|
||||||||||||||
А.В. Малыгин. Текст доклада "Ответственность мировоззренческой позиции учителя"XIII Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения Доклад. Тема: Ответственность мировоззренческой позиции учителя Алексей Викторович Малыгин, учитель математики Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Ваше Высокопреосвященство, дорогие почетные гости и участники Рождественских чтений! Я очень благодарен за возможность сделать доклад на Рождественских Чтениях. Для меня участие в высоком образовательном форуме, посвященном нравственному подвигу учителя, - это возможность еще раз задать себе как педагогу важнейшие вопросы. Хотят ли дети знаний? – Нет ни одного, кто бы не хотел! А хотят ли дети добра и чистоты? – Жаждут! А чувствуют ли дети красоту? – И чувствуют, и любят, и ищут! Пойдут ли дети к знаниям по дороге добра и красоты? – С радостью! Образ пути близок профессии учителя, ведь педагог в переводе с греческого означает «детоводитель». Но идущий должен знать, куда идет; ведущий – куда ведет. Чем лучше знаем дорогу, тем она безопаснее. Чем радостнее путь, тем легче он будет пройден. Учитель должен думать о том, куда он хочет привести детей, каким будет их ум, какой станет их душа. Что же является указателем на этом пути? – мировоззренческая позиция учителя и чувство ответственности за нее. Этому и будет посвящено мое выступление, в котором хотелось бы заострить внимание на следующих трех аспектах. 1. Мировоззрение как путь к Истине. 2. Содержание целостного мировоззрения. 3. Целостное мировоззрение как путь жизни. Наши предшественники, классики педагогической мысли, в своих трудах уделяли должное внимание нравственному облику учителя. Из множества имеющихся примеров приведем только два примера. Вставить текст. Я. А. Коменский в своем труде «Материнская школа» писал: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; если прилежных учеников будут время от времени хвалить; если будут через них сноситься с родителями, словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома». Константин Дмитриевич Ушинский в статье "О пользе педагогической литературы» писал следующее: В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». «Воспитатель, стоящий в уровне с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо... его дело, скромное по наружности, -одно из величайших дел истории». К сожалению, в современных учебниках по педагогике приоритеты и акценты сместились в сторону образовательных технологий в ущерб главному воспитательному фактору - мировоззрению самого педагога, а значит, его нравственному влиянию. Настоящее сообщение – скромная попытка обратить внимание на учителя, как на образец нравственного мировоззрения для своих учеников. 1. Мировоззрение как путь к Истине Владыка Архиепископ Тихон, Почетный председатель Рождественских Чтений, не случайно напоминает нам, что в день Рождества Христова мы поем тропарь, где есть слова о том, что миру воссиял Свет разума. В Рождестве Христовом воссияла не легенда, не сказка, не просто человеческая традиция, а именно свет разума. Отечественная педагогика, своими корнями уходящая в православную культуру, в постижении Истины отдает первенствующее место именно верующему разуму, а не только верующему сердцу или трепетной душе. Существует множество различных мнений о том, каким путем следует идти к этому Свету разума, к Истине. Но было бы заблуждением считать, что для этого подойдет любой путь. Педагог с мировым именем, местоблюститель Патриаршего престола Сербской Православной Церкви, митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) считает, что «к Истине нельзя прийти ложным путем», но только таким путем, который согласуется с Истиной и освящается Истиной. В каком же случае, спросим мы, учитель идет по верному пути к Истине и ведет по этому пути учеников? – Лишь в том случае, когда учитель обладает истинным мировоззрением и формирует такое мировоззрение у детей. Какое же мировоззрение следует считать истинным? Очевидно, что необходимым условием истинности мировоззрения является его целостность. 2. Содержание целостного мировоззрения Как мы слышали сегодня в докладе Василия Яковлевича, в системе современного образования превалирует сциентизм, но превалирует в ущерб нравственности. Это совершенно справедливо. К этому тезису можно привести следующую иллюстрацию, показывающую типы соотношения религии и науки. На этом рисунке обозначены следующие типы соотношений науки и религии: – сциентизм; – наука против религии («научный» атеизм); ¬¬– дополнительность; – сближение; – согласие, мировоззренческий синтез. Залогом, основой целостного мировоззрения является мировоззренческий синтез религии и науки. Этот синтез на мировоззренческом уровне предполагает два аспекта: – корректное описание мировоззренческих узлов; – недопущение подмены картины мира картиной природы. Под мировоззренческими узлами будем понимать космогенез (а не только космологию), зоогенез (а не только зоологию) и антропогенез (а не только антропологию). Каждый из этих мировоззренческих узлов может освящаться с трех точек зрения: науки, философии и религии. На данный момент ни наука ни философия не дали окончательных ответов на вопросы космогенеза, зоогенеза и антропогенеза. Мы должны четко представлять себе границы нашего знания. Чтобы коротко охарактеризовать эти границы, приведем гипотезу современных ученых о темной материи, согласно которой 90% вселенной. Значит, только 10% вселенной является наблюдаемой, а познанной – и того меньше. Масса ученых и педагогов прошлого и настоящего осуществляли синтез науки и религии на уровне своего мировоззрения, также на уровне методологии своих научных исследований. Перечисление одних только имен заняло бы несколько дней – это Ломоносов, Коперник, Галилей, Линней, Ньютон, Паскаль, Планк, и многие-многие другие. Если же мы, современные учителя, не позаботимся о формировании целостного мировоззрения у себя самих и у наших учеников, то мы, тем самым, очень обедняем себя и своих учеников. 3. Целостное мировоззрение как путь жизни В Библии сказано: «Я предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30, 15, 17). Нашему государству история не раз предлагала на выбор путь жизни и путь смерти, и об этом нельзя не вспомнить в год 65-летия Великой победы. Историки не всегда связывают начало Великой Отечественной войны с задачей, которую ставило руководство СССР перед страной – в течение пяти лет с 1932 по 1937 годов окончательно стереть память о Боге. Также историки не всегда связывают перелом в этой войне с фактом ослабления гонений на Русскую Православную Церковь, с фактом возвращения народов СССР к исконной христианской нравственности и с тому подобными явлениями. Но для верующего человека очевидно, что Великая Отечественная война – это время нравственного очищения нашего народа. Учитывая уроки истории, скажем, что именно от целостности мировоззрения учителя во многом зависит, изберет ли ученик для себя жизнь или путь погибели. От мировоззренческой позиции учителя во многом зависит, будет ли жить наше Отечество, или оно погибнет в третьей мировой войне. Священники, служившие в годы так называемой «перестройки», рассказывают следующее. В перестроечное время учителя получили возможность беспрепятственно ходить в храм именно как прихожане, а не как туристы или советские агитработники. И некоторые из этих учителей, приходя на исповедь, крепко каялись перед Богом за то, что всю жизнь учили детей безбожию. Они воспринимали это как один из главных грехов в своей жизни. Такое покаяние, конечно же, мог принести только тот учитель, который чувствует ответственность своей мировоззренческой позиции перед детьми, перед страной, перед человечеством и перед Богом. В наше время учителя носят почетные звания «учитель высшей категории», «заслуженный учитель России» и т.п., а до революции самым почетным было звание «народный учитель». Федор Михайлович Достоевский однажды написал: «Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете Люди, люди – это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются...». Это очень актуально для нашего времени. Если слишком увлечься идеей учителя как менеджера, как продавца образовательных услуг, то кто же будет воспитывать наших детей? Менеджер сможет ли воспитывать детей и в этом смысле стать «народным учителем». Чтобы стать действительно народным, учителю необходимо у себя самого формировать целостное мировоззрение. И тогда про учителя можно будет сказать евангельскими словами: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк.6:45). К этим словам можно добавить, что от избытка сердца учителя строится его поведение и организуется вся его дидактика. Т.е. от доброго сердца учителя зависит все то, что, собственно, и воспитывает детей. Вековая традиция народных учителей прямо говорит о насаждении святости в сердцах детей. В этой традиции целостное мировоззрение напрямую связано с чувством священного, со святостью. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Как добиться, чтобы в душе каждого человека утвердилось святое и незыблемое? Не будем бояться этих слов – святое и незыблемое. У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые правила поведения». Может быть, Василий Александрович и не имел в виду уподобление Христу, но все-таки не случайно в такой короткой фразе слово «святое» присутствует 6 раз! Святитель Феофан Затворник, русский святой XIX века, писал: «Воспитание из всех святых дел – самое святое, потому что оно заставляет воспитателя становиться святым». Доброй нравственности и целостной мировоззренческой позиции учитель может научиться у Богомладенца Христа. Учителя часто жалуются на зарплату, на неуважение общества, на недостаток финансирования системы образования и т.п. Но Христос даже не имел нормальных условий для появления на свет – Он родился не в царском дворце и даже не в роддоме, а в хлеву, в глухой степи. А в конце жизненного пути Христа вообще распяли! Христос нес свой подвиг, Свой крест до конца. И всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», и настоящие Рождественские Чтения, также посвященные нравственному подвигу учителя, обращают нас к самому главному, к самому ценному в служении учителя.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 11953 |