|
||||||||||||||
Любор Нидерле об этническом единстве русского народа.1920 г.Любор Нидерле (1856, г. Клатови, Чехия – 1944, Прага; см. илл.) – известнейший чешский археолог, антрополог, этнограф, историк, посвятивший себя изучению славянства; академик Чешской Академии Наук, член-корреспондент Петербургской Императорской Академии Наук и проч. После окончания в 1887 г. философского факультета пражского Карлова университета продолжил (с 1889) образование слушанием лекций по антропологии и археологии в Мюнхене, стажировался в антропологической школе в Париже (1889-90), в 1893 изучал археологические коллекции в Российской империи (Варшава, Киев, Тверь). С 1898 – профессор доисторической археологии и этнографии Пражского университета, 1907-08 – декан философского факультета, в 1927-28 ректор Карлова университета. Был одним из основателей этнографического журнала «Český lid» ( «Чешский народ»; с 1891). Сперва изучал античную и первобытную археологию. В 1893 издал труд «Человечество в доисторические времена», где изложена археология Европы от палеолита до Средних веков. Поработав на поприще общеевропейской истории, Любор Нидерле обращается к изучению истории, культуры, этнографии славянства. В 1902-25 гг. он издал фундаментальный многотомный труд «Slovanské starožitnosti» («Славянские древности»). Это произведение подняло славяноведение на высочайший (на тот момент) уровень, его автор признан научным сообществом славяноведов как ведущий авторитет.
В «Славянских древностях» среди прочего Нидерле уделил внимание вопросу этнического единства русского народа. Он писал (перевод с чешск.): «Очень многое общее связывает друг с другом части народа русского, и совершает грех и перед собою, и перед славянством тот, кто насильственно разбивает созданное веками, вместо того чтобы совместными усилиями создать один, из свободных частей состоящий, народ русский и одну государственность.» (Slovanské starožitnosti I, IV; цит. по статье в интернет-энциклопедии «Википедия» «Нидерле, Любор»). Так же учёный издал на французском языке сжатый до двух небольших томов популярный вариант «Славянских древностей», рассчитанный на более массового читателя, - «Руководство по славянским древностям» («Manuel de l'antiquite slavé»). В 1956 г. «Руководство» под тем же названием, что и многотомник, «Славянские древности», было переиздано в однотомном варианте в СССР. В советском издании вопреки ожидаемой цензуре воспроизведена научная и гражданская позиция Нидерле по этническому единству русского народа, который к моменту написания учёным соответствующего отзыва большевики развели по разными национальным республиками-квартирам - РСФСР, УССР и БССР, проведя по Русской земле невиданные ранее этно-территориальные границы. Исследователь излагает своё научное видение этногенеза русского народа, в том числе описывает появление русских этнографических групп, великорусов, малорусов (украинцев), белорусов. Один из используемых Любомиром Нидерле аргументов единства русского этноса - лингвистический. Не являясь большим специалистом в языковедении, чешский учёный приводит авторитетное мнение французского лингвиста А. Мейе о незначительности взаимных различий народных диалектов (великорусского, украинского, белорусского) русского языка в сравнении с различиями диалектов других больших европейских народов - французов и немцев. В итоге Л. Нидерле высказывает уверенность, что «Белая Русь, Украина и Великая Русь, даже если каждая из них приобретает политическую самостоятельность, останутся ветвями одного народа…» (с. 166). Приводим соответствующие выдержки из «Славянских древностей» советского издания 1956 г. _______________ - 165 - Еще один вопрос заслуживает особого внимания. Это вопрос об отношениях между старыми племенами и разделением русского народа на три большие группы, которое, как мы видим, началось в XIII веке. Совершенно очевидно, что разделение на малорусскую (украинскую), белорусскую и великорусскую ветви имело свои корни уже в древний период и не было явлением более позднего времени. … - 166 - «После разделения протославян на западную, южную и восточную ветви в этой последней, издавна обитавшей в бассейне Припяти с среднего Днепра, происходила дальнейшая дифференциация на две группы с отличными друг от друга наречиями: на группу северных и южных племен, которые из своей колыбели начали продвигаться, первая - на север, вторая - на юго-восток к Дону и на юг к Черному морю. Между ними, видимо, уже позднее вклинилась часть славян, принадлежавшая к группе восточного языка, но сформировавшаяся на польской границе (и под влиянием польского языка), которая отделила южную группу от северной и образовала между ними средний пояс. К ней относились прежде всего племена дреговичей и радимичей. Эта часть славян положила начало возникшей позднее Белоруссии, в то время как словене новгородские и кривичи северного пояса (совместно с вятичами) положили начало образованию Великой Руси, а племена южного пояса - Малой Руси. Позднее на дальнейшее расчленение этих трех групп наряду с языковой дифференциацией оказали влияние и другие факторы: этническое смешение народа, в одном случае с элементами литовскими, в другом - с финскими и в третьем - с тюрко-татарскими; затем влияние различной среды, в которой развивались северная и южная ветви; влияние новых крупных политических объединений, с одной стороны, Киевского и Галичского государств и, с другой - Московского; затем татарское нашествие и происшедшие в результате передвижения в южном и среднем поясе. Однако все это уже относится к более позднему историческому периоду и выходит за рамки настоящей книги. Ясно, однако, что ни один из этих факторов не был настолько сильным, чтобы полностью уничтожить первоначальное единство русского народа. Белая, Великая и Малая Русь оставались и продолжают оставаться и поныне частями единого русского народа, и совершенно неправильно исключать из этого единства украинский народ либо доказывать, что он вообще нерусского происхождения. Дифференциация между Великой и Малой Русью зашла ныне так далеко, что Украина требует признания своего языка и своего народа одинаково ценными и равноправными с языком и народом Великой Руси. Однако эта дифференциация, питаемая главным образом политическими факторами, даже сейчас не зашла еще так далеко, чтобы опровергнуть фактическое единство русского народа, которое в отличие от других славянских народов, всегда надежно связывает отдельные его ветви. До сегодняшнего дня, как правило, отмечает А. Мейе («Le Monde slave», I, 1917, 408) - замечательный знаток сравнительного славянского языкознания - различия в русском языке этих трех ветвей являются менее значительными, чем различия в немецких или французских диалектах, и Белая Русь, Украина и Великая Русь, даже если каждая из них приобретает политическую самостоятельность, останутся ветвями одного народа и одной из свободных частей соединенного Русского государства. 24 июня 1920 года. _______________ Прилагаем для скачивания электронную копию книги Л. Нидерле «Славянские древности» издания 1956 г.; формат DjVu.
Александр Клещевский
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2659 |