|
Что
должны сказать мы о себе? Как жить, как действовать нам? Ответ на эти
вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении;
они и предначертали образ действования в этом положении.
«В последнее время, – сказал один из них, – те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес,
как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного
смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся
знамениями». Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас
в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца!
По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства
их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем
человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества
человеческого в уединение наружное и внутреннее.
По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине
умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир
в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо
точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение
молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима
осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело
Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое
дело – Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт.19:17), –
сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен,
если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и
редкий в наше время дар Божий.
Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно.
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его
немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя
достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности
избегнуть влияния его.
«Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон [Задонский] за сто лет пред сим: ныне – одно лицемерство». Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом,
потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и
способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное
поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога,
– и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних,
предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства.
Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от
зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в
направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство
временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости
порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
Печатается по: Свт. Игнатий Брянчанинов. Полное собрание сочинений. Отечник. Том 6. Глава 85.
|