|
||||||||||||||
Ю.И. Венелин. Несколько слов о россиянах венгерских …Юрий Иванович Венелин (псевдоним; наст. фамилия – Гуца; род. 22.04.1802 г., с. Большая Тибава, ныне Закарпатская обл.- 23.03.1839 г., Москва) – один из зачинателей отечественной славистики, болгароведения, болгарского национального возрождения, энограф, филолог, историк (см. илл.). Родился в русско-румынской семье, отец – священник. Учился в гимназиях в Унгваре (Ужгород) и Сегеде (в Венгрии), в 1822 г. - во Львовском университете. В 1823 г. перебрался в Российскую империю, работал воспитателем в семинарии в Кишинёве. Общаясь с беженцами-болгарами, заинтересовался болгарской историей и языком. В 1825 г. переехал в Москву, в 1829 г. окончил медицинский факультет Московского университета, но посвятил себя гуманитарным наукам. Ради заработка трудился домашним учителем, в числе его воспитанников – будущие славянофилы Константин и Иван Аксаковы. В Москве Венелин общался с видными учёным и общественными деятелями М.П. Погодиным, А.С. Хомяковым, И.И. Срезневским, печатался в известных периодических изданиях. С 1833 г. состоял членом Общества истории и древностей российских. «природный карпаторосс, коротко знающий Венгрию, Трансильванию, Галицию, Болгарию» - так характеризовал Ю.И. Венелина М.П. Погодин.
Илл. Ю.И. Венелин В 1829 г. Ю.И. Венелин издал 1-й том труда «Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам», в котором утверждал славянское и русское происхождение болгар. Том 2 издан после кончины Венелина в 1841 г. его двоюродным братом И.И. Молнаром под названием «Древние и нынешние словене, в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к Россиянам.». Эти работы, хотя и содержали некоторые наивные, противоречащие науке суждения, сыграли огромную роль в возрождении национального самосознания болгар и болгарского национального движения. В 1830-1831 гг. Юрий Иванович побывал с научной командировкой от Императорской Академии наук в Болгарии, по материалам которой в 1833 г. окончил книгу «Влахо-болгарские и дако-славянские грамоты», в 1835 г. завершил написание «Грамматики нынешнего болгарского наречия» (изданы после смерти учёного). Результатом поездки так же стало издание в 1835 г. книги «О характере народных песен славян задунайских». В работе «Об источнике народной поэзии вообще и о южнорусской в особенности», издана в 1834 г., автор отметил единство народного песенного творчества южнорусов (малорусов) и великорусов. Посмертно, в 1847 г. издана работа Венелина «О споре между южанами и северянами на счёт их россизма», в ней автор отстаивает исконную русскость Южной Руси. В статье «Об украинском правописании» Ю.И. Венелин выступил как сторонник общего для великорусов и малорусов литературного языка. Работа Венелина «О происхождении славян вообще и россов в особенности» издана лишь в 2003 г. Многие работы Ю.И Венелина поныне не изданы. Одна из примечательных статей Ю.И. Венелина - «Несколько слов о россиянах венгерских, и так же одно словцо историческое о православной греко-восточной Церкви в Венгрии». В ней Юрий Иванович выступает патриотом Угорской и Галицкой Руси. В этом отношении он продолжает работы своего старшего товарища и земляка И.С. Орлая, у которого заимствовал некоторые мысли об истории Карпато-России; так же автор приводит иные многочисленные исторические свидетельства. «Несколько слов о россиянах Венгерских ...» Ю.И. Венелина — важный памятник карпаторусской мысли первой половины XIX века, представляющий народ Галицкой и Угорской Руси как исконных «русских», «руских», «россиян» (подлинные авторские названия), а его историю как часть истории Руси-России. Приводим (современным алфавитом) характерные выдержки из этой работы по изданию: Материалы по истории возрождения Карпатской Руси. Ч. I. Сношения Карпатской Руси с Россией в 1-ой половине XIX-аго века. Собрал И.С. Свенцицкий. Львов. 1905. С. 86-106. __________________________ Ю.И. Венелин. Несколько слов о Россиянах Венгерских, и так же одно словцо историческое о православной греко-восточной Церкви в Венгрии. - 86 - Славянский народ по обширности и древности своей равен с другими коренными народами … Сей народ и по ныне от Уральских гор до пределов Баварских, от Балтийскаго моря до Олимпа, от Чернаго моря до Веннских и Венецианских ворот простирается. Сие пространство сколько заключает в себе владеемых под различными именами земель, столько почти было и отраслей великаго славянскаго народа, более или менее наречиями своими разнствующихся. Главнейшие отросные народы славянские суть: россияне, булгары, поляки, чехи, после сих: моравци, силезцы, серби, стирийци, карентанцы, венеды, каринолцы, кроаты, славонци, далматы и проч. … - 87 - По сему видно, что Австрийскую империю, смотря по количеству ея жителей, лучше славянскою, нежели немецкою, поелику по новейшему исчислению число жителей ея немецких простирается только до 4 миллионов, а Славян до 12 миллионов, между коими более 2.500.000 россиян. Сии россияне обитают с части в на Червени т.е. на Червеной Руси, или по нашему сказать, на красной Руси (Russia Rubra) а с части в Венгрии. Коренные Червеной Руси, т.е. Галиции обитатели суть россияне или по нынешнему мало-россияне, которые от самой руской древности известны в летописях. Они имели своих владетелей. Что ныне известно под именем Галиции, то состоит из Галичскаго княжества и части Владимирскаго *), что на Буге. Другая часть Владимирскаго княжества есть юго-восточная часть нынешней Польши, а третья западная часть Волынской губернии. Сие Княжество в удел дал Владимир Великий сыну своему Похвисду. Сие Княжество неопределенно простиралось на юго-восток, но после выстроения гор. Галича, от коего получила имя Галиция и после основания тамже новаго ______________ *) т.е. страны, которая от Лемберга к Польши простирается. - 88 - Княжества, Владимирские пределы не далее начали простираться как только до половины нынешней Галиции. … - 90 - После кончины Болеслава короли польские завладели Галициею и Владимиром. От сего времени начали распространяться в областях сих россиян разныя миссии и разные сорты монахов латинских: ибо короли польские все свои старания обращали привести россиян к унии, а после и к латинской церкви. А когда двор Варшавский начал дышать духом езуитским, то уже ни меры, ни пределов не было насильствиям, утеснениям руских. Многие из дворян руских лишались своих имений, потому что не хотели принять унии. Отбирание руских церквей для латинщиков было дело обыкновенное, и проч. – короли польские что бы себя обезпечить против случившагося возмущения росси- - 91 - ян наводили в Галицю и Владимирское Княжество польских колонистов и проч. ... Сии россияне, хотя и унияты, однако имеют все свои церковные обряды по узаконению православной восточной Церкви, книги церковныя имеют премногия киевския, а отчасти и лембергской и почаевской печати. Имеют метрополита в Лемберге, который титулуется метрополитом всей Галиции, архиепископом Лемберским, епископом Саноцким и Каменца Подольскаго. Кроме сего митрополита имеют епископа в Перемышле. ... Поляки обитают только в западной части Галиции, и то по многой части смешаны с россиянами, но начиная от Львова или Лемберга к востоку сами россияне, а поляки только в городах находятся. Россияне буковинские православной греко-восточной Церкви, коих число есть до 120,000, имеют своего епископа в Черновиче (Черновцах). Литература между галицийскими россиянами распространяется на иностранном языке, как-то на Немецком, Латинском и Польском языках; от сюда следует, что галицийские россияне очень мало знакомы с правилами природнаго своего языка кроме того, что язык их природный только между простым народом сохраняется. Ученые или чиновники, природные Галичане говорят или по польски, или по немецки. Сие состояние русскаго языка более всего причиняет то, что в всех училищах, между россиянами существующих, даже в самых низших отделениях, один только язык немецкий преподают, с некоим прибавлением польскаго. От сюда следует, что юношество лишь столько знает из природнаго языка, сколько от своих матерей выучилось. Народное просвещение в Галиции распространяется в Лембергском университете, в Перемышльской - 92 – и Черновической лицеях *), и в около 18-ти Гимназиях. Галичане в Лемберге имеют и семинарию **) на императорском содержании для 300 воспитанников духовнаго звания. ... Вообще россияне галицийские большую охоту оказывают, ежели поляки. В время обучения моего в Лембергеском университете т. е. в 1822-ом году, во всех курсах богословских в университете были россияне, кроме теологии пасторальной, которую преподавал поляк. Кроме того духовник факультета философии; и профессор логики, и математики, и моральной философии были руские. ... Россияне имеют в Лемберге церковную древнюю типографию, также 7 церквей и 1 монастырь С. Онуфрия. В сих обстоятельствах однако можно часто найти руских сердец между галициянами. Я имел случай видеть, как два юноши дрались на одной руской грамматике. Недавно вышедшую в свет в Буде в Венгрии славянскую риторику ***) более 200 пренумерованные тамошним Митрополитом Михаилом ексемпляры тот час расхвачены были. От тех пор, как Польша присоединена к Российской империи, начали и российския грамматики появляться в книжных лавках лембергских. – Пробегши таким образом о галичанах оборотимся к главному предмету сей статьи т.е. к россиянам обитающим в Венгрии. ______________ *) Лицея в Австрийской Империи есть такое училище, в котором сверх обыкновенной гимназии есть и Философический и Теологический факультеты. Философию преподают два года, а Богословие 4 года. **) Семинария в Австрии содержит в себе одних только студентов Философии и Богословия, кои в семинарии по духовному одеты приготовляются приготовляются к духовному званию. ***) А. Мразовича – изд. - 93 - Время пришествия россиян в Венгрию нельзя точно определить, поелику они в разныя времена переходили через Карпатския горы. Первое их пришествие в Паннонию или нынешнюю Венгрию случилось вместе с пришествием мадяров или венгерцев. … Мадяры сии прежде, нежели пришли в Паннонию, довольное время пообитали между россиянами. – венгерския летописи упоминают о мнимой мадяров или - 94 - угров над россиянами при Киеве победе, и нынешние писатели укоряют Нестора будто-бы он в пристрастии к славе своих соплеменников промолчал о сем поражении руских. … Другая часть мадяров по прогнании первой к Северу с согласия россиян, остались между ними: ибо - 95 - россияне не могли уже опасаться от мадяр, коих число уже не больше, как около 100,000 было с женщинами и детьми вместе, и прожили довольно времени между россиянами, с которыми они в ближайшую связь и супружества вступали. Князь их Арпад, как венгерския летописи упоминают, супругу имел россиянку. И так смешанные с русскими, как кочующийся народ начались приучаться от руских всем хозяйственным вещам, и работам. Сему доказательством есть, что венгерский язык премножество слов руских, а найначе названия хозяйственных вещей руския имеет, как то видеть можно в присовокупленном к сей статье словаре *). … Венгры и россияне после покорения Паннонии разделили ее между собою; венгры с стадами своими распространились по Южной Венгрии, а россияне заняли всю северную часть Венгрии, построили себе города, из которых один и по ныне стоит недалеко от Пресбурга и называется по венгерски о-р о с-в а р о м т. е. р о с с и й с к о ю к р е п о с т ь ю. Россияне в Северо-Западной Венгрии поселившиеся приняли веру христианскую по примеру своих соседов моравцев … Теперь смешаны с переселенцами морав- ______________ *) см. ниже № 15. - 96 - скими, приняли их наречие, однако с малороссиянином со всею вразумительностью могут разговариваться. – Россияне же Северо-восточной Венгрии, которые ближе были к галичанам, сохранили и религию свою и наречие. Россияне сии, равно как северо-западные, с коими они дружелюбно жили, участвовали вместе с Венграми во всех походах на Германию. Венгры имели более князей, кои однако зависели от одного первенствующаго, коим был (при вступлении в Паннонию) Арпад. Так же и русские своих имели предводителей. ... - 101 - В правление Белы IV стали от каспийских орд высыпиваться безчисленныя татарския полчища и проталкиваться к Югу и Западу. Предводитель Татарский, Завоеватель Батий, опустошивши Россию начал сунуться к горам Карпатским. ... Бедные южно-российские жители, не надеясь более на своих безпрестанными междусобными раздорами ослабившихся князей, чтобы спастись - 102 - от ногтий жестоких сих азиатских зверей, начали бежать в непроходимыя карпатския пещеры. Король венгерский Бела IV, который почувствовал неизбежимую опасность, выслал с войском венгерскаго палатина, родом россиянина Ладислава, в Карпатския горы, чтобы там встретить протягивающаго через Подолье к Венгрии, Батыя. Сколько ни усиливался Ладислав с соединившимися с его войском беглыми Россиянами, отражать натиск татар, но превосходство сил татарских заставило Ладислава более не сопротивляться. ... Венгерские тогдашние писатели о россиянах замечают, что в одном сражении с татарами первые начали сражаться россияне ... - 103 - ... Венгерские россияне, будучи с самого начала в дружбе и брачных союзах с венграми, пользовались теми же правами и преимуществами, кои были у венгерцев. ... Русския имена довольно можно видеть в разных королевских грамотах и в записках венгерских древностей. С кончиною супруга Фенны, короля Андрея III окончилась и фамилия королей венгерской крови Арпадовой, кончилось и благосостояние россиян в Венгрии. ... - 104 - ...От того времени, как короли разных иноплеменных домов настали управлять Венгриею, русские начали терять уважение и право на достоинства, коих занимали племянники, свитские, и приверженцы королевские. ... - 105 - ... Татары в начале второй половины XIV столетия знова начали от Дона нападать на Подолию. Князь Феодор Кориатович, внук Гедимина Литовскаго, господствовавший в полученной им в удел, Подолии, прибег к помощи сильнаго в то время короля венгерскаго Лудовика I ... Около 1360 года выехал в Венгрию с многочисленными переселенцами, принят королем благосклонно. Лудовик дал ему и его спутникам область, - 106 - простирающуюся от Тиссы до гор Карпатских. Россияне, пришедшие с сим князем поселились в южной части Берегскаго и Унгварскаго графств. Князь Федор Кориатович при реке латорице построил на особливой круглой горе величайшую, важнейшую и ныне знаменитую, по содержанию в ней государственных пленных, крепость Мункач. Построив на другой стороне реки против города и крепости монастырь С. Василия Великаго. Сей монастырь и по ныне стоит и есть из красивейших монастырей в Венгрии; он принадлежит русским монахам ... После смерти Кориатовича россияне сделаны подданными королевскими. От сих пор россияне оставаясь без покровительства, ежедневно теряли свои права и уважение. В XV столетии король Матвей, будучи и сам греческаго исповедания, дарил россиянам и волохам свободу и освободил их от государственных податей ... После смерти Матвея счастье россиян начало исчезать в возникших в Венгрии переворотах, за коими следовали нанесенныя турками бедствия, которыя полвтораго столетия Венгрию растерзывали. Турки господствовали почти всею Венгриею; а езуиты, умевшие прикрадываться к жилищам русских и венгерских дворян, ежедневно умножали число папских прозелитов: то было с одной стороны. А с другой, соперники езуитов, последователи Лутера и Калвина раздирали, лишенныя своих патырей, русския и венгерския овчилища. Лазарь Швенд, полководец Фердинанда I противу его же соперника Иоанна Заполи, будучи протестантом, из всех мест, занятых его войском, выгнал венгерских и славянских священнослужителей и на место их поставил лутеранских предикаторов. Безпрерывныя революции великих князей трансилванских причинили немалой ущерб в свободе венгерских россиян; ибо сии Князья многократно владея Венгриею, а ....... (Этим и обрывается повествование Венелина об участи Угорской Руси. - Изд.) ________________ Прилагаем электронную копию статьи Ю.И. Венелина «Несколько слов о Россиянах Венгерских ...» в формате PDF.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 6 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2474 |