Главная страница


 

Еще в этом разделе:

В Новосибирске обсудили планы сотрудничества в деле совершенствования преподавания основ православной культуры
В Новосибирском епархиальном управлении состоялась встреча представителей Новосибирской митрополии, Министерства образования Новосибирской области и Департамента образования города Новосибирска, на которой участники обсудили вопросы преподавания в образовательных организациях Новосибирской области модулей православной культуры (основ православной культуры).


Основы православной культуры, видео для родителей


Новосибирские учителя Основ православной культуры получили удостоверения о повышении квалификации
19 октября 2017 года в Институте культуры и молодежной политики Новосибирского педагогического университета состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации учителям Основ православной культуры.


17 октября в НГПУ состоялся обмен опытом преподавания ОПК
17 октября в НГПУ состоялся обмен опытом преподавания ОПК в школах города в рамках проекта "Православная инициатива".


Открытый видеоурок протоиерея Димитрия Долгушина по Основам православной культуры 29 сентября 2017



Популярное:

  • В исправительной колонии №9 стартовал цикл духовно-просветительских встреч «Нравственные ценности, как основа народного единства»
  • Бойцы Новосибирского братства «ЧВК Вагнер» провели патриотический концерт и урок мужества в колонии № 2.
  • В НВК состоялась встреча с ветеранами ЧВК Вагнер, участниками Проекта «К».
  • В исправительной колонии №18 состоялась встреча с ветеранами ЧВК Вагнер, участниками Проекта «К».
  • В УФИЦ №2 при ФКУ ИК-18 прошел урок мужества «Я люблю тебя Россия»
  • В Епархиальном комплексном центре отметили День памяти новомучеников и исповедников – Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), пресвитеров Новосибирских.
  • Заступница Руси. Православные авторы отметили праздник Казанской иконы Божией Матери.
  • 26 октября — День памяти новомучеников и исповедников – Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), пресвитеров Новосибирских
  •  
     

    Основы православной культуры в школе

    Опубликовано 05.08.2009 в рубрике  Основы православной культуры в школе

      В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования - от детского сада до вуза
     

    Решения о развитии в школе религиозного образования (православной его части) в интервью "Интерфакс-Религия" прокомментировал председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, который 9 июля был включен в состав Совета Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.

    В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования - от детского сада до вуза
    Президент России Дмитрий Медведев на встрече с лидерами традиционных религий страны, которая прошла на днях, принял историческое решение поддержать идею преподавания в школах предметов по основам религиозной культуры и светской этики.

    Глава государства предложил для начала провести в 18 российских регионах эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. При этом он подчеркнул, что преподавать все эти предметы должны только светские педагоги.

    В свою очередь министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко рассказал, что внутри нового учебного курса будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение. Обучение в рамках этих модулей будет обязательным.

    Решения о развитии в школе религиозного образования (православной его части) в интервью "Интерфакс-Религия" прокомментировал председатель Отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий, который 9 июля был включен в состав Совета Минобрнауки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.


    - Ваше Преосвященство! В долгой дискуссии по вопросу преподавания в школе основ религий, похоже, поставлена точка. Как Вы прокомментируйте решения, принятые на встрече президента с религиозными лидерами?

    - Да, мы надеемся, что это именно так. Уже более 15 лет постепенно расширяется преподавание в школах курсов православной культуры, других религий, и сейчас на самом высоком уровне приняты решения, открывающие перспективы для свободного развития этой практики. В конечном итоге, это в интересах всех народов России, всех мировоззренческих групп нашей страны, государства в целом. Духовно-нравственный кризис затронул всех и сознается одной из угроз национальной безопасности.

    В словах президента прозвучала решимость оказать содействие повсеместному введению изучения религиозной культуры в школе, начиная с 2012 года. Поскольку упразднены региональный и школьный компоненты Учебного плана, это потребует найти место для изучения религий, в том числе предмета "Православная культура" в том Учебном плане, который предлагается разработчиками нового государственного стандарта общего образования.

    - Вы недавно пришли к руководству синодальным Отделом религиозного образования и катехизации. Какие задачи сейчас являются наиболее актуальными?

    - Таких задач много, в том числе развитие негосударственной православной школы, системы катехизации в воскресных школах при храмах, координация работы в сфере образования между епархиями. Одной из таких актуальных задач является и обсуждаемая тема - преподавание в государственных и муниципальных школах учебного предмета "Православная культура", имея в виду под этим названием различные учебные курсы, программы по православной культуре ("ОПК" и тому подобное).

    За прошедший период было много сделано в регионах. Разные курсы по православной культуре изучают уже более полумиллиона школьников, преподают их тысячи педагогов. В этой связи для нас важнейшей задачей является то, чтобы при введении нового стандарта общего образования были созданы более благоприятные условия для развития этой практики.

    Много сделано для решения данной задачи в наших отношениях с министерством образования и науки, особенно в последнее время, в первую очередь благодаря тому, что преподавание "ОПК" востребовано людьми, гражданами, семьями.

    Напомню, что в рамках государственно-церковного диалога и сотрудничества были подготовлены определенные документы по этой теме. Прежде всего, Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура" в 2002 году и Примерное соглашение о сотрудничестве епархии и органа управления образованием в регионе в 2007 году. С опорой на эти материалы подготовлено большое количество прекрасных пособий по "ОПК", во многих регионах заключены или обновлены соглашения епархий с управлениями образования, ведется подготовка учителей православной культуры. С учетом этих материалов была подготовлена и соответствующая церковная концепция преподавания "Православной культуры", основные параметры которой отражают достигнутые сейчас договоренности. Учебный предмет "Православная культура" должен преподаваться в основной (инвариантной) части школьной программы как полноценный урок по всем годам обучения, по выбору семьи или самого школьника с определенного возраста. Наряду с этим для желающих - аналогичные предметы по другим религиям, религиоведение и нерелигиозная этика - для части наших сограждан, семей, не имеющих религиозной самоидентификации. Так что мы имеем уже определенный базис, основу понимания и содержания нашей учебной дисциплины, а также условий организации ее преподавания в школе, согласования вопросов между школой, церковными учреждениями, родителями школьников, педагогами.

    Сейчас, с учетом результатов прошедшего совещания на высшем уровне, мы будем расширять эту работу. В перспективе в Отделе религиозного образования и катехизации должно появиться подразделение по вопросам преподавания "Православной культуры" в государственной и муниципальной школе. Ведь там множество вопросов - и учебное обеспечение, и кадры учителей, и взаимодействие между епархиями. А пока при Отделе уже создана и начинает работу церковно-научная Комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе. К работе в ней будут привлекаться ведущие светские и церковные специалисты, профессионально и практически занимающиеся преподаванием православной культуры, представители регионов, педагогической и родительской общественности.

    - В комментариях по итогам состоявшегося совещания говорится о предмете "Духовно-нравственное воспитание"...

    - В действительности речь идет не о предмете, а о группе учебных предметов. В предложениях Церкви, которые были подготовлены еще два года назад, эта группа предметов по религиям и нерелигиозной этике называется "Духовно-нравственная культура". Насчет нового прозвучавшего названия, посмотрим. Думаю, это не принципиальный момент - как будут называться эти предметы в Учебном плане. В европейских странах чаще используются названия типа "Религия и этика". Думаю, это более точно. Но, конечно, все это предметы, направленные на духовно-нравственное воспитание ребенка - с учетом мировоззренческих и культурных особенностей его семьи.

    У нас существует и должно развиваться общее гражданское воспитание школьников - воспитание их как граждан единой России. Наряду с таким воспитанием школа должна давать возможность приобщать детей к духовно-нравственным традициям, принятым в семьях школьников. Оба эти направления воспитания - и общее гражданское, и духовно-нравственное воспитание - могут проводиться в школе непротиворечиво, подкрепляя одно другое.

    Нам всем нужно, чтобы дети воспитывались в школе порядочными, нравственными, ответственными, уважали бы культурные особенности российских народов и религий. Но достичь этого нельзя, изучая только право или общие гражданские обязанности, без обращения к духовным ценностям и традиционной морали. Поэтому необходимо создать условия для приобщения школьников к духовно-нравственным традициям, принятым в их семьях у народов России - башкир, бурят, евреев, русских, татар... И как сказал в одном из своих выступлений Святейший патриарх Кирилл, "мы обеспокоены нравственным климатом в школах, формирующих личность человека, его представления о добре и зле. Именно это является предметом нашей заботы, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы, как часто пытаются представить".

    - Относительно последовательности введения этих предметов. Говорится о весне 2010 года, о двух учебных четвертях в четвертом и пятом классах. Не могли бы Вы пояснить также ситуацию с учебниками и пособиями - их надо будет писать заново или могут использоваться те, что уже применяются в школах?

    - В порядке эксперимента вполне возможно ввести изучение православной культуры и с четвертого класса, но только там, где еще нет опыта преподавания этого предмета. Там, где подобный опыт уже имеется, мы должны развивать достигнутые успехи. Святейший патриарх Кирилл в своем выступлении на совещании с президентом указал, что в тех регионах, где уже большой путь пройден, не должно быть движения назад. Необходимо сочетать новые подходы с тем, что мы уже имеем, и двигаться вперед.

    Итоги многолетнего преподавания "ОПК" свидетельствуют о том, что нужно снижать, а не повышать планку проведения занятий с учащимися, начинать их с дошкольного возраста. Сейчас этот предмет преподается с первого класса, в отдельных регионах - с детского сада. В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования в течение всей жизни человека, ведь значение религии в том и состоит, чтобы воспитать нравственную личность, способную в любой момент своей жизни дать достойный ответ перед своим Отечеством и лицом Божиим.

    Поэтому наша цель состоит не только в том, чтобы восполнить пробелы в знаниях по основам православного вероучения, но раскрыть его суть, передать внутренний смысл, обращенный к уму и сердцу человека. По словам одного из православных святых XX века, мы должны "так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро..."

    Есть дошкольные учреждения, где дети приобщаются также к исламу, иудаизму. В перспективе мы хотим создать систему непрерывного православного образования - от детского сада до вуза, и те регионы, школы, которые уже приобрели такой опыт, развивают его, должны послужить опорой для решения этой задачи.

    Недавно как официальный представитель Русской православной церкви я был включен в состав Совета по федеральным государственным стандартам министерства образования и науки, за что хочу выразить благодарность его председателю, заместителю министра Исааку Калине и министру Андрею Фурсенко. Мы подготовили соответствующие конкретные предложения по доработке проекта нового стандарта общего образования в начальной школе, которые передали его разработчикам на заседании Совета, состоявшемся 16 июля.

    Согласно этим предложениям, в стандарт необходимо включить вариант Учебного плана, содержащий эту самую группу предметов по религии и этике по выбору семьи школьника, в том числе предмет "Православная культура". Это позволит избежать многих проблем и свободно продолжать преподавание "ОПК" там, где оно уже ведется, а если вводить такое преподавание, то в тех школах, где для этого созданы все необходимые условия. Согласитесь, что в конкретной школе лучше всего знают, готовы ли они к такому преподаванию, каков в действительности образовательный запрос на такие курсы.

    - Вы сказали, что преподавание православной культуры уже ведется в школах в разных классах и Ваши предложения по начальной школе заключаются в преподавании с первого класса. В выступлении министра образования говорилось, что предполагается начать - в плане эксперимента - с четвертого класса. Как Вы можете это прокомментировать?

    - Потребность людей, семей в таком образовании очень велика, и поэтому хотелось бы отметить, что "экспериментировать" мы предполагаем не над самой идеей преподавания религиозной культуры. За прошедшие годы она себя уже вполне оправдала. Предметом эксперимента могут быть формы и методы преподавания, модели подготовки учителя, организации взаимодействия участников образовательного процесса, содержание отдельных учебников и пособий.

    На указанном заседании Совета по стандартам мы получили заверения, что наши предложения должны быть учтены. Так что мы надеемся на конструктивную работу и с министерством, и с разработчиками нового стандарта, чтобы мы вместе сделали все необходимое для реализации достигнутых на встрече президента с религиозными лидерами договоренностей. При этом мы открыты к сотрудничеству и с другими религиозными организациями. Кому-то может быть полезной наша консультация, помощь, обмен опытом, а у кого-то мы сами с удовольствием будем учиться. Например, в государственных еврейских школах давно налажено духовно-нравственное воспитание учащихся на основе иудаизма, преподаются соответствующие учебные дисциплины, и мы заинтересованы в том, чтобы лучше узнать этот опыт, что-то из него заимствовать.

    Что касается учебников и пособий, то, конечно, надо делать новые учебники и пособия по "ОПК", но и уже их есть немало. Для начальной школы имеется уже несколько учебных комплектов по всем годам обучения, они давно апробированы и широко используются. Так что тут нет никакой необходимости начинать все "с чистого листа". Возможно, есть какие-то вопросы, претензии к используемым учебникам, пособиям. Если есть - будем смотреть, обсуждать. Вероятно, потребуется еще раз провести их церковную экспертизу, для чего при Отделе религиозного образования и катехизации ведется работа по созданию соответствующей экспертной структуры.

    Президент в своем выступлении указал, что перечень регионов, который был, вероятно, дан в материале министерства, может обсуждаться, изменяться. На наш взгляд на первом этапе должны участвовать именно те регионы, в которых имеется наибольший опыт по преподаванию в школах православной культуры. При этом очевидно, что будут и регионы, где ведется преподавание ислама, буддизма. Это тоже будет предметом нашего внимания, в том смысле, чтобы обеспечить добровольность, вариативность и возможность изучения православной культуры желающими семьям, детям и в таких регионах.

    Процедуру педагогической экспертизы учебников и пособий по "ОПК" будем также обсуждать с Минобрнауки, Российской академией образования. Должна быть выстроена единая и разумная система федеральной экспертизы учебников по всем предметам этой группы учебных дисциплин. Думаю, что педагогическая экспертиза учебников по конфессиональным курсам должна проводиться в Российской академии образования, а конфессиональная - в соответствующих религиозных организациях. Все эти вопросы надо будет обсуждать и приходить к согласованным решениям.

    Чтобы в ближайшие годы достичь оптимального уровня обеспечения преподавания "Православной культуры" качественными учебниками и пособиями, решить ряд других задач, возможно, потребуется подготовить государственно-церковную программу развития православного образования в светской школе. Подобная программа по развитию исламского образования реализуется уже не первый год и показала свою эффективность.
      Образование и Православие / http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=227
     

    Всего голосов: 1       Версия для печати    Просмотров: 4552

    Не пропустите:

  • Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви об ...
  • Министр образования и науки Андрей Фурсенко: Предмет «Духовно-нравственное ...
  • Изучение основ религий и светской этики будет обязательным и вариативным, к ...


  • Рассылка новостей сайта на E-mail

    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавление комментария
     
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


     

        Архив новостей:

    Ноябрь 2024 (17)
    Октябрь 2024 (19)
    Сентябрь 2024 (6)
    Август 2024 (10)
    Июль 2024 (8)
    Июнь 2024 (25)

    «    Ноябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930