|
||||||||||||||
Александр Спивак: "Необходима переориентация части финансовых ресурсов, которые используются в отрасли, на профилактические услуги"5 декабря Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения отмечает свой 10-летний юбилей. Фонд – одна из некоммерческих организаций, чья деятельность направлена на профилактику социального сиротства в России, защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. О том, как изменилась ситуация в этой сфере за последнее десятилетие, в интервью Агентству социальной информации рассказал председатель правления фонда, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Александр Спивак. — Александр, когда фонд начинал свою работу в 2004-м, каково было состояние дел в сфере профилактики социального сиротства? — В начале 2000-х количество сирот было огромным и неуклонно возрастало – с 667 600 в 2000 году до 734 200 в 2004-м. Из них более 180 тысяч воспитывались в интернатных учреждениях. Более 120 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, выявлялись ежегодно. Понятие «профилактика социального сиротства» вообще не фигурировало ни в общественном дискурсе, ни в законодательстве, ни в программных документах. Если речь шла о профилактике, то говорили, как правило, о профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. В то время приходилось встречать много высказываний о том, что не надо ломать систему детских домов, о том, что она при всех своих возможных недостатках позволяет детям быть обутыми, одетыми и накормленными. Особенно эту точку зрения поддерживали некоторые руководители детских учреждений. — Но ведь в какой-то момент произошел существенный поворот в государственной политике – был взят курс на устройство детей в семью. Когда и почему это начало происходить? — Это случилось в 2006 году и было связано с острой потребностью улучшить демографическую ситуацию в стране — повысить рождаемость и обеспечить приемлемое качество жизни будущего поколения, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, могли нормально социализироваться, создать семьи, трудоустроиться. Известно, что подавляющее большинство выпускников детских домов испытывают с этим трудности. — О профилактике социального сиротства заговорили тогда же? — Нет, немного позже. В 2007 году Дмитрий Медведев, будучи первым заместителем председателя правительства, сказал, что требуется создать необходимую инфраструктуру профилактической работы; своевременно выявлять неблагополучные семьи, корректировать их проблемы на как можно более ранней стадии, везде, где это еще возможно, – стремиться сохранить ребенку его родную семью. Национальный фонд, другие общественные организации заявляли об этом везде – на каждой конференции, использовали любую площадку. Постепенно об этом стали больше говорить СМИ, представители органов власти. Теперь понятие «профилактика социального сиротства» вошло в обиход, встречается почти каждый день в разных изданиях, выступлениях государственных деятелей. — А если говорить про общественное сознание? Как изменилось представление россиян о сиротстве? — До сих пор преобладающая точка зрения состоит в том, что сироты – это дети, которые пострадали, к ним есть сочувствие, желание им помочь, но четкого понимания, как помогать, достаточно мало. И даже у активных членов общества, представителей некоммерческого сектора, просто неравнодушных людей разнообразные взгляды на то, как надо помогать. Очень часто используемые формы помощи не приводят к решению проблемы. Сохраняется практика одеть-обуть-накормить, отвезти подарки в детские дома, провести какие-то занятия с детьми-сиротами, которые, конечно, лучше, чем подарки, но не ведут к тому, что у ребенка станет больше шансов устроиться в семью, а это для него самое важное. — Но у вас при этом есть ощущение, что сформировалось и продвигается государством правильное отношение к проблеме социального сиротства? — Да. Семейное устройство, адаптация выпускников детских домов как направления деятельности закреплены на государственном уровне. Но реальные усилия выстроить систему раннего выявления, своевременного оказания семьям реабилитационной помощи для предотвращения сиротства – это только начинается. В рамках отдельных программ в регионах, отдельных проектов, учреждений – да, можно увидеть богатую палитру различных технологий, методик, услуг. Но, к сожалению, пока не сложилось устойчивой системы в государстве. В основном, преобладает работа с теми категориями семей, которые уже находятся в ситуации хронического кризиса. И сложно говорить здесь о профилактике. Часто это работа с такими семьями, которым помочь сохранить ребенка чрезвычайно сложно. А на это тратится бездна времени, кадровых ресурсов, финансов. — Чего именно не хватает, чтобы ускорить формирование системы? — Не хватает последовательного внедрения накопленного опыта профилактической работы на всей территории страны. Нужна унификация законодательства, подходов. Кто такие семьи в трудной жизненной ситуации, а кто — семьи в социально опасном положении? Нужно обеспечить равный доступ для всех детей и семей страны, независимо от того, где они живут, хотя бы на минимальном уровне, к прозрачным, понятным для всех и результативным услугам помогающего характера. Пока же наличие таких услуг на определенной территории зависит от стечения субъективных или ситуативных факторов . Поэтому системный результат в масштабах целых регионов достигается намного медленнее, чем возможно. — А что вы можете назвать безусловным достижением последних лет в сфере профилактики сиротства? — Прежде всего, за последние 10 лет достаточно глубоко изучена сама проблема сиротства, стали понятны ее корни: она связана не с алкоголизмом или преступным поведением родителей, а с невозможностью преодолеть трудную жизненную ситуацию, отсутствием у семей внутренних ресурсов, социально-психологической устойчивости. На основе такого понимания разработано и апробировано на практике большое количество методик, технологий и форм помощи, которые вполне реалистичны, пригодны для любого российского региона, для города и сельской местности. Это консультативные формы помощи, сопровождение семьи, клубные формы реабилитационной работы, группы поддержки, психологическое консультирование, патронаж. В России создана инфраструктура экстренной психологической помощи по телефону. Единый номер детского телефона доверия – это большое достижение, поскольку позволяет любому ребенку и взрослому, если есть трудности, обратиться за помощью. Постепенно растет количество профессиональных кадров, которые прошли обучение и по-новому уже видят проблему. — Сейчас в стране много НКО, помогающих детям-сиротам. Их роль за эти годы ведь тоже изменилась? И как они воспринимаются государством? — Прогресс налицо. Все кризисные центры, приюты, службы помощи по телефону сначала создавались на базе общественных организаций, а уже потом «институционализировались» в государственной системе. Из-за этого НКО очень долго воспринимали исключительно как инноваторов, которые в свободное время что-то по зову души делают, обязательно каждый раз новое и уникальное. В последние несколько лет стало приходить понимание того, что НКО могут наравне с госучреждениями постоянно и регулярно оказывать семьям помощь. Эта роль стала признаваться, появилось новое законодательство, которое говорит о допуске НКО на рынок социальных услуг. Теперь вопрос в том, чтобы эти механизмы реализовались на практике. Есть уже прецеденты, что НКО получают не просто гранты, но и субсидии на оказание социальных услуг. Например, пермский телефон доверия, существующий на базе НКО «Вектор», или организация «Сибмама» в Новосибирске, которая получала средства на оказание услуги «Профилактика отказов от новорожденных». Другой вопрос, что сами организации должны для этого определяться, готовы ли они к такой работе, и если да, стараться повысить и закрепить свой профессиональный уровень. Это хорошо, потому что НКО будут более гибкими поставщиками услуг, заинтересованными в практическом результате, у них меньше риск стать частью большой бюрократической машины. — Какие форматы работы в области профилактики социального сиротства, защиты прав детей-сирот, реализуемые НКО, можно назвать наиболее эффективными? — Большинство практик НКО результативны и интересны. Например, «Теплый дом» в Санкт-Петербурге организует клубную работу с неблагополучными семьями. Есть организации, которые проводят курсы для приемных семей, используя индивидуальный подход и диагностику ресурсов семьи. Большое число организаций начали заниматься оказанием социальной и психологической помощи семьям в трудной жизненной ситуации. Это профилактика отказов, социальный патронаж семьи. В принципе, все, что выходит за пределы просто досуговой и образовательной работы с детьми, — везде очень востребовано и нужно. Нужно больше НКО, которые ставят задачу не просто что-то дарить детям, заниматься с ними, «воспитывать» родителей, а которые оказывают реабилитационную помощь, направленную на то, чтобы создать условия для восстановления детско-родительских отношений. Как раз этого и не хватает в государственной системе. Конечно, это должна быть профессиональная работа. — При каких условиях мы в ближайшие десять лет сможем добиться кардинального изменения ситуации с социальным сиротством в России? — Нужна массированная работа при поддержке и федерального, и регионального бюджетов по переучиванию и повышению квалификации широкого круга специалистов. В первую очередь, органов опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, социальных учреждений. Нужно, чтобы их знания о семье, методах взаимодействия с нею, о том, что такое неблагополучная семья, как развивается кризис, соответствовали современному уровню науки и практики. Нужно обучать на практике применять клиентоориентированный подход, осваивать навыки активного слушания, совместного с семьей планирования реабилитационных мероприятий. Второе условие – стандартизация методов и процедур в социальной работе с семьями. Это означает выстраивание четкой системы ответственности: кто начинает работу, кто продолжает, кто и за какой участок отвечает, кто, что и с каким результатом делает. Такие технологии есть, они прописаны, апробированы, нужно раз и навсегда договориться их использовать, не тратя каждый раз время и силы на обсуждения. И также необходима переориентация части финансовых ресурсов, которые используются в отрасли, на профилактические услуги. А именно — уменьшение финансирования стационарных форм помощи в пользу помощи по месту жительства, помощи в социальной среде – клубах, школах, досуговых учреждениях. Чтобы у семей, столкнувшихся с трудностями, появлялся шанс не дойти до социально опасного положения, и не возникал бы вопрос об ограничении или лишении родительских прав.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1964 |