Главная страница


 

Еще в этом разделе:

В Новосибирске обсудили планы сотрудничества в деле совершенствования преподавания основ православной культуры
В Новосибирском епархиальном управлении состоялась встреча представителей Новосибирской митрополии, Министерства образования Новосибирской области и Департамента образования города Новосибирска, на которой участники обсудили вопросы преподавания в образовательных организациях Новосибирской области модулей православной культуры (основ православной культуры).


Основы православной культуры, видео для родителей


Новосибирские учителя Основ православной культуры получили удостоверения о повышении квалификации
19 октября 2017 года в Институте культуры и молодежной политики Новосибирского педагогического университета состоялось вручение удостоверений о повышении квалификации учителям Основ православной культуры.


17 октября в НГПУ состоялся обмен опытом преподавания ОПК
17 октября в НГПУ состоялся обмен опытом преподавания ОПК в школах города в рамках проекта "Православная инициатива".


Открытый видеоурок протоиерея Димитрия Долгушина по Основам православной культуры 29 сентября 2017



Популярное:

  • В исправительной колонии №9 стартовал цикл духовно-просветительских встреч «Нравственные ценности, как основа народного единства»
  • Бойцы Новосибирского братства «ЧВК Вагнер» провели патриотический концерт и урок мужества в колонии № 2.
  • В НВК состоялась встреча с ветеранами ЧВК Вагнер, участниками Проекта «К».
  • В исправительной колонии №18 состоялась встреча с ветеранами ЧВК Вагнер, участниками Проекта «К».
  • В УФИЦ №2 при ФКУ ИК-18 прошел урок мужества «Я люблю тебя Россия»
  • В Епархиальном комплексном центре отметили День памяти новомучеников и исповедников – Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), пресвитеров Новосибирских.
  • Заступница Руси. Православные авторы отметили праздник Казанской иконы Божией Матери.
  • 26 октября — День памяти новомучеников и исповедников – Николая (Ермолова) и Иннокентия (Кикина), пресвитеров Новосибирских
  •  
     

    Основы православной культуры в школе

    Опубликовано 19.04.2010 в рубрике  Основы православной культуры в школе

      Епископ Зарайский Меркурий: Преподавание основ религиозных культур и светской этики — начало нового этапа церковно-государственных отношений в сфере образования
     

    Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий прокомментировал ситуацию с началом преподавания в общеобразовательной школе «Основ религиозных культур и светской этики».

    — Ваше Преосвященство! Как и было запланировано, в 19 регионах России в школах начинается преподавание новых предметов по основам религиозных культур и светской этике. Что на Ваш взгляд удалось, а что нет в процессе подготовки?

    — Действительно, в девятнадцати регионах начинается эксперимент по преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственного содержания по выбору, и мы надеемся, что это станет началом повсеместного распространения преподавания конфессионально ориентированных предметов в общеобразовательных школах России. Со своей стороны в прошедший подготовительный период мы пытались сделать все возможное, чтобы этот процесс начался без осложнений, чтобы новая предметная область стала гармоничной частью учебного плана, а возможность изучения своей духовно-нравственной традиции — реальностью для всех школьников и их семей.

    Много вопросов возникло в связи со временем проведения эксперимента, подготовкой методических материалов и обеспечением ими учителей, а также самой идеей преподавания детям курса по истории религий в начальной школе. Все эти и другие вопросы широко обсуждались в печати, на наших встречах с руководством Министерства образования и науки РФ. Считаю, что по ряду позиций были найдены оптимальные в сложившейся ситуации решения. Конечно, остались проблемы, решение которых пока еще осложняется существующими стереотипами и старательно культивируемым призраком клерикализации светской школы. Я бы назвал это страхом преодоления воинствующего атеизма, прикрываемого терминами «гуманистическое мировоззрение», «мировоззренческая нейтральность» и т.д. Сегодня это главное препятствие для части представителей образовательного сообщества и чиновников, не готовых признать право наших сограждан давать своим детям образование, соответствующее их культурным и религиозным традициям.

    Наверное, главный вопрос, который встал в ходе подготовки эксперимента не только для нас, но и для большинства участвующих в этом процессе людей: насколько Церковь у нас все еще отделена от общества? По Конституции религиозные объединения отделены от государства как юридические лица, но никакого их отделения от общества, в том числе от школы как общественного, социального института быть не может. Отсюда другой вопрос: могут ли традиционные религиозные организации принимать участие в преподавании своих, конфессионально ориентированных предметов, в подготовке пособий и дополнительном образовании учителей? Мы убеждены, что могут и должны участвовать. Ведь необходимо это в первую очередь родителям и детям, которые надеются получить знания о той или иной религиозной культуре, что называется, «из первых рук», знания о том, как в действительности существует и чем живет религиозная традиция.

    Есть и иное понимание, согласно которому Православная Церковь, другие религиозные объединения не должны переступать школьного порога. Это понимание, замечу, основывается не на законе, а только на упомянутых выше стереотипах или просто на неприятии религии, конкретно — Православной Церкви. Первый этап эксперимента, подготовки учителей основ религиозной культуры показал, что придется в этом отношении еще много потрудиться, преодолевая заблуждения, разъясняя, что в XXI веке Церковь, последователи других традиционных религий составляют полноправную часть современного российского общества.

    В большинстве европейских стран существует практика преподавания религиозных дисциплин в светской, государственно-общественной школе. В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплена норма о том, что государство должно уважать свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Наш отечественный опыт свидетельствует о положительном влиянии традиционных духовно-нравственных, религиозных ценностей на воспитание подрастающего поколения. Поэтому мы надеемся, что право на добровольное религиозное образование и воспитание детей в светской школе будет гарантировано в готовящемся сейчас новом законе об образовании. Напомню, что еще в 2006 году Общественная палата РФ в своих предложениях по этой теме рекомендовала закрепить в федеральном законодательстве порядок изучения религий в государственной и муниципальной школе на религиозной мировоззренческой основе и с участием религиозных организаций. Это помогло бы в решении многих вопросов и в процессе эксперимента, и в дальнейшей интеграции изучения религиозных культур в образовательное пространство школы. В конечном итоге это в интересах всех народов России, всех мировоззренческих групп нашей страны, государства в целом.

    — Кто будет преподавать данный курс? Как обстоит дело с его методическим обеспечением? Поясните ситуацию, сложившуюся в настоящее время в регионах.

    — Главной задачей, которая потребовала объединения усилий церковной научной и педагогической общественности стала подготовка пособий по экспериментальному курсу Основ православной культуры в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской и этики».

    Много потрудился отец Андрей Кураев, ему в первую очередь благодарность за интересный учебник. Молитвами всей Церкви во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, совместными трудами православных богословов, психологов, педагогов, работа была выполнена в установленные Министерством образования и науки РФ сроки, и, насколько можно судить, по отзывам наших коллег, представителей епархий, качество учебного пособия соответствует требованиям современного образовательного процесса.

    Русская Православная Церковь представила учебник, отражающий своеобразие и жизненную силу православной традиции. И это несмотря на жесткие временные рамки для его подготовки, а также часто неоправданное желание некоторых наших коллег «по цеху» «поправить» православную традицию в соответствии со своим пониманием и идеологическими пристрастиями.

    Параллельно с подготовкой пособия для учащихся сотрудниками Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви в экспериментальные регионы были направлены электронные конспекты пособия для учителя, видео и аудио материалы. Серьезную поддержку в этой работе Отделу оказали специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии образования, методисты, подготовившие пособие для учителей к учебнику Основ православной культуры, которое доступно в Интернете. Это позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу Основ православной культуры, который будет развиваться.

    На курсах повышения квалификации в Москве многие педагоги отмечали существенные недостатки в подаче содержательной части модулей, в том числе Основ православной культуры. Поэтому важно, чтобы именно профессионалы занимались не только преподаванием, но и изложением основ религиозной культуры в процессе подготовки учителей по конфессионально ориентированным дисциплинам. Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ выразил свою озабоченность подходом руководства Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования к процедуре и содержанию работы с педагогами, которые должны продолжить это дело в регионах. Фактически конфессии, в том числе Русская Православная Церковь, были отстранены от участия в этой работе. Мы будем вести дискуссию с руководством Академии о заключении соглашения, в рамках которого должны быть обозначены конкретные формы участия Русской Православной Церкви и Отдела религиозного образования и катехизации в подготовке педагогических кадров. Без такого соглашения, обеспечивающего профессиональный подход к изучению религиозной традиции, не может быть и настоящих учителей православной культуры, равно и других конфессиональных предметов. Это наша базовая позиция.

    Кроме этого, совместно с Министерством образования и науки РФ планируется создание учебно-методического объединения по Основам православной культуры для ведения более согласованной работы по подготовке учебного и методического обеспечения в рамках эксперимента. Нужно чтобы учителя православной культуры использовали весь богатый опыт Церкви в области духовно-нравственного воспитания, а не только в преподавании одного небольшого курса. Я не хочу сказать, что именно священники должны заниматься этим делом, хотя такого запрета не существует. Важно чтобы как можно больше школьных педагогов, сознающих себя православными и желающих преподавать православную культуру детям, сами больше узнали о ней, получили качественные и систематические знания. Поэтому в данном методическом объединении ведущую роль предполагается отвести православным специалистам в области духовно-нравственного образования, создать объединение профессионалов и единомышленников, заинтересованных в возрождении православных традиций в отечественном образовании. Связь обязательно должна быть двусторонней.

    — Вы сказали, что существует общее видение Отдела религиозного образования и катехизации и Министерства образования и науки РФ того, как существующий опыт преподавания «Основ православной культуры» будет интегрирован в проводимый эксперимент. В чем оно заключается?

    — Подходить к решению вопросов преподавания Основ православной культуры в средней школе можно только с позиций профессионализма, простого желания здесь недостаточно. Поэтому одна из главных задач эксперимента — заложить прочные основы сотрудничества Синодального Отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки РФ, а на уровне регионов — епархиальных Отделов религиозного образования с региональными органами управления образованием.

    Для этого в рамках работы Межведомственного координационного совета при Министерстве образования и науки РФ с участием наших специалистов подготовлено методическое письмо в регионы. В нем разъясняются наиболее важные и ответственные вопросы эксперимента, в том числе, необходимость более активного участия религиозных организаций в подготовке учителей, формировании содержания и процессе преподавания учебных предметов по религиозной культуре. Это методическое письмо направлено в регионы, оно включает все согласованные позиции.

    В настоящее время в регионах, участвующих в эксперименте, созданы или создаются Координационные советы для контроля над реализацией проекта и взаимодействия всех образовательных и религиозных структур. Рекомендации по работе в этом направлении, а также документы, отражающие имеющийся позитивный опыт преподавания Основ православной культуры, были переданы представителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации на совещании 25 ноября 2009 года в Паломническом центре Московского Патриархата. Тогда же в регионы было направлено письмо директора Департамента госполитики в образовании И.М. Ремаренко «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» (№ 03-2375). В этом письме указано, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить имеющийся опыт преподавания православной культуры в регионах, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику. Для конструктивной интеграции эксперимента с существующей практикой изучения истории и культуры религий в школах рекомендовано опираться на разработанное в 2007 г. Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ с епархией Русской Православной Церкви (письмо от 13 июля 2007 г. № 03-1584).

    Со своей стороны мы намерены провести экспертизу существующих учебных пособий по православной культуре и предоставить список одобренных ОРОиК РПЦ пособий Министерству образования и науки РФ с тем, чтобы школы могли на их основе выстраивать изучение православной культуры по всем годам обучения. Вопрос только в том, чтобы у школ была такая возможность в рамках учебного планирования.

    — В связи с этим, в каких отношениях находится эксперимент с вводимым в настоящее время Стандартом общего образования. Будут ли учитываться результаты эксперимента в процессе доработки или изменения Стандарта?

    — Мы рассчитываем на то, что в результате эксперимента будет выработана национальная модель образования, в которой существующий опыт изучения дисциплин по религиозной культуре станет органической частью образовательного процесса. Первый шаг на этом пути уже сделан. В новом Стандарте для начальной школы в настоящее время официально закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающая предмет «Основы православной культуры». Однако пока в проекте Учебного плана для начальной школы на эту область отведено всего 17 часов в четвертом классе, т. е. столько, сколько отпущено на эксперимент. Надеемся, что с окончанием эксперимента ситуация изменится и образовательный Стандарт нового поколения будет отражать реальную потребность общества в духовно-нравственном воспитании детей, то есть возможность изучать религиозную культуру будет обеспечена по всем годам обучения в школе.

    С расчетом на такую перспективу в Отделе религиозного образования и катехизации были подготовлены предложения о включении, по выбору школы, в новый Стандарт варианта Учебного плана, предусматривающего преподавание учебных предметов по религиозным культурам не менее 1 часа в неделю по всем годам обучения. Эти предложения были официально направлены Заместителю Министра образования и науки РФ, Председателю Совета Министерства по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине еще 18 августа 2009 года. Мы надеемся, что в любой российской школе дети будут иметь возможность полноценно изучать религиозную культуру, и Стандарт в этом отношении должен сделать шаг вперед.

    — Один из наиболее обсуждаемых в настоящее время вопросов — данные прошедшего в сентябре 2009 г. в регионах выбора одного из шести предметов в рамках новой предметной области «Основы религиозной культуры и светской этики». Не могли бы Вы прокомментировать сложившуюся ситуацию?

    — Приходилось не раз высказываться по этому вопросу. Еще раз подчеркну, что первые данные явно не отражают реальную ситуацию с выбором того или иного конфессионально ориентированного предмета. Скорее, они красноречиво свидетельствуют о нежелании в некоторых регионах органов управления образованием менять привычное положение вещей в школе и «осложнять» себе жизнь дополнительными заботами о воспитании школьников, работой с родителями, сотрудничеством с конфессиями.

    Для Русской Православной Церкви это еще и показатель уровня нашего взаимопонимания с государственными образовательными структурами, во многом зависящего от личной инициативы правящих епархиальных архиереев. По сведениями Отдела религиозного образования и катехизации только в Биробиджанской, Тамбовской и Тверской епархиях Основы православной культуры выбрали более 50 % семей школьников. В остальных регионах показатели не превысили 30-35 %. Очевидно, что даже по статистическим данным процент людей в этих регионах, считающих себя православными, выше. Причина такого несоответствия — отсутствие разъяснительной работы с родителями, рабочего взаимодействия епархий и государственных образовательных структур.

    В этих условиях чиновники решили «упростить» процедуру выбора предмета, фактически делая выбор за родителей. Например, в Пензенской области Основы православной культуры выбрали… 0 % родителей учащихся. По свидетельству представителей епархии, выбор проводился только между предметами «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Наверное, здесь есть о чем задуматься представителям местной власти, которую, по всей видимости, не интересует мнение населения своей области. Есть о чем подумать и православной общественности в регионе, фактически принявшей навязанный им «выбор».

    Обо всех таких случаях мы будем говорить открыто, и совместно с Министерством образования и науки исправлять ситуацию. Кстати, и в методическом письме, о котором я сказал выше, четко сказано о том, что выбор предмета — только за родителями, и лучше, если он будет зафиксирован письменно протоколами родительских собраний или личными заявлениями.

    — Каковы на Ваш взгляд конечные цели эксперимента, что Вы ожидаете видеть на выходе? Какие задачи являются наиболее актуальными в перспективе?

    — Самый ожидаемый для нас результат эксперимента — позитивный опыт сотрудничества традиционных религий России, всех образовательных структур в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно мы сможем преодолеть разрушительное влияние экстремизма, вражды и ненависти. Хотелось бы сказать о том, что начало эксперимента — это еще и новый этап во взаимоотношениях государства и традиционных конфессий в сфере образования. Это важная социальная инновация, требующая осмысления и бережного к себе отношения.

    Сам факт начала массового изучения в общеобразовательной школе предметов духовно-нравственного содержания, в том числе религиозных предметов по выбору семьи школьника — безусловно, долгожданный и важный. Потребность в таком образовании существует, она достаточно велика. Эксперимент заключается не в том, чтобы выяснить, преподавать или нет. Этот вопрос уже давно решен. Главная цель в другом — совместными усилиями создать оптимальную модель участия религиозных организаций в образовательном процессе. И сделать это разумно, безболезненно и эффективно, с учетом законных интересов всех заинтересованных сторон.

    Нет сомнения, что сообща мы в силах преодолеть существующие разногласия и со временем найти наиболее адекватные и приемлемые формы возвращения в российское образование его главной составляющей — воспитания нравственной и ответственной личности, укорененной в исторических и культурных традициях своей семьи, Церкви, государства. Эту задачу мы планируем решать через систему непрерывного духовно-нравственного образования от детского сада до вуза. Преподавание основ православной культуры (или других традиционных для России религиозных культур) как полноценного учебного предмета по выбору в общеобразовательной школе — центральный элемент этой системы.
      Образование и Православие / Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru
     

    Всего голосов: 0       Версия для печати    Просмотров: 3584

    Не пропустите:

  • Резолюция Архиерейского совещания по итогам реализации этапа эксперимента п ...
  • Заседание Межведомственного координационного совета по апробации комплексно ...
  • О книге «Основы православной культуры»: учебное пособие для учреждений сист ...
  • Святейший Патриарх Кирилл рассказал о введении курса основ духовно-нравстве ...
  • Епископ Зарайский Меркурий и замминистра образования и науки РФ И. И. Калин ...


  • Рассылка новостей сайта на E-mail

    html-cсылка на публикацию
    Прямая ссылка на публикацию
    Добавление комментария
     
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


     

        Архив новостей:

    Ноябрь 2024 (17)
    Октябрь 2024 (19)
    Сентябрь 2024 (6)
    Август 2024 (10)
    Июль 2024 (8)
    Июнь 2024 (25)

    «    Ноябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930