Пояснительная
записка
Уровень
развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего разви-тия.
Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом
возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на
кото-рой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше
начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий
эффект.
В
условиях учреждений интернатного типа, в частности в Домах ребенка, где с
пер-вых месяцев жизни воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей,
система ран-ней педагогической помощи детям имеет особое значение. Ведь именно
здесь большая часть детей имеет различные отклонения обусловленные характером
дефектов речевого аппарата.
Доказано,
что дети, воспитывающиеся в Домах ребенка, могут успешно развиваться при
условии хорошей организации педагогической работы, частью которой являются
музы-кальные занятия. При достаточно раннем начале и систематическом проведении
комплекс-ного метода в музыкальных занятиях с включением системы педагогически
целесообразных, коррекционно - развивающих технологий
(координационно-ритмические игры с пением, му-зыкально- двигательные
упражнения, игры с клавесами - палочками, упражнения на дыха-ние, игра на
детских музыкальных инструментах, речевые игры с элементами куклотерапии,
музыкальные - сюжетные игры с речевым сопровождением), можно повлиять на
развитие речи детей.
В
связи с этим возникла необходимость в создании программы «Музыкально – кор-рекционные
занятия для детей младшего возраста, имеющих нарушения речи».
Актуальность
программы определяется
прежде всего, с одной стороны – отсутстви-ем специальных музыкально –
коррекционных программ для детей раннего возраста, обеспе-чивающих непрерывное
полноценное речевое развитие ребенка, учитывающих их нездоро-вье. С другой
стороны - обеспечение детям, отстающими в развитии, системы ранней
педаго-гической помощи, частью которой являются музыкально - коррекционные
занятия.
Цель
программы: поиск оптимальных путей воздействия музыкальных занятий на
организм детей, направленных на коррекцию, компенсацию и предупреждение
откло-нений, обусловленных характером речевого аппарата.
Для
реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1.Способствовать развитию познавательных процессов, формировать представления об
окружающем мире;
2.
Стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность ребенка;
3.
Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и
артикуляционных движений, произвольную регуляцию поведения;
4.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, потребность самовыражения в
процессе музыкальной деятельности.
Принципы
реализации программы
В основу программы
заложены общедидактические принципы:
1. Системность предполагает регулярное
последовательное выполнение этапов музыкально - коррекционных занятия.
2. Повтор позволяет каждому ребенку прочно усвоить
материал в индивидуаль-ном для него темпе. Для эффективного повторения
необходимо сочетание с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный
характер.
3. Наглядность осуществляется путем эмоционального
показа упражнений педа-гогом, образностью музыки и разными играми.
4. Доступность и индивидуализация предусматривает
учет возрастных особен-ностей и возможностей детей с различными нарушениями
.Одно из условий доступности – преемственность и постепенность в усложнении
двигательных, речевых и музыкальных за-даний.
5. Постепенное
повышение требований. Переход к новым сложным упражне-ниям должен
происходить постепенно.
Все эти принципы
основаны на объективных закономерностях восприятия, развития способностей,
интересов детей и являются условиями, необходимыми для выявления и ран-ней
коррекции нарушения развития.
Гипотеза:Развитие речи у детей будет более успешным, при систематическом
ис-пользовании на музыкальных занятиях коррекционно – развивающие технологий в
игровой форме.
Участники
педагогического опыта: дети, воспитатели группы, музыкальный
руко-водитель, дефектолог, врач невролог, психолог, инструктор по физической
культуре.
Научная
основа программы базируется на программах и методических пособиях
из-вестных педагогов успешно работающих с детьми имеющими отклонения в развитии
(И. За-харова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, Т.Н. Сауко, А.В.Доросинская,
М. Кар-тушина, была использована универсальная концепция элементарного
музицирования Карла Орфа, подход К.Кенига к использованию музыкотерапии в
лечебной педагогике. Использо-ваны имеющиеся рекомендации по работе с детьми
младшего возраста, собраны и система-тизированы упражнения, игры из
многочисленных литературных источников по дошкольно-му воспитанию, по
логопедической работе с детьми, а так же авторские методические разра-ботки.
Инновационная
направленность программы заключается в разработке и
использо-вании педагогических инновационных методик и технологий коррекционной
направленно-сти, к которым относятся собственные методические разработки направленные
на разви-тие речи детей, имеющих отклонения в развитии.
Для того чтобы начать
плодотворную работу по реализации программы, в первую очередь необходимо
определить направления работы, согласовать и скоординировать
дея-тельность педагогов и детей специализированного учреждения.
Структура
групповых музыкально – коррекционных занятий.
Музыкально - коррекционные занятия
проводятся дополнительно, один раз в неделю, в групповой форме (группы по 6
человек).Продолжительность занятий 15 -20 минут. Занятия проводят музыкальный
руководитель, воспитатель, дефектолог. Они своими действиями по-казывают
ребенку, что надо делать, как это необходимо сделать, служат примером
правиль-ного исполнения. При этом применяются вариативные подходы к занятиям с
упрощением или усложнением задач, в зависимости от особенностей детей, их
возможностей и заболева-ния.
Для достижения
оптимальных результатов музыкально - коррекционных занятий це-лесообразно
проводить все виды музыкальной деятельности с речевым сопровождением. Строить
занятия, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводить по
сле-дующей схеме:
1.
Приветствие.
Обязательный ритуал
на протяжении всех занятий, оно способствует развитию коор-динации движений,
артикуляции, воспитывает ритмический слух и имеет огромное значение для
эмоционального и психического самочувствия детей.
2.
Музыкально – двигательные упражнения – оказывают на детей
коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в
пространстве, координацию дви-жений.
3.
Игры и упражнения на дыхание.
Различные виды игр и
упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков
совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в
профилактике простудных заболеваний.
4.Игры
с клавесами ( палочками) – увлекательное и полезное занятие с
детьми, раз-вивающее внимание, память, мелкую моторику ,речь, чувство ритма.
5.Игра
на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых
детьми видов музыкальной деятельности. В ней развиваются и реализуются
музыкальные способно-сти и исполнительские возможности всех детей, независимо
от степени одаренности. Она является замечательной формой приобщения детей к
совместному, коллективному элемен-тарному музицированию.
6.
Речевые игры с элементами куклотерапии - одна из форм своеобразной
терапии, основанная на использовании игрушки, слова, музыки и движения. Они
расширяют кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить
сложные двигательные навы-ки, развивают чувство ритма интонационный слух,
координацию движения со словом.
7.
Музыкальные сюжетные игры дарят радость и возможность проявлять
свои эмо-ции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и
эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера,
координации движений, быстроты ре-акции, ловкости.
8.
Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу «Приветствие».
Литература
1.Боромыкова О.С.
Коррекция речи и движения. « Детство – пресс» Санкт- петер-бург1999.
2.Ветлугина Н.А.
Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе му-зыкальных игр.-
М.,1960.
3.Галянт И.Г. Смешные
человечки: игры пальчиковые, игры с палочками.- Челябинск, 1999.
4. Голубева Н.В.
Серебрянный колокольчик. Издание -2, дополненное.- Тюмень: «век-тор Бук», 2008.
5.Доросинская А.В.
Музыкальные- сюжетные игры для детей младшего возраста. Ека-теренбург, 1995.
6. Жукова Н. С. ,
Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Преодоление речевого развития у дошкольников.
М., 1973.
7.Зимина А. Н.
Музыкальные игры и этюды в детском саду. Издательство «Просвя-щение». Москва
1971.
8. ЛукинаН.А.,
СарычеваИ.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста
9.Макшанцева Е.Д.
Детские забавы.- Просвещение, 1991.
10.Назарова Н. М. методика музыкального воспитания для детей с
проблемами в раз-витии и коррекционная ритмика. М.,2002.
11.Павлова П.А.
Горбунова И.В. Программа оздоровления детей раннего возраста «Расти здоровым
малыш». Творческий Центр СФЕРА. Москва ,2006.
12.Русские народные
песни: мелодии и тексты/ под редакцией О. Агафонова.- М.: Му-зыка, 1987.
13.СаукоТ.Н.,
Буренина А. И. Топ-Хлоп малыши: программа музыкально- ритмиче-ского воспитания
детей 2-3 лет.- СПб.: Лань, 2000.
14.Фрухт Э.Л.
Педагогическая работа в Доме ребенка / Руководство для врачей Домов ребенка//
Под редакцией Л.В. Дружининой. М., 1987.
15.ШишкинаГ.Р. Логопедическая ритмика
для дошкольников с нарушением речи.-М.: Академия, 2005
|