Проповедь
слова Божия является священной обязанностью пастыря Церкви Христовой.
На протяжении всей новозаветной истории человечества пастырская
проповедь была самым действенным средством нравственного воспитания и
созидания духовных основ жизни христианского общества. Ввиду
исключительной важности церковного учительства всегда актуален вопрос о
качестве церковной проповеди, ее действенности и современности. Этот
вопрос имеет прямое отношение к делу воспитания и подготовки достойных
проповедников слова Божия. Настоящий труд посвящен решению этой важной
проблемы церковной жизни и является курсом лекций по теории церковной
проповеди — нормативной науки о проповедничестве.
Составление научной теории всегда представляет большой труд для каждого,
кто приступает к такого рода работе. Это обусловлено тем, что для
успешных и плодотворных теоретических разработок и правильного
построения научной системы необходимо тщательное изучение всех
предшествующих работ по соответствующей отрасли знаний. При историческом
обозрении этих трудов у исследователя накапливается обширный материал
для последующей научной обработки. При анализе и сопоставлении
полученного материала открывается возможность выделить достоинства и
недостатки предшествующих работ, что, в конечном итоге, способствует
более правильной постановке разрабатываемой теории.
Приступающему к изучению гомилетического наследия представляется
множество разнообразных опытов построения гомилетических теорий. Для
этих трудов характерны различные подходы как к пониманию задач науки,
так и к использованию гомилетических методов. Первый опыт
систематического изложения гомилетических правил представлен в творении
блаженного Августина, известном под названием «Христианская наука» (V
в.). В дальнейшем, по мере исторического развития науки о церковной
проповеди, этот опыт постоянно обогащался новыми трудами. Наибольший
интерес для современной гомилетики представляют три независимых
направления в теории церковной проповеди.