|
||||||||||||||
Семейная иконаДля православного христианина икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, несмешивающееся с обыденной жизнью. Это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний, откровение Божие в линиях и красках. В прошлом в каждой православной семье – и крестьянской, и городской – на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами или целый домашний иконостас. Среди образов в нем особое место занимала так называемая семейная икона, передававшаяся из поколения в поколение и объединявшая всех членов семьи во время совместной молитвы. С принятием христианства русский народ вошел во Вселенское Православие, восприняв сложившуюся к тому времени церковную богослужебную практику и вероучение. Вместе с этим икона, святой образ, вошла в каждый дом христианина. Она стала неотъемлемой частью жизни верующих. Семейную икону называли еще и «родовой». Она переходила к потомкам как напоминание о всегдашней за них молитве родителей и как память об их благочестии. Она скрепляла поколения рода благодатью. В исконном понимании семейная икона – это икона с изображением тезоименных святых (т.е. тех святых, в честь которых был назван человек) всех членов семьи. Но это не только часть материального родового наследия, которое передается из поколения в поколение. Это, прежде всего, святыня, которая связывает всех членов семьи, объединяет их дух. Такая икона всегда почиталась особо: после крещения к ней подносили младенцев, перед ней произносили молитву, благословляли на дела, детей – на учебу, взрослых – на службу, благословляли новобрачных. Присутствие в доме семейной иконы сплачивает семью, укрепляет веру, помогает совершать поступки с чистыми помыслами. Духовная сила такого образа заключается в его соборности. Вознося свои молитвы, каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей, близких. Семейная икона, разумеется, имеет свои иконографические особенности. Как правило, это образ Спасителя или Богородицы с избранными святыми. Угодники Божии, чьи имена носят члены семьи, изображались справа и слева от образа Иисуса Христа или Божией Матери, в пол-оборота или предстоящими с молитвенно поднятыми руками. Если икона написана ко дню венчания молодых супругов или сразу же него, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены. Может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, их прародителей, в том числе и уже ушедших из жизни. Наверху «семейной иконы» может быть изображён благословляющий Господь Иисус Христос, или же это Нерукотворный Образ, Пресвятая Троица, Богородица – обычно «Знамение» или «Покров». Также на такой иконе может быть написан Ангел-Хранитель, он бывает изображен в центре иконы, среди семейных святых. Есть ещё один тип «семейных икон» – когда святые семейные покровители расположены не в среднике иконы, а на её полях. Святых, написанных на полях иконы, называют «полеосными». Вместе с ними часто пишут и Ангела-Хранителя. В центральной части иконы располагают образ Христа Вседержителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Святые, изображенные на полях, обращаются в молитве о своих подопечных к центральному образу. Также «семейной иконой» может быть «частник», другими словами, «складень» – икона, состоящая из нескольких икон (частей), соединённых в общую композицию. На одной из частей такой иконы изображают святых покровителей, или же их изображают в клеймах на полях. Также на такой иконе может быть написан «Деисус» (изображение в центре Христа с предстоящими по бокам Богоматерью и Иоанном Крестителем, ангелами) или изображены любые почитаемые святые. В других «частях» иконы могут быть написаны образы Пресвятой Богородицы, или Спаситель, а так же образы Гурия, Самона и Авива, почитавшихся заступниками женщин в браке, врачевателями семейных неурядиц, или Кирика и Иулитты, которым молились о добрых отношениях между родителями и детьми. А совсем недавно ко мне в руки попала семейная икона, которая недавно была обретена в нашем городе. Мне как иконописцу очень хочется рассказать про этот необычный с точки зрения иконографии образ. История его неизвестна, как впрочем, и истории многих других икон Гродненщины. По древесине и поперечным клиньям, которые были частично утеряны и позже вставлены, можно считать, что икона может относиться к началу XVIII века. Икону мне принесли в плачевном состоянии, с многочисленными утратами частей композиции. Сложно было разобраться, кто на ней изображён. Найден образ был на пыльном чердаке одного из деревенских домов. Можно лишь представить, что когда-то он принадлежал какой-то благочестивой верующей семье со своей историей и традициями. Композиция этого образа построена несколько необычно для семейной иконы. Его доминантой является крест, символизирующий крестные страдания Спасителя и разграничивающий икону на четыре композиционные части. В верхнем левом углу изображена Казанская икона Божией Матери, особо почитаемая данной семьей. В правом верхнем углу находятся святые Александр Невский и апостол Иоанн Богослов, покровители мужской части этой семьи. В нижнем левом –святые Матрона Константинопольская и святая Агриппина Римляныня. В правом нижнем углу – святая Дарья Римская и святая Евлампия. Эти угодницы Божии почитались как покровители женской частью семьи. Примечательно, что в данном сюжете собраны святые из разных эпох, никак не связанных друг с другом. Это говорит о том, что икона относится к семейному типу. В данный момент икона отреставрирована и вновь радует глаз, напоминая нам о семейных традициях, почитании предков и высокой духовности тех времен. Она явилась к нам через века для того, чтобы мы на минуту остановились и заглянули в свои семьи, в свои души.
Дарья КАЛИБЕРДА Публикация сайта Гродненской епархи |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 5227 |