Организационная информация: |
Предмет |
История |
Класс |
8 |
Тема |
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года |
Образовательная программа по предмету (автор) |
«История России XIX века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
|
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Баранова Людмила Алексеевна, учитель истории |
Образовательное учреждение |
МАОУ СОШ №2 с углубленным изучением английского языка |
Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) |
Северо-западный федеральный округ |
Республика/край |
Новгородская область |
Город/поселение |
Город Великий Новгород |
Описание урока: |
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Время реализации урока |
40 минут |
Цели урока |
создать условия для развития информационной компетентности учащихся; формирование умений делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний |
Задачи урока |
- образовательные: изучить движение декабристов, доказать, что оно оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России;
- развивающие: развивать навыки обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы;
- воспитательные: воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма. |
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) |
Предметные:
- Знать, что собой представляло восстание декабристов 1825 года, какие последствия имело для дальнейшей истории страны.
- Умение систематизировать и анализировать информацию из различных исторических источников; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.
- Развитие познавательного интереса к истории России, расширение кругозора учащихся
- формирование умений давать сравнительную характеристику идей, деятельности и программных документов декабристов
Личностные:
- формирование представления о значимости патриотизма для современного человека на примере декабристов;
- осмысление ценностей современного общества в сравнении с декабристами.
Метапредметные:
- развитие умений работать с учебной информацией (анализировать, систематизировать, обобщать факты, составлять сложный план, таблицу);
- продолжить формирование умения работать в группе
|
УУД |
- Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, понимать важность выступления декабристов для российского общества XIX в. И его значение для последующих поколений российских граждан
- Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; составление плана и последовательности действий
- Коммуникативные УУД: умение слушать других, работать в группе, а также умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Познавательные УУД: умение сформулировать проблему, построить логическую цепь рассуждений, привести доказательства своей позиции
|
- Структура и содержание урока:
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
1 этап урока: Самоопределение к деятельности. Цель этапа: выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения необходимых требований учебной деятельности |
Активизирую познавательный интерес, создаю проблемную ситуацию.
«Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – опора – царизма, владели крепостными крестьянами. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали декабристы? В чем значении декабристского движения?»
|
Предлагают различные варианты
(мозговой штурм).
|
Формулирование познавательной цели.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Приветствие учителя. Подготовка к работе, включаются в деловой ритм.
|
Определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
Определяют суть проблемы |
Способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
2 этап урока: Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Целеполагание. Организует
формулирование
темы урока
учащимися (Какую задачу будем решать?
Какими способами?) |
Формулируют задачу, предлагают способы её решения |
Подведение под понятие, выведение следствий;
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
|
Спрашивают о форме работы: индивидуальная или групповая |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Вспоминают, что им уже известно по данному периоду истории России |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению |
3 этап урока: Организация учебной деятельности |
Актуализация знаний
Вопросы классу по внутренней политике самодержавия после войны 1812 года
Организация детей по группам: «Северное общество», «Южное общество»
Консультирую по вопросам задания
Демонстрирую программные документы декабристов
«Южное общество» (N 111611)
«Северное общество» (N 111678)
Организую обсуждение программ по вопросам: в чем главные различия двух программ?
Какая более радикальна?
Какая более реалистична?
Мини-лекция о событиях 14 декабря 1825 г.
Демонстрирую иллюстрации
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (N 129069)
Сенатская площадь (современное состояние) (N 111521
Демонстрирую текст документа
«Манифест к русскому народу» (N 111529)
Обращаю внимание уч-ся на проблемное задание.
Почему против царизма выступили представители дворянства декабристы?
Какие изменения предполагали декабристы?
В чем значение декабристского движения?
Демонстрирую задания |
Отвечают на вопросы и формулируют причины формирования взглядов декабристов
|
- Поиск и выделение информации;
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей
|
Ученики распределяются по группам и получают задания: проанализировать деятельность обществ по плану.
Участвуют в коллективном обсуждении
|
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
- контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Заполняют таблицу «Конституция» Н.Муравьева
«Русская правда» П. Пестеля
По ходу рассказа обучающиеся выполняют следующие задания: составляют хронику события, выписывают имена руководителей, излагают письменно основную суть "Манифеста к русскому народу”.
Отвечают на вопросы, делают выводы |
- Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
|
4 этап урока: Контроль и оценка результатов деятельности |
Соотнесение цели и конечного результата. Осуществляю оценку деятельности
Организую анализ трудностей при выполнении заданий
Предлагаю в качестве домашнего задания приготовить творческие работы, по темам:
Декабристы в Сибири.
Влияние декабристов на культуру Сибири.
Жены декабристов - это подвиг? Или…
|
Объясняют полученные результаты.
|
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Задают вопросы по выполнению домашнего задания |
Оценка действий партнера, контроль, коррекция.
Умение слушать |
Выявляют свои затруднения
Оценивают уровень своих достижений на уроке.
|
В форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
|
Дополнительная информация |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новыхФГОС? |
О результативности урока можно судить по достижению поставленной цели и задач и по соответствию цели результату. Анализируя проведённый урок, считаю, что учащиеся умеют:
- определять цель деятельности;
- планировать учебные действия;
- использовать различные источники информации;
- ставить и отвечать вопросы;
- представлять свои конечные продукты;
- оценивать свои действия и членов группы.
Эффективность урока будет достигнута тогда, когда учащиеся и учитель будут удовлетворены процессом и результатом учебной деятельности. Эффективность можно проследить при помощи анкетирования, бесед, планов действий.
|
Ресурсы, оборудование и материалы |
Основные: Рабочая программа, учебник, проектор, экран.
Дополнительные: Интернет – ресурсы, компьютеры с выходом в Интернет |
Список учебной и дополнительной литературы |
«История России XIX века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005
Фортунатов В.В., Снегирев С.Ф. Отечественная история в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы |
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (N 129069)(иллюстрация)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f820a4a5-a327-49ac-bc73-6960720370fa/35_11.jpg
Сенатская площадь (современное состояние) (N 111521) (иллюстрация)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783d2-0a01-01b2-002c-7ac5bfc340a1/[IS89IR_2-01]_[PF_01].jpg?redirected=true
"Северное общество" (N 111678) (текст)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878373-0a01-01b2-00ae-3da82e428285/%5BIS89IR_1-6%5D_%5BTD_19%5D.html
"Южное общество" (N 111611) (текст)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a87836f-0a01-01b2-00d9-927737eebb74/?from=7a88063c-0a01-01b2-0198-185317f8ef8b&interface=teacher&class=50&subject=20&rub_guid[]=7a88063c-0a01-01b2-0198-185317f8ef8b
"Манифест к русскому народу" (N 111529) (текст)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a8783f4-0a01-01b2-007f-226179cb23f3/%5BIS89IR_2-01%5D_%5BTS_02%5D.html
|
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ |
Сорокина Е.М. Поурочные разработки по истории России. XIX век. 8 класс. – М.: Вако, 2013
http://spisok-literaturi.ru/books/pourochnyie-razrabotki-po-istorii-rossii-8-klass-xix-vek_19613828.html |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы |
Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений |
Нет |
Дополнительная необходимая информация |
Поощряется инициативность учащихся, возможен самостоятельный поиск дополнительных источников информации по заданной теме (помимо указанных), их анализ. Например, поиск данных по оценке современниками декабристов указанных событий и их трактовка. |