|
||||||||||||||
Говорить на детском языкеДумаю, любой родитель рано или поздно приходит к мысли, что дети совершенно по-иному усваивают информацию. Ведь не всегда же из вредности эти ангелочки не делают то, что мы им говорим, или же делают – но с точностью до наоборот! Следовательно, подаваться эта информация должна тоже как-то по-другому, на особом каком-то «детском» языке. Мне бы хотелось поделиться с вами, как мы в нашей семье стали понемногу понимать этот язык и пользоваться им на радость всем нам.
Конечно, первый опыт подарила старшенькая – Аленка. Я даже помню тот обычный день и самую стандартную ситуацию-конфликт. Ребенку примерно два года, собираемся на прогулку, дочь ни в какую не хочет надевать теплую кофточку. Ну вот что, кричать? Это неэффективно и уж совсем не педагогично. Может, силой одеть малышку? Понятно, что будет рев, а мы с мужем потом будем мучиться от стыда, осознавая, что буквально сорвали свое бессилие на ребенке… И тогда, наверное, мой верный Ангел-Хранитель толкнул меня в коридор, где стояли новые ботинки Аленушки. Я надела их на руки и «прошагала» в комнату, где ботиночки между собой завели разговор о том, как им хочется поскорей запрыгнуть на ножки и пойти по улице, побегать по дорожке, попрыгать по пенечкам. Потом ботинки стали говорить с Аленкиными ножками: мол, вы-то с нами пойдете? Ребенок вовсю улыбался и согласно кивал: да, да! Тогда надевай поскорей кофточку и штанишки, и курточку, и шапочку и побежали! Никогда в жизни мы так быстро не одевались… Вот так пришло осознание: любая информация должна приходить к малышу через игру – это ему привычно, это ему интересно, это ему понятно.
Вот так наш дом «ожил»: все, что нас окружало, умело говорить (пусть и мамиными и папиными голосами – детей это совсем не смущает), любило шагать, плясать, прятаться, соревноваться, начинало что-то делать первым… И сразу же это становилось интересным и дочке. Нам даже выдумывать ничего не приходилось – ситуация сама подсказывала, что должно «ожить» и что этот новый герой скажет.
Но бывают такие моменты, когда игра практически недоступна: мы спешим, и, разрешая конфликт, параллельно нужно продолжать сборы, или мы едем в общественном транспорте… Тогда в нашей жизни появляется Сказка. В сказке любимый герой дочери переживает ту же ситуацию или проблему, вдруг возникшую перед девочкой.
У нас главными героями были принц и принцесса или просто хорошая девочка Оля, еще, помню, пчелы… Тут нужно просто обратить внимание: что или кого любит ваш ребенок. Это могут быть и машины, и всякие зверушки.
Так, по утрам, во время сборов в детский сад особенно актуальны были сказки про «принца, который забыл надеть шапку» и «принцессу, которая не послушала маму и не взяла перчатки». Ну, а дальше в сюжете все просто: принц или принцесса гуляли, замерзали, жалели о содеянном, зверушки в лесу их немного стыдили и объясняли последствия поступка, и с тех пор принц или принцесса всегда надевают шапку/перчатки, когда идут гулять.
Мы видели, что Аленка явно отождествляет себя с главными героями сказки. И тогда появились сказки не только на сиюминутную проблему, но и такие, в которых главный герой чему-то учился (например, заводить друзей или правильно вести себя на дороге), или боролся со своими страхами, или реализовывал свою мечту.
Из наблюдений за дочерью, из ее рассказов о прожитом дне мы отмечали для себя моменты, на которые нам хотелось бы обратить ее внимание. И вместо «Алена, в следующий раз ты должна сделать так-то и так-то», или этих бесполезных «не бойся, собачка тебя не укусит», появлялись сказки про девочку, которая своим веселым нравом и своей щедростью с легкостью завоевывала друзей. Или про маленькую белочку, которая однажды испугалась песика, а потом пригляделась к нему и увидела, какой он забавный и, кстати, тоже маленький, и подружилась с ним… Кстати, эти сказки нас не раз спасали во время длительной поездки или долгого пешего пути.
Однажды мне захотелось не просто проговорить ситуацию в сказке, но и выработать алгоритм действий дочери. Тогда это был вопрос о том, как себя вести с незнакомыми людьми на улице. И мы поиграли с ней в куклы.
Несколько раз, меняясь ролями, мы проиграли и проговорили то, что я хотела донести до ребенка. После этого успешного опыта куклы и всякие зверушки тоже стали нашими союзниками. Проигрывая ситуацию с игрушками, ребенок не только учится ее решать, но и как бы репетирует свои действия и слова, то есть закладывается алгоритм поведения – в том ключе, в котором вы преподнесете. А еще игра в куклы (зайчики, мишутки, паровозики, машинки) позволяют нам, родителям, увидеть ситуацию глазами ребенка, узнать, как ведут себя люди, окружающие наше чадо, когда нас нет рядом, и – самое волнительное и немного даже страшное – увидеть себя со стороны. Если предложить ребенку, чтобы он сам придумал сказку и показал ее с куклами, то в этой истории вполне может «всплыть» проблема, тревожащая ребенка (трудности в детском коллективе, страхи и т. д). А если куклу, с которой играет малыш, назначить, например, воспитателем, бабушкой, мамой, папой, а куклу взрослого – ребенком, и устроить небольшую ролевую игру, вот тогда очень даже хорошо проявляется наше поведение глазами ребенка. Это шанс для нас, родителей, на что-то обратить внимание и подкорректировать свое поведение. Дети – самые благодарные слушатели и зрители …Подрастает наша младшая дочь. Она совсем другая, совсем не похожа на Аленушку по своему поведению и характеру. Но с ней с таким же успехом решаются всякие споры. Стоит ожить какому-либо предмету, она уже тоже начинает слушать мамины и папины сказки и, как только начнет хорошо говорить, я уверена, с таким же удовольствием поучаствует в кукольном театре и заодно поймет и запомнит, как вести себя в той или иной ситуации.
Конечно, для девятилетней Алены говорящие ботиночки – уже пройденный этап, но она до сих пор с огромным удовольствием «играет» со мной в куклы и просит нас рассказать придуманную нами сказку.
Ничего особенного и трудного в этом «детском» языке-то и нет. Испокон веков были и сказки, и куклы… Самое сложное – это сломать свое стереотипное поведение и вместо очередного «сколько раз тебе говорить…» и «я кому сказал/сказала…» вдруг показать маленький спектакль или рассказать сказку. Или вместо нравоучительной беседы поиграть с ребенком в игрушки и через них высказать все свои слова, научить вести себя так, как нам кажется нужным.
Порой родители жалуются на то, что все это требует каких-то особых творческих способностей: «А у меня фантазии совсем нет». Уверяю вас, фантазия тут и не нужна! Вам все подскажет ситуация… Наша Аленка недавно рассказала, что она отлично помнит, как несколько лет назад почти каждый вечер ей звонил скучающий по ней дедушка (они с бабушкой живут в другом городе) и рассказывал сказки. «Как это было здорово!» – вспоминала дочь. А потом добавила: «Вообще-то, сказка была одна и та же: про то, как, например, красная машинка испачкалась, и мы с дедушкой ее помыли, и она очень обрадовалась. В следующей сказке менялся только цвет машинки… Но я все равно очень любила эти сказки!»
Говорят, дети – самые строгие судьи. Может, и так. Но как только вы начинаете что-то для них творить, даже вот такие сказки про машинки, нет для вас более благодарного слушателя и зрителя. Нигде вы не увидите более радостных глаз, никогда вы не найдете более быстрой и эффективной обратной связи. Не поленитесь, попробуйте, вам обязательно понравится – поговорите со своими детьми на «детском» языке!
Благодарим Дениса и Анастасию Мустафиных, Даниила и Татьяну Большаковых, Александра и Елену Поповых за предоставление фотографий из семейного архива.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1725 |