|
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
В
октябре 1945 года в числе студентов первого курса Православного
Богословского института в Москве, в Новодевичьем монастыре, был
Гермоген Иванович Шиманский. Курс отличался большим разнообразием по
составу и степени подготовки студентов. Там были и юноши, окончившие
среднюю школу в провинции, там были и убеленные сединами
старцы-псаломщики с большим опытом участия в церковных богослужениях, и
священники среднего и пожилого возраста.
Гермоген Иванович
выделялся среди всех своей особой собранностью, методичностью, всегда
приветливым обращением и непоколебимой твердостью в своих взглядах. Он
был скромен и благожелателен, духовно строг и вместе с тем
по-товарищески снисходителен к своим младшим сокурсникам. Надо сказать,
что подготовка учебного процесса была еще только в самом начале, и
поэтому некоторые профессора давали нам под запись свои лекции и уроки,
другие рекомендовали книги, но в целом приходилось многое делать самим,
и, в частности, пособия по богослужебному уставу писали сами студенты,
основываясь на Типиконе и практике. В числе первых, кто делал эти
практические учебные пособия, был и Гермоген Иванович. Интересы
студентов нашего курса были различны: нас волновали и практические, и
сложные богословские вопросы. Самым сложным был вопрос о концепции
догмата учения о спасении, сотериология. Преобладал интерес к
святоотеческой письменности. Поэтому закономерно, что Гермоген Иванович
темой кандидатского сочинения выбрал учение о спасении по
богослужебным книгам. Это чистый источник святоотеческого мышления,
открывающийся в практике богослужебной жизни, близкой каждому
церковному человеку, знающему и любящему богослужение.
Глубокое
повседневное участие в совершении богослужения стало не только основой
кандидатского сочинения Шиманского, но и созданных им позднее учебников
для духовных школ. Необычайное трудолюбие Гермогена Ивановича было
отражением его внутреннего духовного подвига. Он был неизлечимо болен
туберкулезом легких. Учебный год у него нередко прерывался для лечения.
В
летние периоды он регулярно проходил курс в санатории. Мы знали это и
дорожили каждым днем общения с ним. Его записи лекций, обсуждения, в
которых мы участвовали, всегда отличались корректностью, точностью,
добросовестной обработкой использованного материала. Это было также и
выражением внутреннего состояния его личности. Без каких-либо внешних
знаков он был глубоким аскетом. В кармане он держал маленькие четки из
отполированных до блеска от частого употребления косточек вишни.
Однажды Гермоген сказал мне, — а все шесть лет обучения мы на занятиях
сидели рядом за одним столом, — что это память о столовой завода, где
он работал инженером: из косточек вишни из компота он и сделал четки.
Гермоген Иванович пришел в Богословский институт уже с внутренним
опытом Иисусовой молитвы, она была ему поддержкой в нелегких для него
условиях жизни в общежитии, в борьбе с тяжелым недугом. В последний
год, на четвертом курсе Духовной Академии, он был освобожден от
экзаменов и выпущен со степенью кандидата богословия досрочно.
Представленный
учебник литургики можно назвать классическим. Классическим и по
содержанию, поскольку он основан на чистом источнике духовного опыта:
святоотеческом богословии и богослужебном уставе Православной Церкви.
Классическим и по методике изложения. Это результат многолетней личной
практики, приобретенной в опыте участия в богослужении и проверенный в
течение ряда лет преподаванием в духовных учебных заведениях.
Издателям
приношу глубокую благодарность за то, что рукопись нашего
друга-подвижника увидела свет к большой пользе церковного православного
юношества, учащихся духовных школ и всех, кто ищет познания строя
православного богослужения.
Автору этого труда, блаженно почившему подвижнику и нашему другу Гермогену, вечная и благодарная память и покой со святыми.
10 апреля 2003 года
Питирим,
митрополит Волоколамский и Юрьевский
Г.И. Шиманский
|