Предметы:
Священное Писание
Катехизис
Догматическое богословие
Основное богословие. Апологетика
Нравственное богословие
Пастырское богословие
Сравнительное богословие
Гомилетика
Патрология
История Церкви
Литургика
История философии
История Отечества
Сектоведение
Всеобщая история
Религиоведение
Церковный протокол
Византология
Православная культура России
Мировая культура 
Основы гуманитарной методологии 
Русская словесность 
Психология
Педагогика
Российское религиозное законодательство
Церковная жизнь 
Аскетика 
Каноническое право 
Иконография
Агиография
Церковно-славянский язык
Латинский язык
Материалы по ИППЦ
Литература о Православии и христианстве на иностранных языках - Books in foreign languages about Orthodoxy and Christianity in general
Западные христианские апологеты
 

Последние поступления:

  • Хронология Септуагинты...
  • The eternal manifestation of the Spirit through the Son: a hypostatic or energetic reality?...
  • Communion with God: An Energetic Defense of Gregory Palamas...
  • Одушевление тела в трактате «О сотворении мира» Иоанна Филопона...
  • Counting Natures and Hypostases: St Maximus the Confessor on the Role of Number in Christology...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • Development in Theological Method and Argument in John of Damascus...
  • Новый Завет в духовной школе: история изучения и содержание дисциплины...
  • Вышла лекция «О школах русской иконописи»...
  • Кириллин Владимир Михайлович. Очерки о литературе Древней Руси...
  • Раннее развитие литургической системы восьми гласов в Иерусалиме (Russian translation of 'The Early Development of the Liturgical Eight-Mode System in Jerusalem')...
  • “Orthodox Theology of Personhood: A Critical Overview, Part II”, The Expository Times [International Theological Journal], 122:12 (2011) 573-581 [English]...
  • Сибирское Соборное Совещание 1918 года: материалы...
  • God the Father - Spring of everlasting love and life Trinitarian impulses for a culture of peace and healing communication...
  • ‘The Primacy of Christ and Election.’ PJBR 8 no. 2 (2013): 14-30.f [Paper Thumbnail]...

  •  

     

    Новосибирский Свято-Макарьевский Православный Богословский Институт

    УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ

    Гомилетика

    1. Теория гомилетики. Определение предмета. Деление предмета. Значение предмета. Цель предмета. Неотъемлемость предмета. Требование предмета.
    2. Руководство по Гомилетике. Архиепископ Аверкий (Таушев).
    3. История Проповедничества, ч 1-я.  
    4. История Проповедничества, ч 2-я.
    5. Курс Русской Риторики. А.А. Волков.
    6. Проповеди Митрополита Филарета (Вознесенского) часть 1-я.
    7. Проповеди Митрополита Филарета (Вознесенского) часть 2-я.
    8. Слова и поучения. Архиепископа Афанасия (Мартос).
    9. Проповеди Епископа Митрофана (Зноско-Боровского).
    10. Мысли митрополита Антония (Храповицкого), высказанные в проповедях.
    11. Практическая гомилетика, Триодь Постная. Протоиерей И. Толмачев.
    12. Практическая гомилетика, Триодь Цветная. Протоиерей И. Толмачев.
    13. Практическая гомилетика, Недели 1-17. Протоиерей И. Толмачев.
    14. Практическая гомилетика, Недели 18-32. Протоиерей И. Толмачев.
    15. Практическая гомилетика. Праздники.
    16. Беседы и проповеди. Иеромонах Мефодий (Харбин).
    17. Из проповедей Святителя Иоанна Шанхайского.
    18. Проповеди. Протоиерей В. Ильенко.
    19. Единое на Потребу, проповеди.  Архиепископ Андрей (Рымаренко).
    20. Проповеди. Том 1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
    21. Со страниц Евангелия. Архимандрит Симеон (Нарбеков).
    22. Проповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
    23. Отечник Проповедника. Игумен Марк (Лозинский).
    24. Конспект по гомилетике. Московская Духовная Семинария. 
    25. Опубликовано 18.06.2017 в рубрике  Учебные пособия и материалы » Гомилетика

        Семиотические аспекты христианской проповеди
       

      Любая проповедь ориентирована на конкретную аудиторию, в зависимости от которой изменяется содержание, композиция, стиль и даже оответствующий способ произнесения. Как семиотика служит делу проповеди, расскажет статья аспиранта Московской духовной академии Зиновия Чеснокова.

      Величайшим проповедником Христианства является святой апостол Павел. О познании Бога он сказал: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20). Таким образом, Бог благословляет науку, смысл которой заключается именно в рассматривании творений. Историк науки Уэвелл Уильям называл её истолкованием Природы[1].

      Там, где есть истолкование, есть и знак, который подвергается интерпретации. Знак, его истолкование, и все, что с этим связано, изучает семиотика. Один из основоположников семиотики, Чарльз Пирс в своей статье «Что такое знак?» пишет, что рассуждение – это интерпретация (толкование) знаков. Рассуждение – инструмент науки, без которого она не существует. «Каждая интеллектуальная операция включает триаду символов», «мы думаем только при помощи знаков»[2]. «Искусство рассуждения – это искусство располагать в определенном порядке такие знаки и находить истину»[3]. Следовательно, можно построить силлогизм: 1) Наука – это толкование (природы); 2) рассуждение – это толкование (знаков). Общее место: И наука, и рассуждение – это толкование.

      Толковать можно только знак. Если наука толкует природу, то это значит, что (как минимум для Уэвелла) природа не есть объект, а только знак. Что же тогда является её объектом? Исходя их слов апостола Павла – Бог. Раскрытие семиотического аспекта науки необходимо ведет к выводу о существовании Автора. Сама природа есть живое Богословие.

      Поскольку упомянули эту сферу, посмотрим на творения великого богослова – святителя Григория Назианзина. И он рассуждает, используя эллинскую мудрость, толкует Писание, применяет символы, то есть пользуется семиотикой.

      Как и в любом искусстве, в Богословии и в науке есть свои правила, соблюдение которых позволяет познать истину и избежать ошибок. Об этих правилах пишет свт. Григорий в слове первом о богословии. «Богословствовать можно не перед всяким», то есть проповеднику необходимо учитывать состояние слушателя. А само содержание слова будет благовестием только тогда, когда оно будет отражать личный опыт. Опыт – один из методов и научного познания. Святой Иоанн Богослов обращает наше внимание на то, что его повествование именно о том, «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин.1:1). Богословие Святителя Григория отражает его личный духовный опыт и предназначается строго определенной аудитории, имеющей конкретные установки восприятия. Семиотика существенным образом связана с эмпирикой, так как без опыта, т.е. без объекта, знак лишен смысла. А опыт всегда чей-то, это личный опыт.

      И все это рассматривает семиотика. Особую роль личного восприятия Пирс поясняет так: «Символ может вместе со сфинксом Эмерсона сказать человеку: Я – взгляд твоих глаз».

      Чтобы убедиться, что проповедь Святых Отцов – это всегда плод опыта и при этом предназначается конкретной аудитории, а не для всякого человека, можно поразмышлять над таким описанием явления Христа преподобному Симеону Новому Богослову: «Итак, лишь только я очистился и освободился от уз, Он подает мне Божественную руку, поднимает из болота, весь, обнимая меня, падает на шею и (увы мне! как я стерплю это) беспрестанно целует меня»[4]. Переводчику пришлось в сноске со ссылкой на другие тексты прп. Симеона пояснять, что целование Христа – это свет. Приобщение к нетварному Свету Божества. И прежде чем подумать о болоте жизни в переносном смысле, в вашем сознании возникает образ болота, понимаемый буквально, как вода и жижа. Не имея представления о болоте в лесу, вы не поймете мысли автора. В этом тексте толкованию подвергаются слова-знаки «целовать» и «болото».

      Семиотика универсальна для науки, философии и академического богословия, значит, она может быть общим языком их диалога.

      Практические выводы таковы:

      1) Раскрытие семиотических аспектов пополняет апологетический инструментарий, служит делу проповеди;

      2) Знание законов семиотики позволяет избегать помех коммуникации и ошибок в рассуждении и проясняет изложение мысли;

      3) Семиотика позволяет раскрыть творение как диалог Бога с человеком и миром;

      4) Семиотика побуждает к вниманию в аскетической жизни, в которой важнейшее место занимает правильное толкование внешних явлений и внутренних состояний подвижника.


      Мир – это множество знаков. И человек, этот образ Божий – главный Знак. Знак присутствия Бога.


      [1] Исторiя индуктивныхъ наукъ от древнѣшаго и до настоящаго времени Вильяма Уэвелля. Пер. М.М. Антоновича и А.Н. Пыпина. Т.I. Изданiе «Русской книжной торговли». СПб.: 1867. С.XV

      [2] Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 3(7). —С.94

      [3] Там же. С.95

      [4] Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Правило веры. М.:2006, С.21
        Образование и Православие / Богослов.Ru
       

      Всего голосов: 0       Версия для печати    Просмотров: 2853

      Рекомендуем к прочтению:

      - Жанровое своеобразие проповедей святителя Иннокентия (Борисова)

      - Гомилетика. Теория церковной проповеди. Епископ Феодосий

      - Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. ...

      - 6 проповедей. Архиепископ Кирилл (Гундяев)

      - Гомилетика - какой ей быть?



      Рассылка новостей сайта на E-mail

      html-cсылка на публикацию
      Прямая ссылка на публикацию

      Добавление комментария

      Имя:*
      E-Mail:
      Комментарий:
      Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера

     

    Областной центр информационных технологий управления образования администрации Новосибирской области при участии отдела образования Новосибирской Епархии


    ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Православное Христианство.Ру Участник сообщества епархиальных ресурсов. Все православные сайты Новосибирской Епархии