|
||||||||||||||
Панегирик князю А.Д. Меншикову «Венец Победы». Львов. 1709 г.Эта небольшое по объёму, в несколько листов, издание посвящено Александру Даниловичу Меншикову, оно напечатано Львовским Успенским ставропигиальным братством к прибытию князя во Львов осенью 1709 г. (точная дата неизвестна). «Венец Победы» - хвалебные вирши, панегирик Александру Даниловичу как одному из полководцев-участников недавней Полтавской баталии. Ранее, в 1707 г., Петр I «посетил Львов и одарил щедро» разорённое поборами короля Карла XII Львовское братство, тогда же А.Д. Меншиков пожертвовал на Успенскую братскую церковь 300 золотых [1]. Братчики не преминули отблагодарить своего благодетеля и воспеть недавнее торжество русского воинства. Барочная традиция издания украшенных иллюстрациями стихотворных посвящений была распространена в русских землях Речи Посполитой ещё в XVII столетии. Титульный лист «Венца Победы» - многосоставная, наполненная религиозным смыслом гравюра (илл. 1). По верхнему краю оттиснуты слова Нагорной проповеди (Мф. 7:7-8): «Просите и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет.». Ниже размещён Деисус — восседающий на небосводе Вседержитель, к Которому молитвенно обращены Богородица и Иоанн Предтеча. Подножие Вседержителя образуют два херувима, по сторонам которых слова Псалтири (118:58): «Помолихся лицу твоему всем сердцем моим, помилуй мя по сло(весе твоему).». Ниже - сердцеобразная рамка с заголовком «Венец Победы», основание которой держат преподобные Антоний и Феодосий Печерские. В руке у Антония свиток с надписью, «Во сердци моем сокрих словеса Твоя ...» (Пс. 118:11), на свитке Феодосия начертано: «Воззвах всем сердцем моим, услыши мя, Господи ...» (Пс. 118:145). С правой стороны «сердце» придерживает ангел хранитель, с левой - свт. Николай Мирликийский, за ним стоит Иоанн Новый Сочавский. Символика гравюры титульного листа отражает религиозно-мировоззренческие убеждения создателей книги: дарование победы русскому воинству - милость Божия, Его награда по молитвам Богородицы и святых за искреннюю, от чистого сердца веру, за благочестие.
Илл. 1. Венец Победы. Титульный лист Вторая гравюра посвящена Львову и Успенскому братству и несёт соответствующую символику (илл. 2).
Илл. 2. Венец Победы. Гравюра на обороте титул. листа Сюжет верхней части композиции - «Коронование Богородицы», им братчики выразили своё преклонение перед Девой Марией как Царицей Небесной. Левее «Коронования» подпирает небеса колокольня, выстроенная при Успенском храме членом братства, греком Константином Корняктом в 1572-78 гг.. Она поныне сохранилась в составе ансамбля Успенской церкви (илл. 3) [2], которая находится на одной из древних улиц Львова — улице Руской (первоначальное название; позднейшие варианты написания — Руськая, Русская). Ниже «Коронования Богородицы» помещён символ города Львова — крепостные врата с тремя башенками наверху. Перед вратами размещён образ Успения Божией Матери, имя которого носит главный храм Львовского братства. В самом низу композиции расположен другой древний символ Львова — лев; он выполнен с добродушной физиономией, напоминающей человеческое лицо. Надо львом, на фоне ложа Богородицы в овальном венке помещена надпись, свидетельствующая о почитании Богородицы жителями града Божьего - Иерусалима и, в подражании первому, благочестивыми жителями града Львова: «ПРЕСЛАВНА ГЛАГОЛАША СЯ О ТЕБЕ ГРАДЕ БОЖИЙ, О ДЕВО БОГОРОДИЦЕ».
Илл. 3. Львов. Успенский храм и башня К. Корнякта На следующих листах панегирическими виршами восхваляются князь А.Д. Меншиков и победоносное православное русское воинство. Стихи поделены на четыре части: «Похвáлы», «Радователное.», «Дукс (князь) покладает всем своим мужество и труд воинствен, побуждающе их к мужеству и подвигу» и «Увеселителное о будущой победе.». В них хвалебные словесные эпитеты князю Меншикову и русскому войску согласно барочному канону перекликаются с аллегориями и символами открывающих книгу гравюр. «Похвалы» открываются радостным обращением к Александру Даниловичу: «Сътечеся весь град зрети тя едина, Перва князя в князех правой церкви сына...». Русское войско называется «российским львом» (и лев на гравюре как символ г. Львова): «Нест мощно российскому лву тамо дремати, Где твой орел крили си нача простирати». Далее следует хвалебное сравнение с Александром Македонским - «Великий Александр равен ти бывает». Ниже следует признание мужества князя: «Ты един непобедим дух в сердцу носиши», напоминающее о «сердечной» символикой титульного листа. Далее стих восхваляет водимое в бой А.Д. Меншиковым русское войско: «Коль добре под тобою Росси воинствуют». В «Радователном» имя А.Д. Меншикова, которого желают видеть граждане Львова, вновь сравнивается с Александром Великим (Македонским),: «Князь Данилович АЛЕКСАНДР Велики, Граду всему день сотвори толики, Видити его стар и юн желает, И получает.». Далее неизвестный автор вновь и вновь одаривает князя А.Д. Меншикова и русское войско положительными характеристиками, высокими, торжественными эпититами и сравнениями ... В завершающей части, «Увеселителное о будущой победе.», Львовское братство желает православному, «верному», князю Меншикову и русскому воинству ни много-ни мало, как взять штурмом находившуюся в руках шведов Ригу: «Гордая Рига тебе ожидает, И на приход твой гранаты збирает. Тебе штурм, без гармати, Может верный Ригу взяти, ... Что, преславный дуксе, стоиши, иди победиши.». Это пожелание оказалось вполне пророческим — Рига сдалась русскому войску летом 1710 г. Руководил осадой фельдмаршал Б.П. Шереметев, А.Д. Меншиков участвовал в осаде в качестве командира дивизии. Здесь надо обратить внимание на важное обстоятельство. Львовское Успенское братство ко времени издания «Венца Победы» уже не было православным. Ещё в 1708 г. братчики, из-за учинённого шведами разорения и притиснений со стороны поляков, желая обрести хоть какую-то защиту, поддались под власть римского папы, стали униатами. Однако, как видим, это нисколько не помешало русским львовянам сохранить религиозные и национальные симпатии к державной Руси. Тяготение галичан-униатов к большой России, к её русскому народу сохранялись и более века спустя, уже во времена Австро-Венгрии, когда традиции Львовского братства продолжал его достойный преемник, львовский Ставропигийский институт. 1. О.А. Мончаловский. Петр Великий в Галицкой Руси. Львов. 1903. С. 24. 2. Фото взято с сайта «По России на авто». Эл. адрес по состоянию на 22.03.2016 г.: https://www.autotravel.ru/phalbum.php/90417/112 Александр Клещевский ______________________________ Приводим целиком текст стихотворения «Венец Победы». Похвáлы. 1. Сътечеся весь град зрети тя едина, Перва князя в князех правой церкви сына, Не дивимся: вси бо тем чудятся в мири Иже суть в родех славни, крепци в вере. 2. Нест мощно российскому лву тамо дремати, Где твой орел криле си нача простирати, тем от своего ложа рано воставает, Весть бо колику мужу челом ударяет. 3. Великий Александер равен ти бывает. Зане равная в тебе храброст ся являет. Упреди тя временем: славою никако, Една храбрость вама даст имя единако. 4. Знамение велико, велика и слава, В таком велицем князе зрети мужа права. Мнози бо суть князи, но не вси такови, Иже бы на воинску смерть были готови. 5. Ты един непобедим дух в сердцу носиши, Тем един вражиих полков не боиши, Тыйжди сами врази, то сведительствуют. Коль добре под тобою Росси воинствуют. 6. Достойно почтен еси тем саном толиким, Его же подавати прилично великим. Сиречь, им же мужество степенем бывает, До санов и до славы врата отверзает. 7. Славен победоносец над теми явися, Над ними же не многим когда-то случися. Темже аще и уже венчанна тя знаем, Обаче иншим венцем венчати дерзаем. 8. Непогордиши, вемы, и от нас прияти, Иже должну чест от всех навиче приймати, Не от цветов бо селных, венец соплетаем, Но от вернейших сердец, яже ти вручаем.
Радователное. Красные музы, Парнас оставите, Сладкий Геликон, симо принесете. В струны, в тимпаны, в гусли ударяйте, стихи спевайте.
Се от львовских гор, вся мгла уступает, Солнце бо на них новое сияет, И паче солнца, живо бо светило, тя осенило.
Нест уже места в сем граде ни мала, Иде же бы ся сень скорбна остала, Но всюду един свет златый сияет, тму прогоняет.
Князь Данилович АЛЕКСАНДР Велики, Граду всему день сотвори толики, Видити его стар и юн желает, И получает.
Благо приступен всем бо ся являет. Взирати на себе не возбраняет, Ниже имети хощет дворянина, Гордыни сына.
Всуе Ликурга греком вождя права, Всуе Помпея, иже Риму слава. Воспоминати: довлеет едина Беллионы сына.
Тепла еще кровь на нем супостата. Иже поразы царская Полата. Су тем храбрым дуксом, в нем же Гедеона, Зрим и Симпсона.
Даниил пророк, уста затыкаше, Лвом: Данилович князь лвы погоняше. Швед бо, иже есть северный лев назван, от того прогнан.
И российский лев пред тем ся смиряет, Понеже и лвом смирителя знает. Аще страшен лву: колми паче зверем, Его жолнерам.
Красна вещь зело, в чуждие страны Пришедшу, и ту быть над гетманы, И як в отеческих градех собе жити, всеми владети.
Сице о тебе вся беседоваху, Роския музы, та же глаголаху, Иди в силу болшую от силы, сып с глав могилы.
Дукс покладает всем своим мужество и труд воинствен, побуждающе их к мужеству и подвигу. Адаманту равнаго в цене камыка, Первее обрящеши неже человека. Подобна храбру мужу, о том глаголати, Едва кто з мудрецев может не токмо писати. Богатство и слава мира преходяща, Диадимы, скипетри златом ся блищаща, Вся сут в руце силнаго ничтоже требует, Сей точию воинства, егда бо воинствует, Тогда в его области: царские полати, Царие, князы, грады славны и богати, Инем вещем естество положи пределы. Николиже тех знают воинственных силы, Вои бо себе тамо предел поставляет, Идеже копие си добре въдружает. А яко рыбам в моры свободно плавати, Сице везде храброму копие водружати. Прах есть камен, прах стены мраморяни тамо, Идеже воин добрый семо и овамо. Аки трудолюбива пчела, все летает, Всеми уды на вечну славу работает. Небрежет о телесе, дает перси наги, Сут се землю вместо сота, в ней же несть и влаги. Ложе ему земля ест; а еже легати Под небом, то у него светлые полати. И тако удрученну меч, огнь, мраз, темница, И самая смерть сладка, паче живот зрится. Дерзает на вся злая ити мужественно, Мнел бы кто яко в нем есть нечто божественно. Неоплачется кровеси, юже проливает: Кто бо за мужем когда слез капли збираед. Повергает корысти, собирает главы, Таже з глав собранных столп воздвизает слави. Толикими труды вси славу постизают, Жесток бо путь до славы мудрци поведают. В каменных раселинах дом тоя царици, Да не обрящут его смертни человеци. Но им же живот брань ести, супостата же сласти, Всегдашнии пленници суть своя им страсти. Сей труд на злате, кедре писати достоит, Яко вся суща в мири един превосходит.
Увеселителное о будущой победе. Чрез перву ону победу преславну, До болшой стези имаши пространну. Что, преславный дуксе, стоиши; иди победиши. Имаши воя Матере единой, Невосхощут ти с(о)сати сосца иной. Будут с тобою дерзати, на огнь, на арматы. Имаши воя духом тебе равна, Можеши болша творити преславна. Токмо блыснет меч твои веры, погаснут панцеры. Гордая Рига тебе ожидает, И на приход твой гранаты збирает. Тебе штурм, без гармати, Может верный Ригу взяти, Зде уже муса чолом ударяет, Ударяюще, песнь закончавает. Что, преславный дуксе, стоиши, иди победиши. ___________________________________ Прилагаем электронную копию книги «Венец победы» в формате PDF.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2793 |