|
||||||||||||||
И.С. Вишневская. Подводные камни ювенальной юстицииС середины 90-х гг. в России не прекращаются попытки внедрить систему ювенальной юстиции. Она определяется ее сторонниками как система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного ювенального суда специальные органы, учреждения и службы по защите прав детей, а также систему профилактики правонарушений. Говоря о необходимости профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, о милосердном отношении к несовершеннолетним преступникам, сторонники ювенальной юстиции всячески замалчивают другую сторону вопроса, которая будоражит российскую общественность, прилагаются огромные усилия к тому, чтобы истинный смысл грядущих изменений подавляющему большинству граждан известен не был. В настоящее время в России организована масштабная информационная кампания, ставящая своей целью внедрение в общественное сознание образа нового врага – родителей. Создаётся система прецедентов родительской жестокости. Действительно, к сожалению, имеют место случаи жестокого обращения с детьми в семье. Но в чем причины такого положения дел? Всё общество находится под невыносимым прессингом разврата, жестокости и насилия, льющихся с экранов телевизоров и кинотеатров, с театральных сцен и уличных реклам, страниц газет и журналов. Общественность устала взывать к совести и здравому смыслу руководителей страны, способных принять соответствующие законы и изменить ситуацию. Семья и школа не справляются с функциями воспитания. Институт семьи находится в глубочайшем кризисе. Теперь же предлагается вместо помощи семье изъять из нее детей и оказывать им адресную помощь, спасать детей от родителей, от бедности, т.е., буквально, добить российскую семью. В нашей стране уже многие десятилетия существует система, призванная защитить детей от асоциальных родителей, и переполненные детские дома являются подтверждением этому. Значит, система работает. Но среди людей, добросовестно выполняющих эту работу, встречаются и люди жестокие, равнодушные, корыстные. Именно это вызывает многочисленные нарицания в адрес органов социальной защиты, органов опеки. Лоббисты ювенальной юстиции говорят о необходимости коренных реформ в области защиты прав несовершеннолетних. Но сути этих коренных реформ они не проясняют. Поскольку мы в нашей стране недавно уже пережили эпоху коренных реформ и хорошо помним, как это было болезненно, хотелось бы теперь понять, к чему нас склоняют. Анализ правовых документов, публикаций в СМИ, международного опыта в области ювенальной юстиции, а также персоналии лоббистов заставляют серьезно задуматься об угрозах и рисках, которые содержит в себе данная реформа. Когда речь идет о ювенальной юстиции, надо иметь в виду, что это не один какой-то законопроект, а целая система поправок в действующее законодательство. Сегодня, когда по всей стране идет волна акций протеста против введения ювенального права, помимо чисто эмоциональной оценки крайне важно мнение специалистов. Юристами проведен анализ ювенальных законопроектов и сделано несколько правовых обзоров. Так юристы-эксперты пишут, что в Проекте федерального закона № 198484-5 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения гарантий прав детей на надлежащее воспитание» предлагается определить принципом государственной политики в интересах детей принцип приоритетности прав и интересов ребенка по отношению к конституционным правам и свободам других категорий граждан (подпункт «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта). Между тем, Конвенция ООН о правах ребенка, признавая необходимость наилучшего обеспечения интересов ребенка, не устанавливает приоритета прав детей над конституционными правами и свободами других лиц, включая родителей. Не допускает этого и Конституция Российской Федерации. Таким образом, введение в российское законодательство положения о приоритете прав и интересов детей над правами других лиц не только умаляет конституционное право граждан по воспитанию детей, но также устраняет преимущественное право родителей по воспитанию детей в кровной семье, установленное в статье 63 СК РФ, если это не соответствует обеспечению так называемых наилучших интересов ребенка. Такое положение не соответствует праву граждан на защиту семьи, гарантированному в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации. Новым законодательством вводится ряд новых понятий, которых раньше не было. Например, в текст Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вводится понятие воспитания, а также понятие надлежащего воспитания. Согласно пункту 4 статьи 1 предлагаемой редакции Федерального закона «надлежащее воспитание ребенка - воспитание, основанное на уважении к родителям, к России, ее истории, традициям и культуре, к Конституции Российской Федерации и к законам Российской Федерации, на идеалах мира, терпимости, свободы, равенства и справедливости, дружбы между народами, этническими, национальными и религиозными группами». Под такое неконкретное понятие можно подвести любые ценности, а точнее в нём уже заложена основа приоритета либеральных ценностей, которые, в данном случае утверждаются как надлежащие духовно - нравственные ценности и интересы российского общества. Попытка определения на законодательном уровне понятия надлежащего воспитания делается с целью возможности юридической квалификации процесса воспитания как надлежащего или ненадлежащего и наступления правовых последствий в виде ответственности. Согласно подпункту 9 пункта 2 данной статьи право ребенка на надлежащее воспитание включает право на безопасность и защиту от грубого обращения или оскорбления, физического или психического насилия, эксплуатации. А право ребенка на заботу, включает в себя «обеспечение ребенку уровня жизни, необходимого для его физического, психического, социального, духовного и нравственного развития, его материальное содержание, в том числе обеспечение питанием, одеждой, обувью, жильём, а также уход за малолетним ребенком». Согласно пункту 5 статьи 8.1 новой редакции Федерального закона, предлагаемой данным законопроектом, «за ненадлежащее воспитание ребенка, неисполнение обязанности по содержанию, воспитанию ребенка, защите его законных прав и интересов родители, а также лица, на которых законом или договором возложены указанные обязанности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации". Следовательно, принятие данного законопроекта позволит лишать родительских прав или ограничивать в родительских правах, а также отбирать ребенка у родителей без решения суда, в случае, если они ненадлежащим образом воспитывают своего ребенка, в том числе не обеспечивают соответствующего материального уровня жизни. Это означает, что ребенок может быть отобран из семьи по - бедности, а также в случае воспитания в духовно - нравственных ценностях, не соответствующих интересам российской общества, определяемых в либеральном духе. Законопроектом также предусматриваются новые меры административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обеспечению права на образование и (или) защите прав и законных интересов несовершеннолетнего в виде наложения штрафа на родителей, иных законных представителей несовершеннолетнего в размере от тысячи до двух тысяч пятисот рублей. "Родители, иные законные представители или лица, на которых законом или договором возложены обязанности по воспитанию детей, не исполняющие либо ненадлежащим образом исполняющие обязанности по содержанию, воспитанию, образованию и (или) защите прав и законных интересов ребенка, несут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом и Кодексом об административных правонарушениях, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, уголовную ответственность». Статьёй 9 законопроекта предлагается ввести уголовную ответственность не только за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, как это предусмотрено действующим законодательством (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)), но и за не обеспечение права на образование и защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего, либо уходу за ребенком, совершенное родителем, иным законным представителем, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Заметим, что в данной статье речь идёт не о побоях, истязаниях детей, причинении вреда здоровью и других преступлениях против личности, которые образуют самостоятельные составы преступлений и ответственность за которые предусмотрена в соответствующих статьях УК РФ (статьи 111-113, 115-118 УК РФ). Речь в законопроекте идёт о мерах воспитательного характера, применяемых родителями, которые не причиняют вреда здоровью ребенка, то есть о запрете наказаний. При этом согласно примечанию к данной статье УК РФ, предлагаемому законопроектом, «под жестоким обращением понимается грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с несовершеннолетним, включая физическое или психическое насилие над ним». Как видно из данного определения, оно касается не только физических наказаний, но и иных мер воспитательного характера, которыми могут быть признаны практически любые способы воздействия на ребенка. За указанные преступления законопроектом предусматривается уголовная ответственность в виде: обязательных работ до 240 часов, исправительных работ на срок до одного года, а также вводится наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет. Помимо этого, законопроект предусматривает усиление ответственности не только родителей, законных представителей и лиц, их заменяющих, а также лиц, на которых законом или договором возложены обязанности по воспитанию, обучению несовершеннолетнего, а также на руководителей образовательных учреждений, обязывая этих лиц заниматься не свойственными им функциями и возлагая конкретную ответственность за невыполнение соответствующих предписаний. Так, законопроектом предлагается установить административную ответственность в виде штрафа за нарушение порядка сообщения сведений о факте нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего, совершенное должностным лицом, гражданином или юридическим лицом, которым стало известно о таком факте в связи с их служебной или профессиональной деятельностью (статья 8 законопроекта), что на деле является принуждением к доносительству. Вместе с тем, в законопроекте не предусмотрено никакой ответственности должностных лиц государственных органов и организаций в случае необоснованного привлечения родителей и иных лиц к ответственности, предусмотренной законопроектом. Такое положение делает указанные органы безнаказанными и создаёт условия для коррупции. Таким образом, в документах, проектах законов, публикациях, учебниках, методичках по введению ювенальной юстиции и ювенальных технологий любой здравомыслящий человек увидит реальную угрозу для себя. Ювенальная юстиция объявляет запрет на всякое наказание детей, делает воспитание невозможным, приводит к необоснованному изъятию детей у родителей и является механизмом разрушения семьи. Уже сейчас отрабатываются технологии изъятия детей из нормальных семей. В рамках ЮЮ понятие физического и психического насилия над ребенком толкуется расширительно-либерально. На Западе во многих странах уже введен законодательный запрет на ЛЮБОЕ физическое наказание (вплоть до безобидного шлепка). В Англии родители уже не могут в наказание лишить детей карманных денег, поскольку законом предусмотрена некая обязательная сумма, которую они обязаны давать детям с определенного возраста. В российских пилотных регионах тоже имеются подобные негативные прецеденты. Ювенальная юстиция провоцирует детей на доносительство на родителей и педагогов, делает нормой судебные разбирательства детей со взрослыми, нарушающими их права. За нарушение прав ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность, а именно – штрафы, ограничение или лишение родительских прав, лишение родителей свободы. Доносительство на взрослых поощряется. В некоторых школах уже поставили ящики для доносов. Вводится институт Уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) на федеральном, местном и даже школьном уровне, куда дети сами смогут, а должностные лица должны будут обращаться и рассказывать о нарушении детских прав со стороны родителей и учителей. Одна из функций ювенального правосудия – профилактика детской преступности и преступлений против ребенка. Для достижения этих целей предполагается тотальный контроль над каждой семьей. Вопрос, готовы ли наши семьи к тому, что им придется отчитываться за методы воспитания своего чада? Введение в России закона о Ювенальной Юстиции недопустимо потому что: Во-первых, этот закон противоречит Конституции РФ, согласно которой родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Во-вторых, по мнению ряда ученых, общественных деятелей, родительской общественности, принятие этого закона в России будет иметь следующие последствия: 1. Поскольку воспитание в семье предполагает послушание родителям и удерживание ребенка от зла, в том числе путем запретов и наказаний, то реализованная система Ювенальной Юстиции (в дальнейшем - Ю.Ю.) фактически лишает родителей их естественного права воспитывать детей и преимущественного права на определение системы и приоритетов их воспитания. Особенно уязвимыми делаются семьи, в которых детей стараются воспитывать в рамках традиционной морали, удерживая от многочисленных соблазнов масс-культуры и развратного образа жизни. Именно такие родители, с точки зрения сторонников ювенальной юстиции, считаются преступниками, «подавляющими личность ребенка и лишающими его права на нормальное развитие». Такая ситуация приведет к дальнейшему разрушению семьи, а, значит, и государства, т.к. семья является основой государства; 2. Ухудшение демографической ситуации, поскольку, как показывает опыт западных стран, Ю.Ю. мотивирует людей на отказ от деторождения (ребенок начинает «качать свои права», едва научившись говорить); 3. Развал образования, т.к. Ю.Ю. лишает директора и учителей школы их реальных прав (в публикациях на тему омбудсменов говорится о том, что учитель не имеет права выгнать ребенка из класса, как бы он себя ни вел); 4. Расцвет коррупции, как следствие практически безграничной и бесконтрольной власти над семьями ювенальных судов и социальных служб; 5. Разгул преступности, т.к. психология несовершеннолетнего преступника такова, что, чувствуя безнаказанность, гарантируемую Ю.Ю., он еще больше распоясывается; 6. Как следствие всех вышеперечисленных факторов – дестабилизация общества и государства. Тем не менее, в настоящее время ювенальную юстицию лихо обкатывают в нашей стране в нескольких пилотных регионах. Наиболее громкие дела по изъятию детей из семей прошли в Ростове – гигантской экспериментальной площадке ювеналов. Но и в других городах происходит то же самое. Новосибирск является одним из пилотных регионов. В двух районах города (Ленинском и Заельцовском) и одном районе Новосибирской области не первый год вводится система ювенальной юстиции. Занимается этим Союз юристов Новосибирской области, как они сами говорят, «по благословению администрации Новосибирской области». Ювенальная юстиция представляет серьезную угрозу для современной российской семьи. И это невольно подтверждают сами ювеналы. В одной из новосибирских газет опубликовано интервью с организатором эксперимента в Новосибирске, где сказано, что факторами неблагополучия в семье являются не только пьянство и насилие, но и бедность, а также «слабые эмоциональные связи, неискренность, холодность отношений между членами семьи, плохая кооперация в вопросах совместного труда и отдыха, чрезмерный контроль или отсутствие контроля и искреннего интереса к жизни ребенка». Ювенальная юстиция существует в ряде стран мира и работа ювенального ведомства часто вызывает негативный общественный резонанс в этих государствах. Ведь это система, при которой чиновники имеют неумеренно большие права по надзору за детьми и лишению родительских прав по нелепым обвинениям. Ювенальная юстиция везде показала свою разрушительную суть, приводила ко многим человеческим трагедиям, коррупции. В качестве примера можно привести Францию, где ювенальная юстиция действует дольше всего, и которая «прославилась» самыми большими беспорядками в истории ЕС, несмотря на то, что создатели данной системы обещали как раз обратное – уменьшение преступности. Ювенальную юстицию пытались ввести на Украине, и по утверждениям парламентариев Украинской Рады, продвижение данного законопроекта целиком и полностью поддерживалось теми же прозападными фондами, которые организовали на Украине т.н. «оранжевую революцию», способствовали ухудшению отношений между Украиной и Россией. Украинские парламентарии, сумевшие остановить принятие законов о ювенальной юстиции в третьем чтении, предупреждают Государственную Думу РФ об опасности в своем письме. В обществе идёт осознание опасности, которую несёт ювенальная юстиция. Политологи называют внедрение ювенальной юстиции «ползучим государственным переворотом», устроенным либералами. В ноябре 2009 года в Москве был создан Объединенный «Общественный Комитет по защите семьи, детства и нравственных ценностей», в который вошли представители родительской, патриотической и православной общественности из 28 регионов России. Ширится протестное движение по всей России, в регионах проходят пикеты, митинги. С декабря 2009 года в разных городах проходят ежемесячные общероссийские Родительские стояния. Каждый месяц, начиная с января 2010г., Новосибирское отделение Общероссийского общественного движения «Всероссийское родительское собрание» организует в Первомайском сквере Новосибирска Родительские стояния против введения ювенальной юстиции. Участниками Всероссийских родительских стояний в г. Новосибирске в защиту семьи и против ювенальной юстиции (28.02.10г) и Научно-практической конференции «Ювенальная юстиция: теория и практика» (12.03.10г.) принята Резолюция, в которой они выражают обеспокоенность намерением определенных либеральных сил «продавить» принятие законов о ювенальной юстиции и отмечают, что введение в той или иной форме ювенальной системы составляет угрозу национальным интересам России, противоречит конституционному принципу защиты семьи, её независимости, свободного выбора родителями формы воспитания детей, ставит семью под жесткий контроль чиновников, разрушает единую действующую в Российской Федерации судебную и правоохранительную системы, нарушает принцип разделения властей, ведет к разрушению здоровых семей, необоснованному увеличению социального сиротства (детей-сирот при живых родителях), направлен на подрыв традиционных семейных ценностей, провоцирует коррупцию и подростково-детскую преступность, противоречит духовно-нравственным установкам большинства населения многонациональной и многоконфессиональной страны. В связи с этим участники названных мероприятий считают необходимым принятие следующих мер: 1. Призвать все общественные организации, выступающие против введения в России ювенальной юстиции обратиться к Президенту РФ Д..А Медведеву, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Председателю Правительства РФ В. В Путину; руководителям обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации и всем заинтересованным органам и организациям, государственным деятелям с просьбой о введении моратория на применение ювенальных технологий, принятие ювенальных законов и внесение ювенальных поправок в действующее законодательство до всестороннего изучения и анализа опыта внедрения ювенальной юстиции в России и зарубежных странах, с последующим публичным обсуждением данных анализа широкой общественностью страны. 2. Организовать общественный контроль за деятельностью структур, занимающихся проблемами семьи (органами опеки, социальными службами и т.д.). Для этого создать общественные наблюдательные Советы (ОНС), в которые войдут представители общественных организаций, педагогических коллективов, психологов, родителей, традиционных религий. 3. Ввести понятие «жертвы ювенальной юстиции» со сбором таких фактов и обнародованием их. 4. Объявить сбор предложений по разработке и созданию альтернативного проекта Концепции Государственной семейной политики для поддержки и защиты семьи, материнства и детства.
Образование и Православие / И.С. Вишневская 12.04.10г. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 24 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 9067 |