|
Главным богатством в третьем тысячелетие должно стать не материальное накопительство, а человеческое начало в человеке. Еще Сухомлинский говорил: «Мир вступает в век Человека. Больше, чем когда бы то ни было, мы обязаны сейчас думать о том, что мы вкладываем в душу человека».
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком — это стержень всего ствола. Детство — это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно — нравственной личности ребёнка.
В 2007 году в закон РФ «Об образовании» внесено несколько значительных поправок, появились две замечательные фразы. Первая: «содержание образование должно обеспечивать «духово – нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (пункт 6 статьи 9). Вторая: «содержание образования должно обеспечить…формирование духовно – нравственной личности» (пункт 2 статьи 14). Теперь по Закону получается, что духовно – нравственная личность – это цель образования. Следовательно, вся система образования должна быть просто пронизана духовно – нравственным содержанием.
Нравственность – это код человеческих отношений. «Ключом» к расшифровке этого кода является культура. Латинское слово «cultura», означает «возделывание», «воспитание», «образование».
Образование светское, но понимание данных сочетаний слов следующее: образование — от образа Божия Слово «светскость» исходит от корня «свет». Свет, восходящий от Бога. Не дать погаснуть этой божественной искре в ребенке, еще более разжечь ее – вот задача школы. Школа занимается образованием. Мы формируем, воспитываем личность. Личность понятие христианское, его нет в других культурах (смысловой ряд: лик – личность, без лика – безличный, без образования – без образа, безобразный). Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Почему? ««Зло не исправляется злом, а добром», — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Поэтому, преподавая современному школьнику основы православной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.
В чем сложность нашего образования? Его диагноз дал не психолог, не педагог, а гениальный писатель Самуил Яковлевич Маршак:
Точные диагностические строки, касающиеся самой технологии обучения. Вы никого ни о чем не спрашиваете – вам предлагают знания. («ответы без вопросов»)
Что происходит сегодня? Пришло время перемены мира, нынешний век наиболее правильно назвать информационным, но появилась еще одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание несколько лет назад. Наш век назван сетевым. Сегодняшние дети – дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации. Социализация – это пространство, в котором ребенок живет. Социализация – это приобщение к миру ценностей. И образование – это не инструмент, а один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами, в первую очередь с институтом семьи. И во что превращается школа, когда образование вырывается из института семьи, института средств массовой коммуникации? Но сегодня школа имеет дело с другим поколением – поколением информационных акселератов. весь трагизм ситуации в том, что грядущее поколение действительно на грани разрыва времен. Шекспировские слова о том, что распалась связь времен, относится и к нашим детям. В эпоху информационной социализации наши дети – это реальные «смыслочерпалки»: они сначала вычерпывают смыслы, а потом уже черпают знания. Современный ребенок знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет. Задача образования не дробить мир, а давать целостную картину мира. Это должно стать навигатором движения в изменяющемся информационном мире. Это миссия учителя. Образование задает идеологию страны. Сегодня идеологи – это учителя школ, вузов. И когда учителей называли гуру, и когда к Христу апостолы обращались как к Учителю, за этим была святая правда.
Говорят, что дети составляет около 30 % населения. Какое они получат образование? Будут ли они руководствоваться моральными принципами, основанными на Библии, а также чувством ответственности перед Богом и людьми? Будут ли они христианами или людьми неверующими? Все это зависит от нас. Ни один ребенок не станет христианином сам по себе. И мы не должны ожидать, что наше общество воспитает их христианами. Все как раз наоборот. Необходимо бороться за душу каждого ребенка, чтобы привести ее к спасению и научить жить для Господа.
Православную культуру давно предлагалось включить в федеральный образовательный стандарт, то есть изучать во всех школах и регионах России всем обучающимся в российских школах детям, без различия вероисповеданий. Изучать предлагается не православное исповедание, а представления Православия о человеке, его призвании, о нравственном законе и способах его соблюдения, о том, как люди строили свою душу, свой дом и нашу страну.
Это не оскорбляет мусульман, буддистов, атеистов, потому что творцами православной культуры являются люди разных кровей, иноверцы и даже атеисты. Дело не в крови и не в фамилии.
Православная культура – это язык выражения внутреннего мира всего народа, а не только одного человека. Из истории нам известно, что Тургенев называл себя атеистом, но он – творец православной культуры. Мусульманский писатель – Айтматов, — творец православной культуры.
Л.Толстой был отлучен от церкви, тем не менее, он творец православной культуры. О необходимости изучения Библии детьми Лев Николаевич говорил следующее: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения»
Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. ОПК – своеобразная ступень для духовно — нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру. ОПК — это есть прикосновение к тем самым истоком, из которых должен пить каждый человек, живущий на русской земле, считающий ее своей. Наше законодательство не только не запрещает, но даже обязывает изучать православную культуру. В Конституции РФ (статья 44 пункт 3) сказано: « Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия» Заботиться о сохранении – это значит… знать, беречь, передавать другим это наследие. А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? И когда вас спрашивают, зачем нужно знать «Основы православной культуры», можно ответить вопросом на вопрос: «А разве не стыдно не знать историю одной из древнейших мировых цивилизаций, той, к которой мы, живя в России, принадлежим независимо от нашей этнической принадлежности?»
Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность».
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил.
Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам ( Мф. 11,25). Поэтому именно в игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы нравственности и красоты. При умелой организации взрослых игры учат многим христианским добродетелям; терпимости к другим, смирению.
Одна из любимых игр академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Найди слова, начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ». При проведении этой игры было выявлено, насколько обеднел современный русский язык без церковно-славянского языка.
Тема мотивации – одна из самых сложнейших педагогических проблем, и главное в ней — потребность – "Хочу”, мотив — "Зачем мне это надо?”, цель – "Что для этого надо сделать?”
Сегодня очень актуально звучат слова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
Слова напутствия:
Если вы видите, что устройство общества дурно, и хотите исправить его, то знайте, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в нашей власти только одно: самому сделаться лучше. Пусть мы не будем идеальны, но сохраним свой душевный мир, а это ведь самое главное.
|