение св.Симеона Фессалоникийского: «Миро излиянное – имя Христу Богу нашему».
Во второй стихире воспевается совершенная Господом в его крестной смерти победа над грехом. К воспоминанию об этом Деянии Христа гимнограф приходит, раскрывая значение собственного имени св.Николая – победа на злобу (победа над грехом). Песнотворец так и говорит: Победе тезоименит воистину…святе Николае…
В третьей стихире св.Николай прославляется в связи с чудом об избавлении от напрасной смерти трех воевод. Песнотворцу важно раскрыть именно этот сюжет из Жития Святителя, так как в нем видится подобие Спасительному Деянию Иисуса Христа – освобождению праведников от уз ада, потреблению смерти. Подобно тому, как Господь снисходит во ад и умершия от преисподних воскрешает, св.Николай является Константину царю со Евлавием во сне и повелевает им скоро отпустити связанных, яже имата мужа в темнице, глаголя: неповинни суть беззаконнаго заколения…. Образ темницы , напомним, символизирует в богословии врата адовы.
Единство трех стихир на уровне богословской идеи – воспевания Спасительных Деяний Христа, подтверждается еще и тем, что сложенные воедино первые слова этих стихир образуют осмысленную фразу. Она может послужить началом гимна Спасению, совершенному Иисусом Христом:
В Мире(х)…Победа… Явися…
Особенно ясно эта собирательная фраза представлена в греческих списках, где начальные слова каждой стихиры отделены от последующего текста колоном (знаком разделения текста на строфы), то есть образуют отдельную строку распева. В русских списках такое разделение не зафиксировано в самом тексте, зато оно присутствует в распеве. Во всех трех стихирах (при любых вариантах их распевания) начальные слова выделены одной и той же интонационной формулой:
Таким образом, выявляя подобие в содержании поэтического текста, мы пришли к разговору о распеве. Этот разговор возник сам собою, потому как именно распев зачастую помогает услышать в тексте то художественное слово или тот образ, которые связывают стихиру с ее образцом. То есть распев помогает услышать подобное в содержании стихир.
Происходит ли при этом уподобление распевов подобна и стихиры? Да, но основным критерием подобия распевов (так же как и поэтического текста) является отражение ими богословского смысла стихиры, почерпнутого в тексте-образце. Как это происходит практически – вопрос, требующий отдельного рассмотрения.
Подводя итог всему сказанному, мы еще раз подчеркнем, что русская гимнография св.Николаю, до конца не собранная, не выявленная – это богатейший кладезь русского духовного творчества. Очень плодотворным может быть ее изучение. С одной стороны, оно позволит рассмотреть все основные проблемы и вопросы собственно русского церковного поэтического и певческого искусства от его истоков до наших времен. С другой стороны, на примере служб св.Николаю мы можем рассмотреть в сравнении две важнейшие традиции Православного церковного пения – греческую и русскую, выделить характерные особенности каждой из них и вместе с русскими гимнографами прославить Угодника Божия Николу:…радуйся, российстеми людьми наипаче возлюбленный, радуйся, ими же наипаче усердно почитаемый….
ИНЦИПИТНЫЙ КАТАЛОГ РУССКОЙ ГИМНОГРАФИИ свт. НИКОЛАЮ [6]
[6] По названным спискам служб Рождеству св.Николая, Явлению Великорецкого образа св.Николая, Принесенению Зарайского образа св.Николая, Принесения Великорецкого образа Святителя в Москву. Чтобы полнее представить творчество русских гимнографов, мы включили в каталог и стихиры, в создании которых песнотворцы опирались на известные образцы текстов из декабрьской и майской служб Святителю. В каталоге такие стихиры выделены черной линией. |
Б
Бесконечную благодать от Бога приял ecu, святителю Николае...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч. Ст. на «Г.в.» на 4 гл.1 под.Неб. чин.. / БАН Вятск.собр. №66
Благодать почерните и просвещение примите, веселие и милость...
«Явление Великорецкого образа..».Утреня.Ст.на«Хв.Г.» на 4 гл.8 под.0,пресл.чудо / БАН Вятск.собр.№66
Божественную благодать от Бога приял ecu, святителю Николае...
«Рождество..». Утреня. Ст.на «Хв.Г.» на 4 гл.4 под.Дал еси знамение / БАН Вятск.собр. №66
В
Великую область от Бога приял ecu, всеблаженне Николае...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч.Ст.на ст. гл.2 под.Доме Евф. / БАН Вятск.собр. №66
В Мирех рождейся святителю Николае, от благого корени боголюбиваго...
БАН Вятское собр. №66 «Рождество..». Кондак гл.4 / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484 (указ. под. В Мирех святе); вариант:
В Мирех рождься, святителю, миром разумно духовным явися помаз ан, отче Николае...
«Рождество..».Вел.веч. Ст.на Славу на ст. гл.2 / БАН Вятск.собр. №66
Воистину шлем и оружие наДиавола непобедимое ты ecu...
«Рождество..». Светилен / БАН Вятск.собр. №66
Воспоим ныне святителя песньми, граду Хлынову и всей Вятской стране и вселенной всей пастыря...
«Явление Великорецкого образа..». Икос / БАН Вятск.собр. №66
Вострубим трубою песней, и взыграем празднственная. И ликовствуем радующеся в пресветлое торжество богоноснаго отца. Цари и князи да стекутся бесплотным сожителя, благочестия управление...
«Явление Великорецкого образа..». Утреня Ст. на Славу на «Хв.Г.» гл.5 / БАН Вятск.собр. №66
Всемирная радость от праведнику возсия нам от Феофана и Ноны...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на стих. гл.4 самогл. / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;вариант:
Всемирная радость т праведник возсия нам днесь рождество твое
«Рождество..». Мал.веч. Ст на Славу на ст. гл.4 / БАН Вятск.собр. №66
Всемирную радость в пусте месте явленно благоговейный мужузрети сподобися...
«Явление Великорецкого образа..». Светилен. / БАН Вятск.собр. №66
Всечестное твое рождество, отче Николае, ангелов множествы...
«Рождество..». Мал.веч. Ст.на «Г.в.» гл1 под.Небесных чинов / БАН Вятск.собр. №66
Всяк град и страна пресловущему святому храму сему срадуется днесь...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Славу на Литии гл.6 / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484
Г
Грядите, ecu богомудрии, к чудотворному образу святителя Николая и, прошения своя...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч. Ст.на Литии гл.2 / БАН Вятск.собр. №66
Д
Дар благоприятен, от родительских рук в дар Богу возложенный...
«Рождество..». Утреня. Ст.на «Хв.Г.» на 4 гл.4 под.Дал еси знамение / БАН Вятск.собр. №66
Дивны твоя тайны, Христе Боже, велико сокровище и богатство некрадомо...
«Явление Великорецкого образа..».Вел.веч.Ст. на«Г.в.» на 8 гл.1 под.0,дивн.чудо / БАН Вятск.собр. №66
Днесь благоплодная Нона рождает строча богоизбранное в жилище всех Царя...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на стих. гл.4 самогл. / РГБ ф.98 №903; Литургия. 2-я ст.после прокимна/РГБ ф.299 №484;
Днесь верных собери сошедшееся., воспоем вкупе согласно предивнаго отца святителя Николая торжество...
«Рождество..». Вел веч. Ст.на Литии, Ст.на Славу на Литии гл.4 / БАН Вятск.собр. №66
Днесь возсия нам, яко солнце торжество Твое отче Николае...
«Рождество». Тропарь гл.З / БАН Вятск.собр. №66
Днесь ныне, земнороднии примите чистоты рачителя...
«Рождество». Мал.веч. на Стих.ст. гл.2 под. Днесь ныне/БАН Вятск.собр. №66
Днесь память рождества твоего, святителю отче Николае, яко солнце нам Богоносия возсия...
«Рождество..». Утреня. Ст.на «Хв.Г.» на 4 гл.4 под.Дал еси знамение / БАН Вятск.собр. №66
Доблестей твоих преподобие отче, плоды просветил есть верных сердца чудесными блистании. Кто тебе бо слыша о сем не удивится, яко во святем рождестве твоем стоянием ног твоих...
«Рождество..». Вел веч. Ст.на Литии гл.8 / БАН Вятск.собр. №66
Е
Егда Божиим промыслом от Великия реки во град Хлынов принесен бысть...
«Явление Великорецкого образа..». Ст. по 50-м псалме, гл.7 / БАН Вятск.собр. №66
И
Источника чудесем и реку дарований показа человекам Господь чудотворный образ твой...
«Явление Великорецкого образа..».Утреня.Ст.на«Хв.Г.» на 4 гл.8 под.О,пресл.чудо/БАН Вятск.собр. №66
Источник чудес от Бога явился ecu. мудр Николае, темже, отче, в рождесте твом дивен явлься...
«Рождество..».Седален по 2-м стихологии гл.8 под.Премудрости / БАН Вятск.собр. №66
Исцеления точиши всем, верою притекающим к чудотворному твоему образу...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч. Ст. на «Г.в.» на 4 гл.1 под.Неб-.чин. /БАН Вятск.собр. №66
К
Како возможем похвалити или ясно изглаголати святителя Николая истинная чудеса...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч. Ст.на Литии гл.8 / БАН Вятск.собр. №66
Кими духовными пеньми и песньми восхвалим святителя во слав нем торжестве его...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на «Г.в.» гл.2 под.Кими похв. / БАН Вятск.собр. №66
Кими духовными песньми восхвалим святителя печальным утешителя...
«Рождество..». Вел.веч. Ины ст.на «Г.в.» гл.2 под.Кими похв. / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Кими песньми похвалим святителя в честном рождестве его...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на «Г.в.» гл.2 под.Кими похв. / БАН Вятск.собр. №66
Кыми похвальными венцы венчаем святителя в чудесном рождестве его...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на «Г.в.» гл.2 под.Кими похв. /БАН Вятск.собр. №66
Кими похвальными венцыувязем святителя священству венца...
«Рождество..». Вел.веч. Ины ст.на «Г.в.» гл.2 под.Кими похв. / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Кими смиренными устами воспоем святителя дивного в чудесех...
«Рождество..». Вел.веч. Ины ст.на «Г.в.» гл.2 под.Кими похв. / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Красуйся, граде Хлынов, имея в себе от великая реки принесенный чудотворный образ...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч.Ст.на Славу на ст. гл 2 / БАН Вятск.собр. №66
М
Мирликийская страна хвалится тобою, отче Николае, и град Барский радуется...
«Явление Великорецкого образа..». Тропарь гл.2 / БАН Вятск.собр. №66
Н
Ныне отечество твое святителю, град Линия светло празднуит...
«Рождество». Мал.веч. Ст.на «Г.в.» гл.1 под Неб.чин. / БАН Вятск.собр. №66
Ныне, отче святителю Николае, отечество твое град Ли кия светло радуется...
«Рождество..». Седален по полиелеосе гл.5 / БАН Вятск.собр. №66
Ныне, преблаженне Николае, душа твоя почивает на небесех, предстоя престолу Христову...
«Явление Великорецкого образа..». Седален. гл.4 / БАН Вятск.собр. №66
Ныне светло празднуем святителя и чудотворца Николая преславное рождество...
«Рождество». Мал.веч. Ст. на «Г.в.» гл.1 под.Небесных чинов / БАН Вятск.собр. №66
Ныне, святителю Николае, великий светилник святитель Христов...
«Рождество». Мал.веч. Ст.на «Г.в.» гл.1 под.Небесных чинов / БАН Вятск.собр. №66
О
О блаженная версто и благословенное супружество прекрасного душею Феофана и...
«Рождество..». Седален по 3 песни канона, гл.5 / БАН Вятск.собр. №66
Образ твои чудотворный, премудро Николае, дражайший сапфира...
«Явление Великорецкого образа..». Седален по 1-м стихологии, гл.5 / БАН Вятск.собр. №66
О, дивное чудо, источник чудодеяний на пусте месте благоговейну мужу якися...
«Явление Великорецкого образа..».Вел.веч.Ст.на «Г.в.» на 8 гл.1 под.0,дивн.чудо / БАН Вятск.собр. №66
О, дивное чудо! Пречистого Духа сияньем просвещаеши весь мир...
«Явление Великорецкого образа..».Вел.веч.Ст.на «Г.в.» на 8 гл. 1 под.0,дивн.чудо / БАН Вятск.собр. №66
От корени благого благий прозябе плод, иже от младенчества освященный...
«Рождество..». Утреня. Ст.на Славу на «Хв.Г.» гл.2 / БАН Вятск.собр. №66
Отче Николае, аще и Мирская страна израсти тя...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Литии гл.2 / БАН Вятск.собр. №66
Отче Николае, закона судьбами, яко сад при водах насажден бысть...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Литии гл.4 / БАН Вятск.собр. №66
Отче святителю Николае, светозарную память твою любовию почитаем, радующеся духовно...
«Явление Великорецкого образа..». Утреня. Ст.на «Хв.Г.» на 4 гл.8 под.0,пресл.чудо / БАН Вятск.собр. N66
П
Приидите ecu вернии (добрый) святителие убо цари же и князи и сановницы...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Сл.на «Г.в.» гл.8 / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Приидите ecu празднолюбивы, честное рождество святителя Божия Николы...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Сл.на стих. гл.З / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Придите ныне празднолюбцы светло торжествуем в честном рождестве...
«Рождество». Мал.веч. на Стих.ст. гл.2 под.Днесь ныне / БАН Вятск.собр. №66
Приидите ныне с нами, братие. И купно духовне возвеселимся во святем торжестве...
«Рождество..». Икос / БАН Вятск.собр. №66
Приидите сошедшееся с Давидом вкупе возопием...
«Рождество». Мал.веч. на Стих.ст. гл.2 под.Днесь ныне / БАН Вятск.собр. №66
Приидите христоименитых людей собор и всех верных сословие...
«Рождество..». Вел веч. Ст.на Славу на ст. гл.2. / БАН Вятск.собр. №66
Приидите, христоименитии людие, притецем в Церковь святителя Николая...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч. Ст.на Славу на ст. гл.6 / БАН Вятск.собр. №66
Приспе день светлого рождества ныне сошедшеся верни...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на «Г.в.» гл.1 под.О дивное чудо / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Преосвященная и великая церкве града Хлынова, со архиереем и со освященным собором...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч. Ст.на Славу на Литии гл.6 / БАН Вятск.собр. №66
Преподобнии твои руцы простер молебно, преблаженне Николае...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч.Ст.на ст. гл.2 под.Доме Евф. / БАН Вятск.собр. №66
Преславно, святителю Николае. Во всех странах российских хвалится тобою...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч.Ст.на Славу на «Г.в.» гл 2 / БАН Вятск.собр. №66
Процвел есияко Финисктем же молим тя, помяни всех нас...
«Рождество..». Вел. Веч. Ст.на стих. гл.4 самогл. / РГБ ф.299 №484;
Процвел яко Финскс Давидский отче и обитель явися Пречистому Духу...
«Рождество..». Вел веч. Ст.на стих. гл.4 самогл./РГБ ф.98 №903; Литургия. 1-я ст.после прокимна/ РГБ ф.299 №484;
Р
Радуйся, глава преосвяшенния и Богу вожделенная...
«Рождество..». Вел.веч. ст.на ст. гл.5 под.Радуйся / БАН Вятск.собр. №66
Радуйся, честный грозде зрелого плода, от праведнику ныне явися...
«Рождество..». Вел веч. Ст. на ст. гл.5 под.Радуйся / БАН Вятск.собр. №66
Радуйся, явивый деннице пресветлый, пребезначального света Владыки...
«Рождество..». Вел. веч. Ст.на ст. гл.5 под.Радуйся / БАН Вятск.собр. №66
С
Святая твоя память, святителю Николае, вселенную веселит, созывающи верныя вся...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.вечСт.на ст. гл.1 под.Неб.чин. / БАН Вятск.собр. №66
Святителем удобрение и отпев красоту, источника чудесем неоскудеваемаго, граду Хлынову заступника великого...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч. Ст. на Славу на «Г.в.» гл.6 / БАН Вятск.собр. №66
Святителем удобрение и отцем славу, источника чудес неисчерпаемого и верным заступника великого...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Славу на «Г.в.» гл.6 / БАН Вятск.собр. №66
Святителю отче Николае богомудре, ты воистину явися наставник и учитель...
«Рождество..». Вел веч. Ст.на Лит. гл.8 под.О преславное чудо / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Святителю отче Николае, испроси яже к Богу твоими молитвами...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Лит. гл.8 под.О преславное чудо / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Святителю отче Николае, ты еще во утробе материи...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на Лит. гл.8 под.О преславное чудо / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484
Сей день веселия радуйтеся людие се бо свету светилник от Ноны ...
«Рождество..». Вел.веч. Ст.на «Г.в.» гл.1 под.О дивное чудо / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
С небесными чинми ангельскими верни духовне веселимся...
«Явление Великорецкого образа..».Мал.веч.Ст.на«Г.в.»на 4 гл.1 под.Неб.чин./ БАН Вятск.собр. №66
Т
Таинодерзновенне уподобился ecu мудрее царя бо обличил ecu ангелом двократы...
«Рождество..». Тропарь гл.4 / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
Твое славят рождество святителю Николае разумного света заре...
«Рождество..». Вел веч. Ст.на «Г.в.» гл.1 под.О дивное чудо / РГБ ф.98 №903; ф.299 №484;
У
Умилосердися, Владыко, орабех твоих и не предаждь нас в руки врагом нашим...
«Явление Великорецкого образа..». Мал.веч.Ст.на ст. гл.2 под.Доме Евф. / БАН Вятск.собр. №66
Ч
Чудное и славное рождество твое, святителю Николае, церковь днесь православных...
«Рождество». Тропарь, гл.2/ БАН Вятск.собр. №66
Я
Яко венцем пресветлым украсися Вятская страна, ликует в памяти пастыря своего и учителя...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч. Ст.на Литии гл.2 / БАН Вятск.собр. №66
Яко струя божественна исцелений происходит от чудотворного твоего образа...
«Явление Великорецкого образа..». Седален по полиелее, гл.4 / _БАН Вятск.собр. №66
Яко звезда пресветлая, от Великия реки произшедши, пречестный образ...
«Явление Великорецкого образа..». Кондак гл.З / БАН Вятск.собр. №66
Яко звезда пресветлая просиял ecu блаженнее Николае, посреди Линии града...
«Рождество..». Утреня. Ин кондак гл.З / БАН Вятск.собр. №66
Яко звезда светозарная, подобие образа твоего, духовными лучами просвещая...
«Явление Великорецкого образа..».Седален по 2-м стихологии.гл.8/ БАН Вятск.собр. №66
Яко звезда светоносивая явися подобие образа твоего, святителю, граду Хлынову...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч.Ст.на ст. гл.1 под.Неб.чин. / БАН Вятск.собр. №66
Яко украшение царско Хлынов граде обрете чудотворный образ твой, святителю Николае...
«Явление Великорецкого образа..». Вел.веч.Ст.на ст. гл.1 под.Неб.чин. / БАН Вятск.собр. №66
© С.А. Черкасова, (Кандидат искусствоведения, кафедра истории музыки РАМ им. Гнесиных)