|
||||||||||||||
Как научить детей делать добрые делаЕлена Смирнова, директор фонда «Созидание», на примере собственной семьи и программ фонда рассказала, как научить детей доброте и справедливости, как привлекать их к благотворительности и почему это важно делать с самого раннего возраста. Фонд «Созидание» давно проводит уроки Добра в школах и компаниях, мы берем на практику старшеклассников, приглашаем детей и их родителей в программу «Субботник», которой уже больше 8 лет. У нас есть волонтеры, которые приходили к нам подростками, а сейчас приходят уже со своими детьми.
Мы много сил и времени вкладываем в то, чтобы научить детей помогать и быть добрее. Это своего рода миссия фонда. Ведь мы можем сейчас заложить в детях правильное представление о помощи и воспитать то поколение, которое будет менять мир благотворительности в будущем.
Как мы воспитаем детей сейчас, так они будут относиться к нам. От этой работы зависит, станет ли благотворительность нормальным явлением, естественной частью жизни, не требуя дополнительных ярмарок, мероприятий, акций, или по-прежнему будет уделом узкого круга людей. Чтобы благотворительность стала нормой жизни, надо об этом детям рассказывать с самого маленького возраста.
У меня пятеро детей от 3 лет до 21 года, и я понимаю, насколько все индивидуально, общих рецептов быть не может, всегда важно смотреть на детей и выбирать то, что важно им. Но главные принципы работают.
Показывать примерЧетверо моих детей появились на свет, когда уже был фонд «Созидание», поэтому для них фонд – это часть жизни, для них помогать естественно. Все они уже часть команды. Мой старший сын Паша некоторые мероприятия фонда считает своими, это «Пироги и пряники», «Смородиновая вечеринка», «День Муравья». Сейчас ему 21 год, он приходит со своей женой, и всегда помогает – и фуры разгружать, когда надо, и лотерею проводить.
Но не обязательно работать в благотворительности, чтобы воспитать доброго ребенка. Если мама собирает свои вещи и рассказывает про это, то и ребенок захочет. Если мама собирает монетки, то и ребенок к ней присоединится. Пример эффективнее всего.
Так, одна моя знакомая ходит вместе с сыном на наши «Субботники», ее Пете около 6 лет, и вот они собирают вместе посылку и Петя предлагает отправить семье хлеб. Мама говорит, что так не получится, хлеб испортится. Тогда он уходит и через пять минут возвращается с разбитой копилкой. «Тогда давай им все мои деньги из копилки отправим – чтобы они хлеба купили».
Рассказывать конкретные историиДетям важна конкретика, что они не просто помогли кому-то, а что отправили новый портфель Ванечке, у которого нет родителей, он живет с бабушкой, и денег, чтобы собрать Ванечку в школу, мало. Или Васе, у которого никогда таких игрушек не было, и теперь мальчик из Москвы прислал ему игрушки и у него появился новый друг. Это трогательно, это важно детям, они будут знать, что есть дети, которым они помогают. И после ваш ребенок будет продолжать об этом думать. У детей мозг так устроен, что они не просто сделали и забыли, они будут часто размышлять, думать о том мальчике, которому собрали игрушки, о бабушке, которой написали письмо. И если не сразу, то через несколько дней могут снова заговорить об этом с родителями. И будут предлагать новую помощь, придумывать что-то свое – может, нарисовать рисунок или сделать поделку, написать письмо.
Все наши подопечные семьи обязательно присылают в ответ письма, фотографии. Детям важна обратная связь.
Учить делиться самым лучшимМы против того, чтобы приучать помогать деньгами или чтобы просить у родителей деньги. Мы за то, чтобы отдавали только свои собственные вещи. У нас в семье важные правила – нельзя отбирать у ребенка то, что он не хочет отдавать, нельзя отдавать чужое. Мои дети тоже любят иногда собрать игрушки 3-летней Василисы и сказать: «Их можно отдать, они Василисе не нужны». Но смысл в другом – важно отдать что-то нужное, свое собственное, чем-то пожертвовать. Подарить что-то ненужное может каждый, а расстаться с чем-то ценным – этому еще нужно учиться. Потому что надо сразу приучать детей, что если у медвежонка нет глаза и ручки, то перед тем как их отдать, то их нужно пришить, и отдавать только если получилось красиво. Те, кто попали в беду, не нуждаются в таких подарках, в такой помощи. Они такие же дети. Важно все это проговаривать с детьми, и тогда они будут воспринимать это как норму.
Когда нам в фонд привозят вещи, мы просим принести их на 6 этаж и разгрузить. Многие бывают недовольны, но это принципиальная вещь. Чтобы помощь была полноценной – надо постараться: вещи постирать, погладить, подготовить, принести в фонд.
У нас в фонде 6 человек, 10 действующих регулярных программ, 100 акций в год, у нас очень много дел, мы не можем просто за каждым пакетом приходить или приезжать. Человек должен сделать все сам – и тогда он получит удовлетворение.
Воспитывать даже самых маленькихУчить добрым делам можно с самого простого и в любом возрасте – подобрать сломанный цветочек, перевязать лапу собачке, пожалеть друга. Это мелочи, но именно регулярная такая работа помогает детям вырасти другими, быть добрыми, это станет для них образом жизни.
Постепенно можно начинать рассказывать о более серьезной помощи. Но вначале превратить это в своего рода игру. Например, убираясь в детской, говорить: «Есть дети, у которых нет игрушек, им было бы приятно получить что-т в подарок. Может, посмотрим, чем мы с тобой могли бы поделиться? И нет, эта машинка не подходит, потому что у нее нет колеса. Тебе было бы приятно получить в подарок машинку без колеса?».
В 5 лет ребенка уже можно оставлять одного на программах, как наш «Субботник», а до этого приходить всем вместе, стать волонтерами, показывать пример.
«Созидание» — это не только посылки, у нас много разных программ, можно на дом взять работу, распутать бижутерию, переписать письма, написать историю для сайта.
Искать компаниюК нам часто на субботники записываются целые школы. Многие из них уже давно принимают участие и в других наших акциях. Они собирают канцелярию, памперсы, монетки, проводят ярмарки своих поделок. Так, очень активно нам помогает Павловская гимназия, несколько вальфдорских школ. Летом у нас школьники 8 и 10 классов проходят практику, к нам приезжают дети, которые учатся за границей.
И мне важно, чтобы всем им было интересно у нас. Они не просто разбирают посылки, а еще ездят в детские дома и дома престарелых, в больницы. Но у них есть четкие правила, я требую от них дисциплины, исполнительности, я считаю, что дисциплина начинается в этом возрасте. С детьми очень важно общаться по-честному, по-взрослому.
Моя дочка Маша еще до того, как пойти в 1 класс, рассказала своей будущей однокласснице про то, что мы отправляем подарки. Подруга тоже решила принести вещи, потом другая. И в итоге весь класс стал активно принимать участия в акциях. Более того – родители тоже подключились. Так, рассказ о том, что «мы с мамой отправляем посылки», вызвал живое желание помогать. И у нас появился большой новый круг помощников.
Объяснять и говорить правдуНе нужно скрывать от детей правду жизни. Не надо говорить, что дети не умирают и что всех вылечат. Да, к сожалению, есть болезни, от которых дети умирают. Да, есть дети, которые никогда не будут ходить, и есть дети, у которых нет папы и мамы. Мы не можем этого изменить, но мы можем сейчас им помочь и сделать их жизнь более комфортной.
Это же касается людей с особенностями развития. У нас в окружении из-за специфики моей работы много особенных детей, поэтому и для моих детей само собой разумеющееся, что мальчика с синдромом Дауна не надо оставлять одного и что девочку с ДЦП нужно обязательно подождать. Если окружения нет, нужно читать книги, сейчас много хороших книг на эти темы. Дети не должны жить в вакууме.
Да, ребенок не может купить лекарство или вылечить, но он тоже может помочь – быть другом, писать письма, отправлять подарки. От нас тоже что-то зависит, и надо это делать.
Дети не виноваты, что заболели, это может случиться с каждым. Просто надо бороться до конца и помогать.
В фонде мы тоже по такому принципу работаем: если есть один шанс из миллиона, значит, надо действовать.
Делать работу интереснойКогда к нам приходят дети на программу "Субботник” мы обязательно для каждого из них готовим письма от ребят примерно их возраста и стараемся делать так, чтобы им было действительно интересно. Девочки могут разбирать кукол, мальчики – машинки, тут все индивидуально. 14-летнему парню вообще лучше дать компьютер и попросить сделать коллажи, или заниматься соцсетями, выкладывая фотографии про работу фонда, например. Что интересно, что ближе самому ребенку – это важно учитывать. Но почти для всех работа в фонде начинается с писем – и уже эти мешки бумажных конвертов вызывают восторг, удивление, дети никогда не видели такого количества писем.
Помощь – это праздникНи в коем случае нельзя наказывать работой в фонде или поездкой в детдом. Категорически нельзя говорить «отвезу тебя в детский дом, посмотришь, как там живут». Это ужасная фраза, которую, к сожалению, я так часто слышу. К тому же по современным детским домам со стороны не видно, что детям плохо – у них есть телефоны, нормальная одежда. Но это не должно быть наказанием, благотворительная помощь – это бонус, подарок. Лучше говорить так: «Если будешь хорошо учиться, отвезу на день в фонд поработать».
Помогать — это огромная радость! Таких эмоций, такого чувство удовлетворения как у взрослых, так и у детей, мало что может вызвать. Возможность помочь должна быть конфеткой, а не способом манипулировать ребенком.
И мы, как родители, должны привить детям способность испытывать эти эмоции. Радость дарения – это чудо и подарок для самих детей. Нам повезло, что мы имеем возможность помочь другим.
Образование и Православие / Филантроп |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2862 |