|
|
Образование и Православие » Предметно - образовательные области » История » Урок по теме «Времена Древней Руси и Московского государства»
|
|
История
|
Урок по теме «Времена Древней Руси и Московского государства» |
|
|
|
|
|
|
Технологическая
карта урока
Организационная информация |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс/группа |
3 класс |
Тема |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Времена Древней
Руси и Московского государства» |
Автор/ы урока/занятия/мероприятия
(ФИО) |
Саватеева
Александра Васильевна |
Должность |
Учитель начальных классов |
Образовательное учреждение |
ГБОУ СОШ №139 |
Республика/край |
|
Город/поселение |
Санкт-Петербург |
Тип урока (мероприятия, занятия) |
урок повторения, систематизации и обобщения знаний |
Время реализации урока (мероприятия, занятия)
|
45 минут |
Цели и задачи урока (мероприятия, занятия)
(образовательные,
развивающие, воспитательные)
|
Цель -
систематизация, обобщение и
повторение знаний учащихся по теме «Времена Древней Руси и Московского
государства».
Задачи:
· Образовательные: повторить, закрепить и углубить знания о Древней Руси и Московском
государстве; проконтролировать знания основных событий, исторических
личностей, дат; расширить кругозор детей, обобщить материал как систему
знаний.
· Развивающие: развивать
познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать умение
работать сообща и дружно с одноклассниками; формировать коммуникативные
способности и умение вести диалог, следовать заданному алгоритму действий,
соблюдая вербальные инструкции учителя; совершенствовать мыслительные
операции: анализа, аналогии,
обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление,
воображение, восприятие, внимание, эмоции; наблюдательность; развивать в
детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребенку осознать его значимость в достижении общей
цели.
· Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны; воспитывать
чувство патриотизма, гордости за свою Родину; бережное, трепетное отношение к
историческому наследию России; чувство взаимопомощи. |
Дополнительная
информация |
Ресурсы, оборудование
и материалы
(требующиеся
для проведения АМО, включенных в данное образовательное мероприятие) |
1.ТСО: проектор, интерактивная доска,
компьютер, документ-камера, система интерактивного голосования;
2.Дидактическое обеспечение: презентация
к уроку с интерактивными заданиями и опрос
для проведения этапа рефлексии, составленные в ПО SMART Notebook.
3.Дидактические материалы: раздаточный
материал для работы в группах, карточки с заданиями, 2 листа большого формата с заголовками «Времена
Древней Руси» и «Времена Московского государства».
4.Другое: цветные карандаши, фломастеры
для учащихся (4 цвета), цветные ленты
для воевод. |
Список учебной и дополнительной
литературы
|
1. А.А.
Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник
для 3-го класса часть2(«Мое Отечество»). М.:Баласс, 2012.
2. Д.Д.
Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий
мир»(«Мое Отечество»). – М.Баласс,2012
3. Е.В.
Сизова, Д.Д.Данилова, Е.м. Турчина Окружающий мир («Мое Отечество») 3 класс.
Методические рекомендации для учителя _М.:Баласс, 2012 |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)
|
Приложение 1. Презентация к уроку с интерактивными заданиями ПО SMART
Notebook.
Приложение 2. Конкурсный
лист.
Приложение 3. Бланк ответа на
вопрос своего отношения к прошлому
нашей страны.
Опрос для проведения
этапа рефлексии, составленный в ПО SMART Notebook. |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
|
Не
использовались |
Дополнительная необходимая информация
|
Урок
направлен на достижение следующих результатов:
Личностные
результаты:
1.Оценивать
жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
2.Объяснять
с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые
поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные
результаты
Формирование
универсальных учебных действий:
1.Регулятивных
УУД:
-Самостоятельно
формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
-Определять
степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
2.Познавательных
УУД:
-Ориентироваться
в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна
для решения учебной задачи.
-Отбирать
необходимые для решения учебной задачи источники информации
-Перерабатывать
полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления
-Перерабатывать
полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний
-Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста,
таблицы, схемы
3.Коммуникативные УУД:
-Доносить
свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
-Доносить
свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
-Слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою
точку зрения.
-Договариваться
с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
-Учиться
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Предметные результаты
1-я
линия развития – уметь объяснять мир:
-отличать
предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано
природой;
-объяснять,
что такое государство, история;
-по
году определять век, место события в прошлом;
-отличать
друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, показывать на
карте границы и столицу.
2-я
линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
-учиться
объяснять своё отношение к прошлому и настоящему родной страны. |
Обоснование выбора технологии АМО
|
Урок
повторения по двум разделам предусматривает систематизацию и обобщение
большого объема довольно сложного
материала для третьеклассников. При использовании технологии АМО повышается
активность работы обучающихся, вследствие чего усваивается большой объём материала. Урок-игра
помогает создать такую среду, в которой отсутствует принуждение и есть
возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и
самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные
потребности.
Самое
сложное в истории - это запомнить даты, работа в команде является оптимальной
для решения задач, связанных с исторической информацией. Совместная работа детей
в группах, вовлекает в учебную деятельность каждого ребёнка. |
Подробный конспект урока/занятия/
мероприятия Образовательное мероприятие должно
содержать все три фазы технологии АМО и каждая его фаза должна содержать
минимум 1 этап, включающий АМО |
Экспертами оценивается: 1. Эффективность организации педагогической деятельности (анализ структуры и
организации урока, анализ содержания урока, анализ методики проведения урока,
анализ применения технологии АМО на уроке, анализ работы учащихся на уроке,
психологический анализ урока). 2. Соответствие урока/занятия/мероприятия
технологии активных методов обучения. 3. Качество описания активных методов
обучения на каждом этапе. |
Фаза урока/занятия/
мероприятия |
Этап урока |
Время,
продолжительность
этапа |
Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме[1]:
- Название
метода
- Цели и задачи
метода
- Необходимые
материалы (канцелярские товары и др.),
которые понадобятся для успешного проведения метода
-
Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология
проведения, включая объяснение задания обучающимся
- Примечание
(что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
- Происхождение метода (авторский,
заимствованный, адаптированный)
-
Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. |
Фаза
1 «Начало образовательного мероприятия» |
Вхождение или погружение в тему (целеполагание) |
3 мин
|
На доске слайд
с ключевыми словами и изображением «реки времени» Слайд 2 (Приложение 1)
- Сформулируйте
тему урока. (Повторение изученного материала «Древняя Русь» и «Московское
государство».) Слайд 3.
- Какие задачи
мы можем перед собой поставить? ( Вспомнить исторические события, яркие
личности, памятники культуры связанные с изученными временами. Отличать друг
то друга времена Древней Руси и Московского государства. Выразить свое
отношение к прошлому нашей страны.) Слайд 4. |
Инициация |
4
мин
|
АМО
«Создай дружину»
Цели
и задачи метода: формирование групп,
создание позитивного эмоционального фона урока
Необходимые
материалы: цветные карандаши, фломастеры для учащихся (4
цвета), цветные ленты для воевод,
рисунки щитов (4 цвета).
Предварительная
подготовка: подготовка цветных
принадлежностей по количеству участников, изготовление щитов 4-х цветов.
Технология
проведения
-
Мы проверим наши знания по этим
историческим темам и посоревнуемся
между командами. Я выбрала 4-х воевод (из числа желающих) и они будут
набирать себе дружину.
Воеводе на голову повязывается цветная лента. Воеводы по очереди
(определенной жеребьевкой) выбирают по
первому дружиннику, отобранные ребята выбирают следующего дружинника и так
комплектуются группы.
-
Вы нарисовали щиты 4-х цветов. Под щитами мы вывесим конкурсные листы, а
работать вы будете ручками, карандашами и фломастерами, соответствующими
цвету вашего щита.
-
По ходу нашего урока мы будем выполнять различные интересные задания, и
получать баллы, которые эксперты будут записывать в специальные конкурсные
листы. А в конце подведем итог, подсчитаем, сколько баллов набрали. Я тоже
буду вести подсчет баллов. У кого счет совпадет со мной, получит
дополнительный балл за внимательность.
Примечание
Необходимо учитывать
психологические особенности класса.
Происхождение
метода: авторский. |
Фаза
2 «Работа над темой»
|
Проработка
содержания темы |
5 мин.
10 мин.
|
АМО
«Распределитель»
Цели
и задачи метода: активизировать
мыслительную деятельность, актуализировать полученные ранее знания.
Необходимые
материалы:
презентация к уроку с интерактивными
заданиями, составленные в ПО SMART Notebook (слайд 5), интерактивная доска.
Предварительная
подготовка: создание интерактивного
задания в ПО SMART Notebook.
Технология
проведения
Надо
распределить слова-понятия по временам Древней Руси и Московского
государства.
Задание
выполняется по очереди у интерактивной доски, порядок ответов команд
определяется жребием. Каждый правильный ответ 1 балл.
Происхождение
метода: авторский.
Дальше
работа проводится по схеме:
Дружина |
№
п/п |
Красные |
Синие |
Зеленые |
Желтые |
1 |
АМО «
Автобусная остановка»
|
АМО «
Автобусная остановка»
|
АМО Интерактивная
Викторина» |
АМО «Исторические загадки» |
2 |
АМО «
Автобусная остановка»
|
АМО « Автобусная остановка»
|
АМО «Исторические загадки» |
АМО «Интерактивная Викторина» |
Физминутка
(релаксация) |
3 |
АМО
«Интерактивная Викторина» |
АМО
«Исторические загадки» |
АМО « Автобусная остановка»
|
АМО « Автобусная остановка»
|
4 |
АМО
«Исторические загадки» |
АМО
«Интерактивная Викторина» |
АМО « Автобусная остановка»
|
АМО « Автобусная остановка»
|
АМО
« Автобусная остановка»
Цели
и задачи метода: научиться
обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Необходимые
материалы: листы
большого формата - плакаты, фломастеры.
Предварительная
подготовка: создание заготовки
плакатов «Древняя Русь» и «Московское государство»
Технология
проведения
Группы
распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе)
расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме –
названием изученных времен. Учитель ставит задачу группам – записать на листе
основные моменты темы, относящиеся к временам древней Руси и Московского
государства. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и
записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по
часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися
записями и, при необходимости, дополняют их в течение 5 минут. Исправлять
существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.
После этого каждая группа передает
результаты работы учителю.
Примечание
Участвуют 2 группы
Происхождение
метода: адаптированный. Электронная
книга «Копилочка активных методов обучения» (www.moi-universitet.ru)
АМО
«Интерактивная Викторина»
Цели
и задачи метода: в игровой форме
повторить и обобщить пройденный
материал, учиться доносить свою
позицию до других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Необходимые
материалы:
презентация к уроку с интерактивными
заданиями, составленные в ПО SMART Notebook (слайд 6), интерактивная доска.
Предварительная
подготовка: создание интерактивного
задания в ПО SMART Notebook.
Технология
проведения
Викторина
на интерактивной доске «От Древней Руси к единой России». (Слайд 6.) К доске
подходит вся группа, ответ выбирают после предварительного обсуждения.
Каждый
правильный ответ 1 балл.
Происхождение
метода: авторский.
АМО
«Исторические загадки»
Цели
и задачи метода: в игровой форме
повторить и обобщить пройденный
материал, учиться доносить свою
позицию до других.
Необходимые
материалы:
Карточки с загадками.
Предварительная
подготовка: Придумать и изготовить
исторические загадки.
Группа
за столом отгадывает исторические загадки.
Каждый
правильный ответ 1 балл.
Происхождение
метода: авторский.
|
Разминка
(релаксация) |
3 мин.
10 мин.
|
АМО
«Земля, воздух, огонь и вода»
Цели
и задачи метода: повысить уровень
энергии в классе.
Технология
проведения
Учитель
просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух,
землю, огонь и воду.
Воздух.
Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий
вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка,
жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух
входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых
кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух
заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам,
ступням и кончикам пальцев.
Земля.
Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и
почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно
давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз
подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель –
по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра
сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую
стабильность и уверенность.
Огонь.
Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они
двигаются подобным образом.
Вода.
Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто
представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие,
свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти
рук, локти, плечи, бедра, колени.
Происхождение
метода: заимственный. Электронная
книга «Копилочка активных методов обучения» (www.moi-universitet.ru)
После
разминки продолжение работы по АМО «Автобусная остановка», «Интерактивная Викторина», «Исторические загадки» |
Проработка
содержания темы |
5 мин. |
Задание
для всех групп: Вопрос на свое отношение к прошлому нашей страны.
- Хотели бы вы или не хотели пожить в то
время и почему? Обсуждается в группе (1 мин.) и записывается на листе.
Ученики
отвечают, дополняют друг друга. Самые яркие ответы отмечаются баллами.
В
завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами и подводит итоги
работы по АМО «Автобусная остановка». Должны быть написаны события, которое
произошли в эти года.
Проверка
на интерактивной доске (Слайд 7). За правильный ответ какому веку соответствует каждый год – 1 балл. Отвечают воеводы по очереди. |
Фаза
3 «Завершение образовательного мероприятия» |
Подведение итогов (рефлексия, анализ и
оценка урока) |
3 мин. |
АМО
«Я и мы»
Цели
и задачи метода: получить обратную
связь от учеников, учиться определять
степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев..
Необходимые
материалы: опрос, составленный в ПО
SMART Notebook (Приложение 2), интерактивная
доска, система интерактивного голосования SMART Response.
Предварительная
подготовка: создание опроса в ПО SMART Notebook.
Технология
проведения
Проводится
с использованием интерактивной системы
голосования. Учащиеся выбирают ответ с помощью дистанционных пультов.
Оцени свою работу на уроке
- Я доволен своей работой на уроке
- Я хорошо работал, но умею еще лучше
- Работа не получилась, не доволен
собой
Оцени
работу своей группы на уроке
- Я доволен нашей работой на уроке
- Мы хорошо работали, но умеем еще
лучше
- Работа не получилась, не доволен нами
Происхождение
метода: авторский. |
2 мин. |
Подведение
итогов
- Решили мы
поставленные задачи? (Слайд 7)
Подсчет баллов.
Выставление оценок.
Обсуждение
(фронтальная работа). |
Апробация образовательного мероприятия
(если данное
образовательное мероприятие проводилось, отметьте, пожалуйста, его
результативность и отношение обучающихся к форме и содержанию мероприятия
(занятия)) |
Данный урок был
проведен в классе, в котором много учащихся с низким уровнем развития внимания, но есть сообразительные ученики,
способные анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Дети с
удовольствием работали в группах, проявляли взаимное уважение. Форма и
содержание урока очень понравились всем участникам занятия.
Разработанные
методы организации работы позволили включить в образовательный процесс
каждого ученика, способствовали сплочению коллектива и позволяли проявить
каждому ребёнку свою индивидуальность. |
Примечания (важные организационные, технические, методические и дидактические моменты,
которые необходимо учитывать при проведении данного образовательного
мероприятия) |
|
|
|
|
Версия для печати Просмотров: 6299 |
Другие новости по теме:
Технологическая карта урока «Восстание декабристов 14 декабря 1825 года»Технологическая карта урока по истории РоссииСвященник Джого Дарко. История как идентичность: вклад в православное осмыс ...«Сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков» (памяти Влади ...Собиратель земель русских. (памяти Владимира Мономаха)
|
|
html-cсылка на публикацию |
|
Прямая ссылка на публикацию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|