Опубликовано 05.08.2015 в рубрике  Православная семья
 

Традиционные семейные ценности: Что стоит за этим понятием?


Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.
 

Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение и миропонимание таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.

Конечно, кто-то скажет, что не все семьи идеальны, кто-то даже приведёт печальный опыт из своей жизни. Но надо понимать, что семья как институт в целом способствует развитию именно таких качеств в человеке, а значит, и в обществе. И родители, и дедушки с бабушками, желая добра своим детям и внукам, осознают, что, только воспитав благородных и порядочных людей, они обеспечат себе спокойную старость. И это нормально: взрослые заботятся о детях, а повзрослевшие дети начинают брать ответственность за уже ставших пожилыми родителей и бабушек с дедушками.

Но то, что раньше казалось очевидной истиной, сегодня многие пытаются поставить под сомнение.

В большинстве стран Запада уже легализованы однополые браки, внедрена ювенальная система, искусственно разорвана связь между поколениями, права семьи подменены правами личности и индивида. Результаты этих преобразований уже очевидны: цивилизация Запада деградирует в морально-нравственном плане и вырождается, несмотря даже на приток мигрантов, соблазнённых высоким уровнем материального обеспечения.

Учитывая, что процесс глобализации носит объективный характер, наивно было бы полагать, что Россия можетостаться в стороне от этих процессов. Каждый знает мораль пословицы «моя хата с краю, ничего не знаю». Через различные неправительственные организации, через СМИ и массовую культуру, в наше общество уже сегодня пытаются внедрять все те же инициативы, которые были успешно реализованы на Западе.

Проблемы технократической цивилизации требуют от нас нового осмысления действительности. Отчуждение человека, постоянная напряженность в отношениях с искусственно созданным внешним миром, мировоззренческие катаклизмы должны быть преодолены. В поисках ответа на эти жизненные вопросы мы пристально вглядываемся не только в обозримое настоящее, но и в далекое прошлое человечества. И здесь, в истории, обращение именно к традиционной культуре позволяет видеть примеры такого отношения к жизни и к самому человеку, основные принципы которого могут помочь нам выработать новый тип современных взаимоотношений как внутри общества, так и с самим собой.

Сейчас наступление на семью идёт по всем фронтам.

Всё чаще на российском телевидении можно услышать заявления о том, что семья – это не обязательно союз мужчины и женщины, а может быть союзом мужчины с мужчиной или женщины с женщиной. В фильмах и ТВ-шоу среди главных положительных героев регулярно фигурируют педерасты и лесбиянки, а образ традиционной семьи высмеивается и дискредитируется, подменяясь эгоистическими идеалами жизни «в своё удовольствие». С экранов,а значит, во многом и из массовой культуры, исчезает положительный образ матери и отца. В нормативных документах, принимаемых на уровне правительства, даются размытые формулировки понятию «семьи».

Расцениваем подобные действия, как целенаправленную атаку с применением технологий «мягкой силы» на русский народ.По этой причине в своей деятельности проект «Научи хорошему» выступает с позиции традиционных семейных ценностей, рассматривая понятие «семья» исключительно как союз мужчины и женщины, подразумевающий рождение и воспитание детей.

Именно такая семья является залогом стабильного и гармонично развивающегося общества, и именно такой семье посвящены множество народных пословиц и поговорок, которые хранят мудрость и опыт наших предков, передавая его от поколения к поколению:

  • Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  • Всякий мирянин своему брату семьянин.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Семья в куче, не страшна и туча.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В родной семье и каша гуще.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Вино полюбил – семью разорил.

Говоря о традиционных семейных ценностях, следует раскрыть и основные понятия, которые, по нашему мнению, неразрывно связаны с процессом воспитания человека в семье:

  • Трудолюбие
  • Честность
  • Смелость
  • Верность
  • Добро
  • Правда
  • Совесть
  • Мера
  • Любовь
  • Вера

1. Трудолюбие

Само слово «трудолюбие», то есть любовь к труду, уже несёт в себе правильное отношение, которое каждый человек должен сформировать в себе и поддерживать по отношению к тому делу, которым он занимается. Трудолюбие подразумевает, что труд – это не только орудие удовлетворения материальных потребностей человека, но и глубинная внутренняя потребность человека, заложенная в саму его природу и ведущая его к духовному развитию. Труд, каким бы он ни был – управленческим или производительным – облагораживает человека, развивает его таланты и способности, поднимает на качественно новые уровни не только материально, но и духовно. Его сила велика и животворна.

В этом плане труд отличается от работы. Как отмечал выдающийся русский учёный Д.И. Менделеев, «не всякая работа есть труд… Труд обусловливается полезностью совершаемого не для одного себя, но и для других… Работу можно дать, к работе принудить, труд – свободен был и будет, потому что он по природе своей сознателен, волен, духовен, сложен и необходим…»

Поэтому любовь к труду, понимание его высокой значимости очень важны для проживания человеком здоровой, достойной жизни. То же истинно и в большем масштабе – общество, в котором ценится труд, живет благополучно, находится в постоянном развитии, материальном и духовном.

В былые времена, не отличавшиеся особым комфортом и потребительским изобилием, необходимость труда была более очевидна, чем сейчас. Большую часть своей жизни наши предки проводили в труде, по этой причине и было сложено такое внушительное, дошедшее до наших времен количество поговорок и пословиц на эту тему. Эта группа русских пословиц и поговорок – одна из самых заметных. Широко известны такие выражения, как:

  • Уменье (терпенье) и труд все перетрут
  • Под лежачий камень и вода не течет
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • Кончил дело — гуляй смело
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда
  • Делу время, потехе час
  • Глаза боятся, а руки делают
  • Маленькое дело лучше большого безделья
  • Дело мастера боится

Сегодня же отношение к труду и трудолюбию с точки зрения принятой массовой философии заметно изменилось в худшую сторону. Если раньше необходимость ответственно трудиться была очевиднее некуда:

  • Не натопишь – не погреешься
  • Кто пахать не ленится – у того и хлеб родится
  • Что посеешь, то и пожнёшь, тем и сыт будешь
  • и так далее,

то текущая действительность предлагает и разного рода паразитические виды существования. Вредоносная тенденция при этом укрепляется параллельным широким тиражированием идеи праздности через современную массовую культуру. Всем известные популярные сериалы о школьниках, студентах и врачах рады позабавить зрителя любовными перипетиями, смешными ситуациями, конфликтами героев, чем угодно, но только не изображением трудящегося человека, хотя по-хорошему, именно он должен быть на первом плане: школьник, студент, врач – это, в первую очередь, труженик. В современной народной философии трудолюбие как одна из высших жизненных ценностей очевидно померкло и не культивируется не только с былыми фундаментальностью и размахом, но и каким-либо образом вообще. На сегодняшний день труд не продвигается СМИ и культурой как важная часть человеческой жизни, несправедливо оставленная в закулисье в роли некоего неприятного момента на пути к успеху, с которым нужно смириться.

Однако истина по-прежнему осталась такой, какой была: труд и признание его ценности в форме трудолюбия – обязательные условия успешного развития материальной и духовной жизни и счастья отдельного человека, отдельной семьи и всего общества в целом.

2. Честность

В восприятии многих людей понятие честности сводится к необходимости всегда говорить правду. Между тем, В.И.Даль дал более широкое определение: «Честность – прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний». Честный человек – это тот, кто не кривит душой, и в действиях которого нет корыстных мотивов.

В семье, в которой родители привыкли быть честными со своими детьми, царит гармония и понимание. Ведь если нет вранья, то нет и серьёзных поводов для конфликтов или размолвок.

В то же время честность по отношению к окружающим начинается с честности в диалоге с самим собой. Научиться быть честным по отношению к себе – это основа для духовного развития. И, конечно, только честный человек, живущий в ладу со своей совестью, может быть по-настоящему счастлив.

  • Не в силе честность, а в правде
  • Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
  • Честное здравствование сердцу на радость
  • Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд
  • Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга
  • Честное дело и буйну голову смиряет
  • Честное дело не таится
  • Которая служба нужнее, та и честнее
  • Честное слово должно быть постоянно

3. Смелость

Как показывает практика, чтобы сделать первый шаг и начать движение, зачастую недостаточно правильно выбранной цели и даже понимания, как её реализовать. Для этого нужна смелость. Она помогает преодолеть страх, взять на себя ответственность и двигаться по намеченному пути. Смелость – одно из самых важных волевых качеств, присущих человеку.

Воспитание смелости должно начинаться с детства. Поощряя детей к самостоятельным поступкам, к взятию ответственности, предоставляя разумную свободу действий, мы помогаем им научиться контролировать свои эмоции, развивать решимость и способность принимать правильные решения в независимости от наличия страхов. Смелость лежит в основе таких понятий, как храбрость, мужественность, отважность и доблесть. Из смелости проистекает готовность защищать интересы своих близких, своего дела и своей Родины.

В русской культуре существует множество пословиц и поговорок, демонстрирующих, что только смелый человек способен преодолеть любые препятствия на своём жизненном пути:

  • За правое дело стой смело!
  • Смелость (Отвага) города берет
  • Смелым Бог владеет, пьяным черт качает
  • На смелого собака лает, а трусливого рвет
  • Герой помирает один раз, а трус всю жизнь
  • Смелость — сила воина
  • Храбрец в день битвы познаётся
  • Волка бояться, так и в лес не ходить
  • Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать
  • За смелым победа

4. Верность

Когда мы говорим о семье, верность – это антипод разврата и вечный спутник настоящей любви. Сегодня нас часто пытаются убедить с экранов телевизора, что верность – это подвиг, который хоть и вызывает уважение, но лишает тебя «новизны» и «радостей жизни». На самом деле, верность – это единственная норма семейных отношений, которая позволяет создать крепкую и счастливую семью, основанную на доверии и готовности быть друг с другом и в горе и в радости. А то, что обычно подменяют эвфемизмами «жажда новизны» или «радости жизни», – это чаще всего путь разрушения и деградации, путь вниз по наклонной.

Верность закаляет силу духа, помогает противостоять всем искушениям и соблазнам, служит залогом доверия, обеспечивает опору в жизни и любви. Это одно из лучших качеств, характеризующих мужчину-воина и женщину-хранительницу очага. В то же время, верность – очень многогранное понятие, раскрывающееся в таких выражениях, как «верность слову», «верность долгу», «верность себе», «верность традиции» и, конечно, «верность Родине».

Настоящую верность Отечеству показали воины, защищавшие нашу страну в период Великой Отечественный Войны. Солдаты жертвовали собой, шли на верную смерть, выдерживали любые испытания, но не предавали. Сегодня война всё больше информационная, но и на этой войне победу одержит лишь тот, кто сохранит верность своей стране, своему народу и тем человеческим идеалам, которые и делают нас людьми.

  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет
  • Верный друг лучше сотни слуг
  • Оружие защитит, но лучшая защита — верность
  • Хранить верность — это достоинство, познать верность — эточесть
  • Благородное сердце не может быть неверным
  • Предатель в любую бурю спасает только собственную шкуру
  • Предатель опаснее врага
  • Верность познается во время больших смут

5. Доброта

Умение отличать добро от зла, хорошее от плохого, и осознанное желание быть добрым лежат в основе нравственности человека. Добрым можно назвать тот поступок, который делает мир лучше, помогает обществу выходить на путь бескризисного и гармоничного развития. Злой поступок – тот, который направлен в противоположную сторону и делает мир хуже, ведёт его к гибели. А это значит, что человеку следует соизмерять каждый свой поступок с тем, какой эффект он оказывает на окружающих и какие влечёт последствия.

С этой точки зрения неправильно рассуждать о том, что добра без зла не бывает, или о том, что зло было всегда, и тут ничего не поделаешь. Хотя зло и существует в нашем мире, тем не менее, долг каждого человека устремлять свои мысли и поступки к добру, то есть быть добрым.

  • Жизнь дана на добрые дела
  • Доброму Бог помогает
  • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила
  • Доброго держись, а от худого удались
  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху
  • Делая зло, на добро не надейся
  • Добра желаешь, добро и делай
  • Доброта без разума пуста
  • Доброе дело — правду говорить смело
  • Добро не умрет, а зло пропадет

6. Правда

«А я вот думаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильней…»
Брат-2

Правда – это первичная философская категория. Она же является оценочной характеристикой любой поступающей к нам информации, суть этой оценки – соответствие данной информации образу, явлению или процессу, протекающему в мироздании на данный момент времени. Согласно словарю Даля, правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

В русской культуре существует просто огромное множество пословиц и поговорок на тему правды, вот только небольшая часть:

  • Правда дороже золота
  • Правда глаза колет
  • Правда по миру ходит
  • Правда из воды, из огня спасает
  • Неправдой нажитое впрок не пойдет
  • Лучше умереть, чем неправду терпеть
  • В ком правды нет, в том добра мало
  • Правда — кусок заработанный, а ложь — краденый
  • Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает
  • Правду похоронишь, да сам из ямы не вылезешь
  • Доброе дело — правду говорить смело
  • Правда тяжелее золота, а на воде всплывает
  • Правда, как оса, — лезет в глаза
  • На льстивы речи не мечись, на грубую правду не сердись
  • Правда двадцать цепей разорвет
  • Кто за правду дерётся, тому и сила двойная даётся

Одной из главных тем наших пословиц и поговорок является тема неизбежности правды, что правда рано или поздно станет известна. Неминуемость раскрытия правды делает бессмысленной любую ложь или кривду. И уж тем более, правда – лучший фундамент для строительства семейной жизни, только честные доверительные отношения сделают семейные узы прочными как сталь, которым будут не страшны любые трудности.

7. Совесть

Совесть – одно из самых важных понятий, лежащее в основе духовной стороны жизни человека. Совесть называют внутренним компасом человека, указывающим ему направление, в котором он должен идти. С позиции верующего человека Совесть понимается и как сокровенная связь между человеком и Богом.

Согласно толковому словарю Даля, совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Существует множество поговорок в русской культуре на тему совести и совестливости:

  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги виселица
  • У кого совесть чиста, у того подушка под головой невертится
  • Рожа кривая, да совесть прямая
  • К кафтану (к коже) совести не пришьешь
  • Богатый совести не купит, а свою погубляет
  • Делай по совести, честно
  • Робка совесть, поколе не заглушишь ее
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь
  • От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь

Из приведённых поговорок видно, что совесть – это то внутреннее состояние, которое не купишь за деньги, не изменишь какими-то внешними проявлениями и факторами: красивая внешность (рожа прямая), новый кафтан. И уж тем более бесполезно бороться с этим «голосом добра» внутри себя – от этого он становится ещё громче. Единственное, что можно делать в отношении совести, так это содержать её в чистоте, то есть следовать её зову, а значит поступать правильно (по правде, по совести).

8. Мера

Русскую цивилизацию не зря иногда называют цивилизацией меры. В отличие от Запада, который вечно гонится за материальными ценностями, и Востока, который на пути духовного совершенствования иногда готов забыть о жизни сегодняшней, у нас всегда всё хорошо только в меру.

На протяжении богатой истории Россию/Русь нередко заносило в крайности, не раз мы оказывались и на краю гибели, но чувство меры всегда помогало вовремя исправить ошибки и восстановить утраченное равновесие, при том не только на своей земле, но и соседям помочь. Возможно, в этом и есть наша миссия…

  • Всякое дело мера красит
  • Без меры и лаптя не сплетешь
  • Выше меры и конь не скачет
  • Душа меру знает
  • По мерке мастера знать
  • На свой аршин не меряй
  • Сам себе во всем меру знай
  • Счет не солжет, а мера не обманет
  • Когда рожь, тогда и мера
  • Мера — всякому делу вера

9. Любовь

Телевидение сегодня пытается сформировать у зрителей превратное представление о Любви, как о порыве страстей, чувств и эмоций, которые могут превратить человека в «раба любви», вознести его на вершину блаженства или ввергнуть в состояние депрессии. Но Любовь в истинном значении этого слова не может быть «злой», «продажной», «безумной» или «односторонней». Всё перечисленное – это просто стереотипы, которые в большей степени описывают привязанности на основе половых инстинктов, чем чувство Любви.

В русской традиции Любовь – гораздо более широкое и объемлющее понятие, чем просто сфера отношений между мужчиной и женщиной: это и Любовь к ближнему своему, и Любовь к миру, и Любовь, как проявления тепла души и сердца, как совокупность совершенства.

  • Жизнь без любви, что год без весны
  • Кто любит, тот дважды живёт
  • Любви золотом не купишь
  • Любовь не вёрстами меряется
  • Смерть любовь не испугает
  • Где Любовь да совет, там и горя нет
  • Любви прекрасно живётся и в сельской хате, и в господскойпалате
  • Любимую надо рассмотреть не глазами, а сердцем
  • Где любовь, тут и Бог
  • Кого люди любят, тому и Бог благоволит

10. Вера

Вера – одно из самых тонких, едва уловимых и одновременно очень важных понятий в человеческой жизни. По словарю Даля, вера означает «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных».

Каждый человек, отдает он себе в этом отчёт или нет, руководствуется в своих поступках некой собственной системой верований, сложившейся на протяжении его жизни и всегда открытой к дальнейшему утверждению либо, наоборот, изменениям. То, во что человек верит, определяет раз за разом его шаги, определяет и всю его жизнь в целом.

  • Менять веру – менять и совесть
  • Какова вера, таков у ней и Бог
  • Свято место пусто не бывает (не веришь в одно, значит,веришь во что-то другое)

Веру характеризует теснейшая связь с созидательным принципом, с действием. Сначала на этапе причины человек верит во что-то, в чем-то убежден, а затем как следствие – действует или бездействует. И очень логично, что заметная часть русских пословиц и поговорок, затрагивающих тему веры, четко отмечает эту связанность понятий веры и дела:

  • Хороша вера у дела
  • Веру к делу применяй, а дело к вере
  • Вера и гору с места сдвинет
  • С верой нигде не пропадешь
  • Без добрых дел – вера мертва пред Богом
  • Бога не обманешь, хоть и пораньше нашего встанешь

Если человек, к примеру, верит, что он не нужен где-то (в семье, коллективе, стране), значит так и будет, потому что он неизбежно подкрепит свою веру дальнейшими реальными действиями. Если он верит, что жизнь бессмысленна, то так оно для него и будет – он реализует это для себя, исходя из своей веры.

То же истинно и в противоположном варианте – вера в особый смысл своей жизни или вера в высокую значимость себя как гражданина государства будет обязательно претворена в жизнь. Как сказал Л.Н.Толстой, «сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».

Поэтому долг каждого человека найти в себе силы и найти время подумать о том, во что он верит и во имя чего живёт.

Остаётся добавить, что ценности для каждого человека, их особый набор и сочетание, являются фундаментом для построения общей картины мира, личностного роста, выбора своих целей и смыслов, и обусловливают выработку глубоко индивидуального «кодекса» правил жизни. Именно ценности лежат в основе нравственного профиля каждого из нас и в течение всей жизни выступают порой почти неосознаваемыми, но мощными ориентирами при любых жизненных выборах и решениях.

В дне сегодняшнем происходит тотальная утрата понятных нравственных ориентиров. Этот процесс, который носит явно управляемый характер, влечёт за собой не только некоторый социальный упадок, но и глубокую дезориентацию многих людей в вопросах личного смысла жизни, понимания себя и других.

Обращение к осмыслению опыта поколений в построении ценностного мировоззрения и твёрдая позиция в понимании того, что является нормой, могут служить точками отсчёта на пути обретения ощущения наполненности и осмысленности жизни для каждого человека. А это, в свою очередь, даст свои плоды как для развития общества в целом, так и для появления чувства удовлетворенности жизнью у любого из нас.

Участники проекта «Научи хорошему»

http://whatisgood.ru/theory/tradicionnye-semejnye-cennosti-chto-stoit-za-etim-ponyatiem/

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 2    
  Версия для печати        Просмотров: 7516


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
   1 написал: Diana (5 сентября 2015 17:31)
 
эТО ЖЕ СЕКТА коб!!!Научи Хорошему-волк в овечей шкуре
  [цитировать]

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (19)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930