|
Более 25 лет посвятил о. Иоанн педагогическим трудам в уездном училище и кронштадтской гимназии. К этой должности пастырь относился очень серьёзно, как к служению: «к преподаванию Закона Божия, - считал батюшка,- надо приготовиться ничем ни меньше, как и к совершению Таинства, ибо обучение есть тоже Божие таинство». В дневниковых записях он считает необходимым«посвятить себя совершенно образованию; полюбить своих учеников, обращаться с ними всегда кротко, ровно, степенно, с приличной важностью», а «преподавать … от всего сердца, со всем усердием…».
Конечно, курс ОПК, вводимый в российских школах, сильно отличается от дореволюционного Закона Божия. «Основы…» не ставят своей целью воспитание в вере, не включают обрядов и таинств. Напротив, курс носит светский, культурологический характер,преследующий цели обучения, воспитания и общего развития школьника. ОПК не вторгается в круг чисто духовных вопросов, поэтому и преподавать его могут учителя, не обязательно тесно связанные с жизнью Церкви. Курс же Закона Божия предполагал воспитание в православной вере, научение молитве, приобщение к Таинствам, т.е. связан был более с духовным руководством молодежи, строящей свою жизнь на учении Церкви. По словам святого,ученики изучающие Закон Божий,«должны научиться проникать, как христиане, в дух веры, писания, молитв, обрядов и провождать духовную, а не плотскую жизнь». Педагогическая деятельность о. Иоанна проходила именно в этом русле. Но подходы его к преподаванию курса Закона Божия сильно отличались от современной ему общепринятой практики.
Отец Иоанн критично относился как к современной ему системе образования в целом, так и к преподаванию Закона Божьего в частности: «нынешнее образование, - по словам кронштадтского пастыря, – не образование, а безобразие, потому что проникнуто совершенно духом мира… Правда есть Закон Божий, и хоть он поставлен в программе на первом месте, но на деле больше оказывается последним… К этому прибавьте светские журналы, дышащие совершенно духом света, легкие, игривые, наполненные карикатурными примерами разных страстей человеческих, над которыми читающие любят только смеяться. Вообще над другими любят посмеяться, а не заимствовать из них уроки для своей жизни – чему почти нет или совсем нет примеров…».
Насколько злободневны эти замечания в наше время и до какой степени они противоположны требованиям отца Иоанна к системе образования, которая, по его словам, призвана приготовлять «образованных, тщательных и правдивых слуг обществу».В дореволюционном обществе курс Закона Божия, чаще всего, становился одной из причин отторжения Церкви. Редкий урок обходился без кощунственных шуток, высказываний учениками атеистических воззрений, несерьёзного отношения к преподаваемым Церковным истинам. «Жалко смотреть на современное образование: воспитанники и воспитанницы выходят совершенно с темными очами сердца, без веры в сердце, без страха Божия, с наклонностью к веселостям света: что будет? – Мало проку в молодом поколении», - сетовал батюшка.Именно эти причины, на фоне практически полного отсутствия достойных педагогов, заставляли отца Иоанна в течение почти трех десятилетий, при всей его загруженности, вновь и вновь возвращаться в классы гимназии.
Сегодня, РПЦ хотелось бы, чтобы преподаватели ОПК крепко стояли в Ее духовной традиции. К сожалению, понятно, что в настоящий момент, невозможно ожидать этого от каждого учителя. При этом, в деле преподавания ОПК необычайно велико значение личности преподавателя. По словам отца Иоанна: «нерадивый законоучитель убивает нравственность учеников». Вести данный предмет должен не просто профессиональный учитель, но человек, обладающий определенным житейским опытом, способный стать для ребят нравственным ориентиром.
Батюшка считал, что обязанности законоучителя не ограничиваются вверенным ему учебным предметом. Преподаватель Закона Божьего, по его мнению, должен сохранять нравственное здоровье детей, возвышая свой «голос против порчи учеников и против неправых действий учителей». «Всякий учитель,- по его словам, - должен крепко беречь простые, чистые и добрые сердца детей, их восприимчивую и впечатлительную, как воск душу». «Надо крепко заботиться, - продолжал размышлять батюшка, - о чистоте сердец отроческих и о нерастленности тел их; с телом и душа страшно растлевается; любовь и почтение к ближнему угасает».
Основное внимание святой уделял не столько формированию какой-то суммы знаний у учеников, сколько воспитанию их душ: «при образовании, - записал батюшка в своем дневнике, - чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце; на сердце больше всего нужно обращать внимание: сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни; нужно зажечь в нем чистый пламень жизни – так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человек, всей его жизни. – Общество растленно именно от недостатка такого образования». Не совпадают ли эти требования отца Иоанна с ожиданиями родителей от введения курса ОПК? Ведь в соответствии с опросами общественного мнения,родители школьников ожидают, что основными задачами нового предмета станетнаравне с образованием, и воспитание. Предполагается, что после изучения основ православия дети станут более духовными, толерантными, задумаются о смысле жизни, станут заботиться о родителях.
Не позволяет ли сходство стоящих перед дореволюционным и современным обществом проблем использовать педагогический опыт отца Иоанна? Конечно, необходимо сделать поправку на светский, культурологический, а не на законоучительный характер образования. Но корневое сродство ОПК и Закона Божия, позволяют применить советы святого в современном учебно-воспитательном процессе.
Размышления батюшки в области педагогической деятельности охватывали широчайший спектр вопросов. Огромное значение отец Иоанн придавалэтапу планирования и подготовки урока, призывая учителей серьёзнейшим образом готовиться к занятиям. По словам кронштадтского пастыря: «молись, надейся, но и делай сам все, что нужно для надлежащего научения…: читай, размышляй, изощряй, украшай речь свою подобиями, сравнениями, примерами. – Не жди чуда от Бога: ленивым и нерадивым Бог не помогает. – Покажи свое усердие, труд: и Бог поможет». «Уча их с усердием, - размышляет святой, - занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному». Отец Иоанн уделял внимание и психологической подготовке к уроку, советуя: «… будь «крайне к себе внимателен, чтобы сердце твое было с тобою, чтобы оно владело свободно и охотно своим предметом».
Дискуссионным стал сегодня вопрос допустимости оценивания успехов ребят изучающих ОПК. Опыт же отца Иоанна Кронштадтского говорит о важности строгой дисциплины в ходе урока и о необходимости выставления оценок. По словам батюшки необходимо «… иметь при себе всегда список всех учеников и точно выставлять всем свои отметки». И необходимо это более не учителю, а ученикам, которые ожидают, что их работа будет оценена. Но поощряя ребят, педагог должен видеть ту грань, за которой стимулирующее действие похвал деградирует в разрушительный процесс взращивания гордости ученика. По словам отца Иоанна: «не расточайте безрассудно похвал юношам, чтобы они не возмечтали о себе и сердце их не заразилось гордостью, а чуть-чуть только давайте им чувствовать их преимущество пред другими для их поощрения и в менее способных указывайте другие достоинства, которых нет в способнейших».Не напрасно беспокоит святого опасность зарождения гордости в ребенке. Согласно с православным учением она является причиной и основанием всех других страстей и грехов. И вот только первые плоды гордости:
«гнев, раздражительность, из которых - неприязнь, злопамятность, вспыльчивость, грубость, дерзость, мнительность, драчливость, порождающие обиды, ссоры, споры; тщеславие, властолюбие, высокомерие, зависть, а от нее злоба, ненависть, злорадство, осуждение, злые насмешки; лукавство, притворство, ложь, обман, болтливость, пустословие и многословие».
Уловить момент зарождения гордости в ребенке и выделить среди ее плодов сам корень становится чрезвычайно сложной задачей для педагога. Поэтому важно«замечать, как растет гордость в … воспитаннике: она начинается с неосторожных похвал родителей, родственников, начальников и наставников и на первых порах выражается самоуслаждением, потом презрением к малоспособным товарищам (ни во что ставит их способности и дела); потом понемногу теряет должное уважение и ими начинает понемногу пренебрегать и ставить ни во что и их распоряжения, пока, наконец, ничего великого не останется для него на земле и как бы он один был велик. Здесь-то ожидает человека падение страшное, и дай Бог, чтобы Господь не допустил до этого никого…».
Важным считал кронштадтский пастырь соблюдение дисциплины учениками. Он требовал тщательной подготовки ребятами домашнего заданияи строго спрашивал пройденный материал. Ослаблялось это правило отцом Иоанном только в самых редких случаях, связанных с уважительными причинами: болезнями, домашними неурядицами, большой загруженностью рябят по другим предметам и т.п. Крайне обеспокоен батюшка был появившимися в его время новыми веяниями в педагогике, связанными с демократическими и либеральными учениями, распространявшимися в обществе. «Человек, говорят, свободен, - возмущался отец Иоанн, - нельзя принуждать его или не должно ему себя ни в вере, ни в учении. Как не принуждать? Что же после этого выйдет из людей? Ну что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? – Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю, прямо доброму, а хоть должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? – Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия?».
Педагогической проблемой для учителя ОПК не погруженного в жизнь Церкви, Ее традиции и историю, могут стать более глубокие знания в области православия школьников из воцерковленных семей. Эта ситуация несет опасность как для ученика – стимулируя в нем гордость, так и для учителя, обязанного«не допустить свой учительский авторитет до падения». Педагог должен, по мнению отца Иоанна, «уметь поддержать уважение к себе учеников и во все время их учения оставаться их научным идеалом…». Но это не все препятствия, с которыми столкнутся педагоги, которые попытаются преподавать «Основы…», не будучи людьми церковными. Так или иначе, им придется рассказывать детям о Боге и о Его Церкви. И пусть изложение будет заключено в рамках пресловутого культурологического подхода, эти учителя, не желая того, вступают в войну с историческим противником человечества (порой, не веря в само его существование). «Враг, - по словам отца Иоанна Кронштадтского, - крепко воюет на законоучителя: ведь законоучитель противиться диаволу, разрушает его погибельные планы», не ждет ли это противодействие и преподавателей ОПК? Враг «везде лжет … и клевещет на Бога, на истину Божию, теснит, палит, нудит к хуле на истину; связывает язык, омрачает ум, смущает, торопит». И это лишь малые из зол. «Да внимают себе, своему сердцу, воспитатели и наставники, - продолжает делиться своим опытом святой пастырь, -и да укрепляют сердце свое сердечною молитвою во всяком деле своем: их благим намерениям и усилиям противополагает свои козни злобный князь мира сего (Ин.12,13) и всячески старается лишить их занятия сердечной теплоты и искренности, посевая в их сердце, как плевелы, леность и неохоту к занятиям…». Что бы уберечься от этих скорбей, учителю необходимо быть членом Церкви, пользоваться Ее защитой и поддержкой, прибегать к молитвенной помощи Пресвятой Богородицы и святых.
Предостерегал отец Иоанн и от предвзятого, отрицательного отношения к кому-нибудь из учеников: «блюди крепко, да не презришь в сердце единого от младенцев (Ср.: Мф. 18,10), почему-либо тебе не нравящегося», - записал батюшка в своем дневнике.
Прошло более ста лет со времени, когда эти размышления о воспитании и образовании были записаны святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Но именно сегодня, не просматриваются ли в словах батюшки болезни нынешней образовательной системы и состояние современного юношества? И не настал ли моментобратиться к опыту отца Иоанна посвятившего многие годы образованию и воспитанию детей и молодёжи?
Автор: Хорин Дмитрий Владимирович Культуролог, историк Русской православной культуры
|