Введение
Эфиопия — одно из первых государств мира, где христианство было объявлено государственной религией примерно в 338—346 гг. Согласно эфиопской традиции, крестителем страны стал Абба Салам, обративший царей Эзану и Сазану. Византийская традиция усваивает честь крещения Эфиопии подданным Рима родственникам Фрументию и Эдесию, родом из Тира[1]. Фрументия поставил во епископа святитель Афанасий Александрийский, и традиция направления епископов в Эфиопию из Александрии не прерывалась до 20-го века[2] – периода становления независимой Эфиопской Православной Церкви (ЭПЦ).
ЭПЦ признаёт только три первых Вселенских собора, являясь так называемой дохалкидонской Церковью, не состоит в евхаристическом общении с большинством Православных Церквей, включая Русскую Православную Церковь. ЭПЦ возглавляется Патриархом, резиденция которого находится в Аддис-Абебе.
Несмотря на отсутствие евхаристического общения между ЭПЦ и халкидонскими Церквями, ещё на рубеже 19-го и 20-го веков российский офицер, путешественник и исследователь Эфиопии, а в последствии иеросхимонах А. К. Булатович (1870-1919) свидетельствовал об эфиопах как об «очень близких к православию. Они глубоко верующие христиане, сохранившие в себе много особенностей древней апостольской Церкви»[3]. По убеждению ЭПЦ, различия между ней и традиционными Православными Церквями носят терминологический характер и со временем будут устранены[4].
Многие исследователи отмечают богатство эортологии, литургических форм и текстов ЭПЦ, а также сохранение иудейских обычаев: обрезание, празднование субботы, пищевые запреты[5].
Сегодня Эфиопия является второй по численности «православной» страной после России. В 2013 г. 43% населения Эфиопии (84,3 миллиона человек) причисляли себя к православию[6]. К 2050 г. число христиан в Эфиопии может вырасти до 100 миллионов человек[7].
Основные события в жизни Эфиопской Православной Церкви в 20-м веке
Рубеж 19-го и 20-го веков в истории как Эфиопской Церкви, так и самой Эфиопии — время борьбы за независимость и отстаивания собственной идентичности. К концу 19-го века Эфиопия оставалась одним из немногих государств Африки, сохранявших некоторую степень независимости от колониальных держав. В этот период основной угрозой суверенитету эфиопского государства являлась колониальная агрессия Италии, поддержанная Великобританией. Однако в ходе Первой Эфиопско-итальянской войны (1895-1896) Эфиопия, при поддержке России и Франции, смогла отстоять право на независимое развитие.
Тем не менее, в начале 20-го века страна стояла перед необходимостью национальной консолидации, и Эфиопская Церковь была важным участником этого процесса. При этом сама ЭПЦ к этому времени уже на протяжении 16 веков была зависима от Коптской Церкви с центром в Александрии, которая традиционно рукополагала епископов для этой страны. Так, в 1881 г. по просьбе эфиопского императора Иоанна Александрия назначила 4 епископов в Эфиопию, вынужденную в это время существовать без епископского возглавления. Основной задачей назначения в Эфиопию епископов было повышение управляемости Церкви и совершенствование её миссионерской деятельности.
Однако к началу 20-го века представители национального эфиопского элемента в рядах ЭПЦ стали активнее продвигать идею о необходимости для ЭПЦ иметь священную иерархию из числа самих эфиопов, считая, что епископы-иностранцы плохо знакомы с интересами и проблемами развития страны. В результате в 1929 г. Эфиопскую Церковь возглавил последний представитель Коптской Церкви митрополит абуна Кирилл, а пять эфиопских монахов были рукоположены в епископы.
Двое из них, Павел и Михаил, оказались среди многочисленных представителей духовенства, поплатившихся жизнью за участие в национально-освободительном движении эфиопов против итальянской оккупации 1935–1941 гг. Сам митрополит Кирилл в эти годы был выслан в Рим и затем уехал в Каир, что вновь обезглавило Эфиопскую Церковь. Ещё один из пяти эфиопских епископов престарелый Авраамий под давлением итальянцев, стремившихся разделить Коптскую и Эфиопскую Церкви, провозгласил независимость последней, что привело к разрыву между двумя Церквями и объявлению коптским Патриархом Авраамия и его последователей отлучёнными.
С прекращением итальянской оккупации в 1941 г. было положено начало уврачеванию раскола. В Адис-Абебу вернулся митрополит Кирилл, и эфиопы просили Коптскую Церковь об автокефалии и снятии отлучения с Авраамия. В результате в 1948 г. Эфиопская Церковь получила право рукополагать епископов и иметь митрополита из числа эфиопских монахов. В числе новых рукоположенных епископов были абуна Василий и абуна Феофил, впоследствии возглавлявшие Эфиопскую Церковь[8].
Абуна Василий руководил Эфиопской Церковью после смерти митр. Кирилла в 1950 году, а в 1959 г. он был возведён в сан Патриарха Эфиопской Церкви коптским Патриархом Кириллом VI[9]. Таким образом, Василий стал первым Патриархом Эфиопской Церкви. По мнению некоторых исследователей, он придерживался консервативной линии и не предпринимал усилий по обновлению Эфиопской Церкви[10].
После его смерти в 1970 г. Священный Синод Эфиопской Церкви в 1971 г. избрал 61-летнего епископа Феофила новым Патриархом (123 голоса из 156)[11]. Таким образом, Феофил стал вторым Патриархом Эфиопской Церкви, но первым избранным самой Эфиопской Церковью – впервые за её шестнадцативековую историю. Церемонию интронизации посетили Патриархи, архиепископы и представители 16 государств[12]. Во время епископского служения до патриаршей интронизации Феофил активно трудился на благо религиозного и светского образования и евангельской миссии Эфиопской Церкви за границей и на родине, обратив десятки тысяч эфиопов в христианство[13]. Приоритетами нового Патриарха в организации земного аспекта церковных дел стали:
- повышение денежного содержания священнослужителей;
- содействие государству в сферах образования, здравоохранения и борьбы с голодом;
- развитие благотворительности (в особенности борьба с последствиями засухи 1973 г. и создание детских приютов);
- рукоположение епископов для служения в Эфиопии и за её пределами[14];
- строительство храмов;
- активизация внешнеполитической деятельности Эфиопской Церкви[15].
В 1974 г. в результате государственного переворота, состоявшегося на фоне тяжёлого социально-экономического кризиса в стране, усугубившегося засухой и голодом 1973 г., император Хайле Селассие был отстранён от власти, которую взял в свои руки Временный Военный Административный Совет (также известный под названием «режим Дерг»). Император скончался (предположительно, был убит) в ночь с 26 на 27 августа 1975 г. в возрасте 82 лет. Марксизм был объявлен официальной идеологией Эфиопии, Церковь отделена от государства, а её земли конфискованы[16].
С первых дней власти нового режима Патриарх Феофил осуждал такие его действия, как убийства невинных людей, конфискация имущества, антицерковные акты и вмешательство в дела Церкви. В частности, с двумя другими епископами он лично потребовал выдать тело императора для эксгумации, в чём ему отказали[17].
В 1976 г. Феофил был арестован. В заключении он проводил время в посте, молитве, чтении, изучении арабского и французского языков и укреплял людей, заключённых вместе с ним. 14 июля 1979 г. вместе с тридцатью тремя другими узниками он был задушен. Его тело было обнаружено и перезахоронено в 1992 г.[18] [19]
С момента ареста Феофила местоблюстителем патриаршего престола стал абуна Иоанн, а для выборов нового главы ЭПЦ была назначена специальная комиссия. Один из исследователей следующим образом излагает обстоятельства выбора нового Патриарха Эфиопской Церкви[20]: глава указанной комиссии случайно познакомился с простым монахом Абба Мелаку, пришедшим в Аддис-Абебу для встречи с Патриархом в поисках средств для миссии и храмового строительства в одном из районов Эфиопии, так как по законам нового режима он более не мог использовать для этого пожертвования людей. К этому времени Абба Мелаку построил 65 храмов и создал 24 школы на частные пожертвования, а также крестил более 300 тыс. человек[21]. Узнав об аресте Патриарха, никому не известный Абба Мелаку вернулся в свою деревню.
Однако комиссия, учтя его биографию, включила его имя в число кандидатов на патриарший престол, и в 1976 г. он был избран на эту должность с именем Такле Хайманот. Он возглавлял Эфиопскую Церковь до своей смерти в 1988 г. Несмотря на попытки режима использовать его в своих интересах и представить нового Патриарха как руководителя Церкви из рабочего класса, во многом они не удались, и Патриарх Такле Хайманот до самой кончины вёл жизнь простого монаха[22].
В то же время в другом источнике отмечается, что комиссия по выборам нового Патриарха была создана режимом Дерг и находилась под его давлением. На момент выборов ни один из архиепископов Эфиопской Церкви не был допущен режимом до статуса претендента на патриарший престол. Патриаршество Такле Хайманота не признавалось Коптской Церковью[23], в особенности в свете того, что отстранение Патриарха Феофила не произошло по решению Синода Эфиопской Церкви, а также в отсутствие точных сведений о его судьбе.
После смерти Патриарха Такле Хайманота новым предстоятелем Эфиопской Церкви был избран Патриарх Меркурий. Однако с падением марксистского правительства в мае 1991 г. последовало обвинение его в сотрудничестве с режимом. В сентябре 1991 г. Патриарх Меркурий отрёкся от патриаршества. Он уехал в Кению, а затем в США и отказался признавать легитимность избрания нового Патриарха Эфиопской Церкви, которое состоялось в июле 1992 г., когда на этот пост был избран абуна Павел. В результате этого раскола в США до сих пор продолжает существовать параллельная иерархия Эфиопской Церкви. Интронизация Павла признана всеми каноническими Православными Церквями[24].
Будущий 5-й Патриарх Эфиопской Церкви Павел провёл 7 лет в тюрьме после того, как патриарх Феофил хиротонисал его в епископа в 1975 г. без согласия марксистского правительства[25]. В 1983 г. епископ Павел был освобождён и уехал в США. Он учился в Св.-Владимирской семинарии у таких богословов, как прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, проф. С.С. Верховский, а затем в Принстонском университете[26].
Патриаршество Павла отмечено деятельностью по восстановлению Церкви после лет марксистского режима и по уврачеванию вражды между жертвами и участниками режима Дерг, а также между Эфиопией и отделившейся от неё в 1991 г. Эритреей. В 1993 г. в Аддис-Абебе возобновило свою деятельность Свято-Троицкое Богословское училище (богословский колледж), основанное в 1941 г. и закрытое при марксистском режиме. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо отмечал деятельность абуны Павла в сферах богословского образования, церковной благотворительности и межхристианского сотрудничества[27].
Патриарх Павел скончался в августе 2012 г., а в феврале 2013 г. шестым патриархом Эфиопской Церкви был избран 71-летний абуна Матфий (500 голосов из 806)[28]. Во времена марксистского режима он находился в эмиграции в США, где впоследствии служил епископом с 1992 по 2006 гг.[29] (то есть именно со времени и в месте возникновения раскола в Эфиопской Церкви), а с 2007 г. – в Иерусалиме[30].
По мнению Патриарха Матфия, помимо духовной миссии, в число главных задач ЭПЦ на данном этапе входят[31]:
- борьба с бедностью,
- помощь государству в достижении целей развития[32],
- информирование общества в целях борьбы с нелегальной миграцией.
Помимо «американского» раскола, ещё одним ударом по Эфиопской Церкви стало самопровозглашение Эритрейской Церкви после возникновения Эритреи в 1991 г., в которую Коптская Церковь поставила Патриарха[33]. В результате этого отношения между Коптской и Эфиопской Церквями, последовательно ухудшавшиеся с 1967 г., были фактически разорваны в 1994 г.[34] Восстановление отношений между Церквями произошло лишь в 2007 г. при посредничестве Армянской Апостольской Церкви[35].
Стратегическим вызовом для ЭПЦ является уменьшение доли православного населения Эфиопии при взрывном увеличении доли граждан, исповедующих ислам, в результате более высокого уровня рождаемости на мусульманском юге страны в сравнении с традиционно православным севером. По мнению некоторых исследователей, массовое строительство мечетей, особенно в сельской местности, свидетельствует о скоординированной политике исламизации Эфиопии, по состоянию на 2009 г. проводившейся такими странами, как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, и такими организациями, как «Исламская мировая лига», «Международная Исламская организация возрождения»[36].
Список литературы
4. Крылов А. Эфиопия: древняя христианская страна быстро исламизируется // НГ-религии, 1.04.2009
5. Нелюбов Б. Древние восточные церкви // Альфа и Омега. №3 (17), 1998
13. Ethiopian church elects head of Israeli monasteries as pope // Cape Times. 1.03.2014
15. Jenkins P. By 2050 Ethiopia may have 100 million Christians, making it the home of one of the largest Christian communities / / The Christian Century. 11.08.2014
- - - - - - - -
Примечания
[1] Иванов С.А. Византийское миссионерство // Предание.ру : [сайт]. URL:http://predanie.ru/lib/book/read/161487 (дата обращения: 25.10.2014).
[2] Menberu D. Patriarch Tewoflos (Meliktu Welde Mariam) // Dictionary of African Christian Biography : [сайт]. URL:http://www.dacb.org/stories/ethiopia/tewoflos2.html (дата обращения: 4.11.2014).
[3] Булатович А. От Энтото до реки Баро // География.ру : [сайт]. URL: http://www.geografia.ru/bulat3.html (дата обращения: 25.10.2014).
[4] Нелюбов Б. Древние восточные церкви // Альфа и Омега. №3 (17), 1998.
[5] Соколовский А. История Восточноправославных (Дохалкидонских) Церквей // Воскресенский кафедральный собор : [сайт]. URL: borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i/istoriya-vostochnopravoslavnyih-dohalkidonskih-tserkvey.html (дата обращения: 25.10.2014) .
[6] Ethiopian church elects head of Israeli monasteries as pope // Cape Times. 1.03.2014.
[7] Jenkins P. By 2050 Ethiopia may have 100 million Christians, making it the home of one of the largest Christian communities / / The Christian Century. 11.08.2014.
[8] Нелюбов Б. Древние восточные церкви.
[9] Mara Y. The Church of Ethiopia. The National Church in the Making – Asmara: Il Poligrafico, 1972., 158 стр. С. 113 // The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church : [сайт]. URL: www.ethiopianorthodox.org/biography/thechurchofethiopia.pdf (дата обращения: 4.11.2014).
[10] Brockman N. Basilios // Dictionary of African Christian Biography : [сайт]. URL: http://www.dacb.org/stories/ethiopia/basilios.html (дата обращения: 4.11.2014).
[11] Mara Y. The Church of Ethiopia. The National Church in the Making.
[12] A Brief Biographical Sketch of the late Patriarch. His Holiness Patriarch Abune Theophilos – Б.м.: Б.и., Б.г. С. 45 // The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church : [сайт]. URL: www.ethiopianorthodox.org/gallery/todaysphoto/theophilos.pdf (дата обращения: 4.11.2014).
[13] Menberu D. Patriarch Tewoflos (Meliktu Welde Mariam).
[14] Впервые Патириарх-эфиоп хиротонисал епископов-эфиопов.
[15] A Brief Biographical Sketch of the late Patriarch. His Holiness Patriarch Abune Theophilos. С. 45-48.
[16] Robertson R.G. The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church – С.2 // Catholic Near East Welfare Association : [сайт]. URL: www.cnewa.org/default.aspx?ID=7&pagetypeID=9&sitecode=HQ&pageno (дата обращения: 4.11.2014).
[17] Останки императора будут обнаружены лишь после падения режима Дерг в 90-х годах прошлого века.
[18] Menberu D. Patriarch Tewoflos (Meliktu Welde Mariam).
[19] Подробнее обстоятельства заключения, смерти и обретения останков патр. Феофила см. там же.
[20] Menberu D. Tekle Haimanot (Melaku Welde Michael) [Patriarch] // Dictionary of African Christian Biography : [сайт]. URL:http://www.dacb.org/stories/ethiopia/tekle_haimanot.html (дата обращения: 4.11.2014).
[21] The Enthronment (sic – Г. Гладышев ) of the Third Patriarch – Б.м.: Б.и., Б.г. С.65 // The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church : [сайт]. URL:www.ethiopianorthodox.org/amharic/archivee/historical/abuneteklehaimanotenglish.pdf (дата обращения: 4.11.2014).
[22] Menberu D. Tekle Haimanot (Melaku Welde Michael) [Patriarch].
[23] Hermit Patriarch // Citydesert : [сайт]. URL: citydesert.wordpress.com/2014/01/11/hermit-patriarch (дата обращения: 4.11.2014).
[24] Childs D. Abune Paulos: Religious leader and peace activist – The Independent, 28.08.2012 // The Independent : [сайт]. URL:http://www.independent.co.uk/news/obituaries/abune-paulos-religious-leader-and-peace-activist-8082407.html (дата обращения: 4.11.2014).
[25] Robertson R.G. The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church – С.3.
[26] Кирилл (Говорун), архим. Патриарх Эфиопский Павлос и его Церковь // Православие и мир : [сайт]. URL:http://www.pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pavlos-i-ego-cerkov-foto (дата обращения: 4.11.2014).
[27] Погосов А. Вечная память - ЖМП №10, 2012 // ЖМП : [сайт]. URL:http://www.jmp.ru/archiv/Jmp_10_2012_small.pdf (дата обращения: 4.11.2014)
[28] Ethiopian church elects head of Israeli monasteries as pope.
[29] Robertson R.G. The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church – С.3.
[30] A biography of His Holiness Abune Mathias // St. Mary of Zion : [сайт]. URL:http://stmaryofzion.co.uk/a-brief-biography/4578403601 (дата обращения: 4.11.2014).
[31] Ethiopia: EOTC Holding Its 33rd General Assembly // Allafrica.com : [сайт]. URL:http://allafrica.com/stories/201410160564.html (дата обращения: 4.11.2014).
[32] Так, в 2013 г. ЭПЦ приобрела облигации строящейся «Великой плотины эфиопского возрождения» (Grand Ethiopian Renaissance Dam) стоимостью 70 млн. долл.
[33] Кирилл (Говорун), архим. Патриарх Эфиопский Павлос и его Церковь.
[34] Погосов А. Вечная память.
[35] WCC salutes two member churches' reconciliation // World Council of Churches : [сайт]. URL:
www.oikoumene.org/en/press-centre/news/wcc-salutes-two-member-churches-reconciliation (дата обращения: 4.11.2014).
[36] Крылов А. Эфиопия: древняя христианская страна быстро исламизируется // НГ-религии, 1.04.2009.
|