Любая проповедь ориентирована на конкретную аудиторию, в зависимости от которой изменяется содержание, композиция, стиль и даже оответствующий способ произнесения. Как семиотика служит делу проповеди, расскажет статья аспиранта Московской духовной академии Зиновия Чеснокова.
Величайшим проповедником Христианства является святой апостол Павел. О познании Бога он сказал: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим. 1:20). Таким образом, Бог благословляет науку, смысл которой заключается именно в рассматривании творений. Историк науки Уэвелл Уильям называл её истолкованием Природы[1].
Там, где есть истолкование, есть и знак, который подвергается интерпретации. Знак, его истолкование, и все, что с этим связано, изучает семиотика. Один из основоположников семиотики, Чарльз Пирс в своей статье «Что такое знак?» пишет, что рассуждение – это интерпретация (толкование) знаков. Рассуждение – инструмент науки, без которого она не существует. «Каждая интеллектуальная операция включает триаду символов», «мы думаем только при помощи знаков»[2]. «Искусство рассуждения – это искусство располагать в определенном порядке такие знаки и находить истину»[3]. Следовательно, можно построить силлогизм: 1) Наука – это толкование (природы); 2) рассуждение – это толкование (знаков). Общее место: И наука, и рассуждение – это толкование.
Толковать можно только знак. Если наука толкует природу, то это значит, что (как минимум для Уэвелла) природа не есть объект, а только знак. Что же тогда является её объектом? Исходя их слов апостола Павла – Бог. Раскрытие семиотического аспекта науки необходимо ведет к выводу о существовании Автора. Сама природа есть живое Богословие.
Поскольку упомянули эту сферу, посмотрим на творения великого богослова – святителя Григория Назианзина. И он рассуждает, используя эллинскую мудрость, толкует Писание, применяет символы, то есть пользуется семиотикой.
Как и в любом искусстве, в Богословии и в науке есть свои правила, соблюдение которых позволяет познать истину и избежать ошибок. Об этих правилах пишет свт. Григорий в слове первом о богословии. «Богословствовать можно не перед всяким», то есть проповеднику необходимо учитывать состояние слушателя. А само содержание слова будет благовестием только тогда, когда оно будет отражать личный опыт. Опыт – один из методов и научного познания. Святой Иоанн Богослов обращает наше внимание на то, что его повествование именно о том, «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин.1:1). Богословие Святителя Григория отражает его личный духовный опыт и предназначается строго определенной аудитории, имеющей конкретные установки восприятия. Семиотика существенным образом связана с эмпирикой, так как без опыта, т.е. без объекта, знак лишен смысла. А опыт всегда чей-то, это личный опыт.
И все это рассматривает семиотика. Особую роль личного восприятия Пирс поясняет так: «Символ может вместе со сфинксом Эмерсона сказать человеку: Я – взгляд твоих глаз».
Чтобы убедиться, что проповедь Святых Отцов – это всегда плод опыта и при этом предназначается конкретной аудитории, а не для всякого человека, можно поразмышлять над таким описанием явления Христа преподобному Симеону Новому Богослову: «Итак, лишь только я очистился и освободился от уз, Он подает мне Божественную руку, поднимает из болота, весь, обнимая меня, падает на шею и (увы мне! как я стерплю это) беспрестанно целует меня»[4]. Переводчику пришлось в сноске со ссылкой на другие тексты прп. Симеона пояснять, что целование Христа – это свет. Приобщение к нетварному Свету Божества. И прежде чем подумать о болоте жизни в переносном смысле, в вашем сознании возникает образ болота, понимаемый буквально, как вода и жижа. Не имея представления о болоте в лесу, вы не поймете мысли автора. В этом тексте толкованию подвергаются слова-знаки «целовать» и «болото».
Семиотика универсальна для науки, философии и академического богословия, значит, она может быть общим языком их диалога.
Практические выводы таковы:
1) Раскрытие семиотических аспектов пополняет апологетический инструментарий, служит делу проповеди;
2) Знание законов семиотики позволяет избегать помех коммуникации и ошибок в рассуждении и проясняет изложение мысли;
3) Семиотика позволяет раскрыть творение как диалог Бога с человеком и миром;
4) Семиотика побуждает к вниманию в аскетической жизни, в которой важнейшее место занимает правильное толкование внешних явлений и внутренних состояний подвижника.
Мир – это множество знаков. И человек, этот образ Божий – главный Знак. Знак присутствия Бога.
[1] Исторiя индуктивныхъ наукъ от древнѣшаго и до настоящаго времени Вильяма Уэвелля. Пер. М.М. Антоновича и А.Н. Пыпина. Т.I. Изданiе «Русской книжной торговли». СПб.: 1867. С.XV
[2] Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 3(7). —С.94
[3] Там же. С.95
[4] Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Правило веры. М.:2006, С.21
|