|
Родился великий поэт 200 лет назад в христианской России. Окружала его, как и современных ему сынов и дочерей России, церковная жизнь, поэтому изъять Пушкина из контекста христианской культуры России невозможно. Более того, поэт сам оказал величайшее влияние на всю отечественную культуру. Поэтому вопрос «Кем же был Пушкин?» приобретает особо важное значение.
По художественным литературным произведениям, по другим вышедшим из-под его пера письменным источникам, по свидетельству современников и по разумению исследователей его жизни и творчества мы пытаемся для самих себя ответить на этот сакраментальный вопрос: «Кем же был Пушкин?»
И здесь невольно вспоминаются слова из Библии - из послания Святого Апостола Павла к Коринфским христианам: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 1,11). Человек тайна даже для самого себя. А можем ли мы дерзать судить о тайне великого поэта?! Знаем ли мы Пушкина?
История, как говорят, заднего хода не имеет. Однако сохранилось несколько кратких и отрывочных свидетельств о жизни и творчестве поэта, которые так и понуждают задать вопрос: А не слишком ли тесным было для Пушкина его поэтическое призвание? Не стремилась ли его душа к еще более возвышенному подвигу, к почести вышнего призвания, как говорил Апостол Павел?
Стихотворение «Пророк» некоторые исследователи считают важной вехой в творчестве великого поэта. После написания «Пророка» Пушкин для нас не просто поэт, а поэт-пророк, а пророческое служение - это служение Богу. Не можем же мы, искренне, то есть близко воспринимая его божественный дар, сказать, что за этим сти-хотворением ничего кроме упражнений в рифме не стоит.
«Духовной жаждою томим», поэт на перепутьях жизни слышит Божий глас:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!».
Это был 1826 год, когда поэту было 27 лет. 18-летним он писал: «Ум ищет Божества, а сердце не находит» («Безверие»), а здесь Сам Бог находит, настигает поэта в пустыне мирской жизни...
В 1828 году поэт совершил путешествие в Арзрум. В истории России 1828 год - это начало возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви после длительного периода упадка миссионерства в России. Петр I поощрял миссионерство (первая четверть XVIII столетия - время многоплодной миссионерской деятельности митрополита Сибирского Филофея Лещинского). Екатерина II сократила своими указами не только количество монастырей в России, но и миссионерскую активность Церкви. Наконец в 1799 году, в год рождения поэта, выходит государственный указ упраздняющий должность инородческих миссионеров. И такая ситуация длилась почти до конца 30-х годов 19-го столетия. (Протоиерей Иоанн Вениаминов - будущий Святитель Московский Иннокентий - в середине 20-х годов миссионерствовал на Алеутских островах).
«Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени», - писал Пушкин в «Исторических очерках» еще в 1822 году. - Мы обязаны монахам нашей историей, следовательно и просвещением» (Там же).
В 1828 году выходит указ Святейшего Синода о возобновлении миссионерства в Сибири. В 1829 году совершается призвание на миссионерское служение в Сибирь отца Макария Глухарева, а приезжает он на Алтай в 1830 году, это год создания Алтайской Духовной Миссии.
В 1828 году А.С.Пушкин, совершая путешествие в Арзрум, задумывается о проповеди Евангелия среди народов Кавказа. В «Путешествии в Арзрум» появляются удивительные - удивительные для его современников и для нас самые возвышенные строки о христианском миссионерском служении.
Говоря о необходимости примирения с горцами (какая это сейчас актуальная тема!), А.С.Пушкин пишет следующее:
«Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедь Евангелия. (...) Разве истина дана для того, чтобы скрывать под спудом? Так ли мы исполняем долг христианина? Кто из нас, муж веры и смирения, уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, в рубищах, часто без обуви, крова и пищи, но оживленных теплом усердия? (...) Мы умеем спокойно в великолепных храмах блистать велеречием (...) Кавказ ожидает христианских миссионеров». Никто в России даже из духовных лиц так возвышенно не писал о христианском миссионерстве!
Академик С.Л.Тихвинский обнаружил сведения о том, что А.С.Пушкин имел желание стать членом Русской Духовной Миссии в Китае. «Пушкин, - писал он, - в январе 1830 года подал царю прошение отпустить его в Китай в состав отправлявшейся туда очередной Миссии, но получил отказ»[1].
В поэтическом творчестве эти его устремления выразились в таких строках:
Поедем, я готов:
Куда бы вы, друзья, куда б не вздумали,
Готов за вами я повсюду следовать (...)
К подножью ль стен недвижного Китая.
(1830 год)
Бог знает - как сложилась бы жизнь великого русского поэта, если бы он в январе 1830 года не стал бы вторично свататься, а отправился бы в Китай...
Г.Федотов называл «Капитанскую дочку» самым христианским произведением русской литературы. Многие стихи поэта и сейчас восхищают нас религиозным вдохновением. Но были, вероятно, в жизни поэта и такие минуты, когда он особенно близко чувствовал высочайшее призвание человека - жизнь всецело посвященную Богу.
*** Протоиерей Борис
(Пивоваров)
|