|
||||||||||||||
М.А. Максимович. Об участии и значении Киева в общей жизни России. 1837 г.В начале XIХ в. Южная Россия имела единственный университет, Харьковский, открытый в 1805 г. Одно из немногих высших учебных заведений Российской империи, Кременецкий лицей в г. Кременец на Волыни, основанный так же в 1805 г. (в 1819 г. переименован в Волынский лицей), находился под управлением поляков. Вследствие этого последний был идеологическим оплотом польщизны, взрастившим немало деятелей польского движения, включая поэтов и литераторов известной в своё время «украинской школы». Многие выпускники и ученики лицея приняли участие в польском восстании 1831 г., из-за чего он был закрыт. В 1834 г. библиотека бывшего Волынского лицея, свыше 30 тыс. томов, а так же учебно-лабораторное оборудование были переданы новоучреждённому в Киеве Императорскому университету святого Владимира. По замыслу властей он должен был стать оплотом русского высшего светского образования и науки Южной России (илл. 1) [1]. Илл. 1. Киевский университет святого Владимира. Изображение XIX в. Первым ректором Киевского университета в 1834 г. назначен проф. М.А. Максимович, известный исследователь и собиратель южнорусской старины и фольклора. Из-за болезни в 1835 г. он отказался от ректорства, оставшись в должности профессора историко-филологического факультета. В этом звании Михаил Александрович 2 октября 1837 г. произнёс свою знаменательную «Речь в торжественном собрании Императорского университета св. Владимира». В ней он утверждает идею единства истории России, в которой Москва и Петербург выступают преемниками древнейшей русской столицы - Киева, сохранившего за собой честь главной духовной святыни. Автор использует написание «Русский», а так же «Руский», с одним «с», что было характерно для того времени.
1. Вид университета св. Владимира, из кн. «Историко-статистические записки об ученых и учебно-вспомогательных учреждениях Императорского университете св. Владимира (1834–1884). Под ред. В.С. Иконникова»; с сайта «Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського». Адрес. эл. доступа по сост. на 31.03.2016: http://irbis-nbuv.gov.ua/fond/vik/show/show_002/01.htm 2. С сайта «Руниверс». Адрес эл. доступа на 31.03.2016: http://www.runivers.org/gal/gallery-all.php?SECTION_ID=7590&ELEMENT_ID=473046
_____________________________
Приводим (современным алфавитом) выдержки из речи М.А. Максимовича по изданию: ОБ УЧАСТИИ И ЗНАЧЕНИИ КИЕВА В ОБЩЕЙ ЖИЗНИ РОССИИ. Речь в торжественном собрании Императорского университета св. Владимира, бывшем по случаю раздачи медалей студентам, вприсутствии господина министра народного просвещения,2 октября,1837 года, произнесенная профессором русской словесности Михайлом Максимовичем. Киев. В университетской типографии. 1837.
М.А. Максимович. Об участии и значении Киева в общей жизни России.
- 1 - Среди множества городов обширной Русской империи - Киев, Москва и Петербург возвышаются как три великие памятника трех великих периодов Русской жизни. Это три средоточия, из которых Русская жизнь, в свое древнее, среднее и новое время, развивалась особенно, но всегда с одинакою, могучею и широкою силою; три исполинские ступени, по коим Россия, с помощью Божиею, взошла на настоящую высоту своего величия. Три города сии, быв стольными городами нашего Отечества, служили ему источниками тех великих, незыблемых начал, из которых постепенно слагалась одна общая, целая жизнь его. И если представитель нашей древней истории есть св. равноапостольный князь Владимир, просветитель России, - если в средние времена народ Русский возвеличил Иоанна ІІІ-го собирателем Отечества, а новая жизнь России раскрывала собою мысль преобразователя своего - Великого Петра: то можно сказать, что Киев есть памятник Русского Православия, Москва - памятник Русской народной самобытности, а Петербург - Русского самодержавия.
- 2 - Петербург, составляя ныне престол Русского самодержавия, есть и представитель той гражданственности и просвещения, коими Россия со времени Великого Петра уравнивалась с просвещенным Западом и соделалась империею европейскою. Но Москва не перестала от того быть средоточием той собственно-Русской народности и самобытности, которые она воспитала в средний период жизни для царства Московского, и на которых утверждалось в ней самодержавие всея России, со времен Великого Иоанна. А Киев и поныне есть главное место Русской святыни, и для целой России не утратил того церковного величия, которое составило первую основу всего величия Русского, из которого разлилась, которым спаслась и утвердилась народная самобытность Руси православной. В Киев не спешит Россия с своими гражданскими целями, и не движется она здесь тем непрестанным движением, с которым она в Петровом граде так быстро, непрестанно стремится и делом, и мыслию к будущему своему величию, вслед за державным исполином-всадником. В Киеве Русское сердце не порадуется тем полным биением своенародной жизни, которая в настоящей полноте своей разливается в Москве белокаменной: и в великом Кремле её - среди священных соборов, у подножия Ивана Великого, у Красного крыльца и Грановитой палаты, - и на Красной площади - близь Минина и Пожарского, в шумных рядах - куда стекается и где кипит Русская промышленность и Руское довольство во всей народной, яркой пестроте своей. ...
- 3 - Но за то, никуда кроме Киева не притекает Россия от востока и запада, от севера и полудня своего, для молитвы и святых воспоминаний. Целые тысячи Руских, отложив житейское попечение, идут набожно поклониться первым Русским праведникам - святым угодникам Печерским и святой главе равноапостольного просветителя России; идут побывать на тех святых местах, откуда идет Русская земля, - у той величественной реки, где приняла она святое крещение - на тех горах и удольях, где раскрывалась богатырская юность её, и где древняя жизнь Руси оставила нам нетленные мощи первых поборников нашего Православия, да живое слово предания - в завет будущего своего величия.... И нигде так живо не чувствуешь древнего величия Руси, как в Киеве, глядя на его святые храмы и высоты прекрасные (см. илл. 2;примечание моё – Клещ.) [2]. Илл. 2. В.П. Верещагин. Великая церковь Киево-Печерской лавры. 1905 г Источник нашей древней жизни, Киев есть и главное место живейших об ней воспоминаний, главный хранитель нашего прошедшего. ... Не дивное ли самое начало Киева? ... Святой апостол благословил горы киевские, и водрузил крест, и предрек: «яко на сих горах возсияет благодать Божия, — имать град велик быть, и церкви многи Бог воздвигнути имать.». ...
- 4 - Чрез восемь веков, варяжский князь Рюрик идет на княжение к словенам новгородским; в числе дружины своей ведет он Русь от Балтийского моря; а в Царьгороде, в тоже время, готовится уже словенский перевод священных книг, в котором Руссам суждено было найти источник всего просвещения своего - и веры, и грамоты, и языка величавого, и которого дальнейшее распространение и усовершение предоставлено было России. Через два года, с Оскольдом и Диром Русь переходит из Новагорода к словенам днепровским, водворяется в Киеве, со славою утверждает здесь свое имя, и здесь полагается начало Русской земли. - Через два года, эти Русские князья Киева, по обычаю варяжскому, идут с Русью в Царьгород за добычею, и возвращаются в Киев с бесценным сокровищем веры Христовой, дарованной им грозным и вместе благотворным действием святой Богоматери, покровительницы Киева ... Вот зарождение Русской земли в Киеве, с самого начала своего уже христианской; и могила первого Русского князя в Киеве - была страдальческая могила христианина (могила Оскольдова)! Вещий Олег, сделавшись Русским князем, усвояет Киеву владения Рюрика, водворяет его княжеский род на киевском престоле, нарекает Киев матерью Русских городов, и новыми завоеваниями распространяет Русскую землю, возвеличивает её имя.
- 5 - Быстро потом прибывает Русская сила и далеко расширяет пределы свои Русская земля, при князьях своих Святославе и Владимире. Во сто лет Юговосток Европы был уже под сильной рукою Русского князя. ... мудрая Ольга приемлет крещение в Царьгороде, учит крещению в Киеве, и на Русском небосклоне является предтекущая христианству нашему, как денница пред солнцем и как заря пред светом. И этот свет настает скоро - с нашим Солнцем-Владимиром. С ним воссияла благодать Божия на горах Киевских, озарила ею Русскую землю, и стольный Киев вскоре возвеличился дивным благолепием храмов Божиих и соделался источником новой, внутренней жизни для Руси. Самое цветущее и славное состояние Киева было от св. Владимира І-го до кончины Владимира ІІ-го Мономаха. В эти великие времена Русской жизни, в Киеве процвело наше Православие и совершило собою внутреннее преобразование Русского духа, и положило начало внутреннего единства Руси, первое начало ее грядущего величия. Совершающееся в нем преобразование духа и жизни Русской Киев распространял и на другие части России — на Новгород и Полотск, на Суздаль и Галич: все они созидались по его образцу; для всех их Киев был рассадником и веры, и законов, и грамоты, и языка книжного; от него заимствовали они и князей своих и служителей Церкви; от него восприяли они и кровь, и имя, и дух Русский. … ____________________________________ Прилагаем речь М.А. Максимовича «ОБ УЧАСТИИ И ЗНАЧЕНИИ КИЕВА В ОБЩЕЙ ЖИЗНИ РОССИИ.» издания 1837 г. в формате PDF.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3027 |