|
||||||||||||||
"Православная психология" сегодняМы публикуем обзор Светланы Солодовник, посвященный феномену "православной психологии". 4 ноября 2015 года на факультете психологии Российского православного университета св. Иоанна Богослова (РПУ) в рамках регулярного Психологического семинария имени профессора протоиерея Василия Зеньковского состоялась презентация книги Леонида Виноградова «О страстях и искушениях. Ответы православных психологов». Книга состоит из восьми глав, по числу присущих человеку базовых страстей, которые позднее стали называться смертными грехами: по учению Евагрия Понтийского, грех есть лишь следствие, симптом болезненного состояния души. И борьба с грехом начинается с борьбы со страстями. В большинстве глав-интервью «разбирается» одна страсть — гордость, тщеславие, гнев и т.д. Блуд удостоился целых двух интервью, а уныние дополнено беседой о депрессии, поскольку автору-составителю казалось важным осветить эту тему отдельно. По мнению ведущих христианских психологов, греховные состояния часто паразитируют на наших комплексах и душевных травмах, а нерешенные психологические проблемы могут стать серьезным препятствием на духовном пути. В презентации участвовали четверо из семи авторов книги: журналист Леонид Виноградов, благодаря настойчивости и стараниям которого издание и появилось, психологи Татьяна Гаврилова и Наталия Инина, психиатр Борис Воскресенский, декан факультета психологии РПУ священник Петр Коломейцев и Владимир Лучанинов, главный редактор издательства «Никея», в котором книга вышла. Встречу вел завкафедрой общей психологии МГУ и научный руководитель факультета психологии РПУ профессор Борис Братусь, руководитель Психологического семинария РПУ. Ему принадлежит емкая фраза, делающая понятным, чем, собственно, православная психология отличается от «обыкновенной»: у неверующих все происходит между врачом и пациентом, тогда как нас всегда трое. Совсем не маленький зал университета был забит до отказа, собравшиеся на встречу докладчики даже выразили изумление таким интересом к теме. В своих выступлениях, однако, они отмечали, что позиции «христианской психологии» - при том, что споры вокруг этого термина не утихают до сих пор - укрепляются. Леонид Виноградов остановился на том, что нынешняя ситуация существенно отличается от начала 1990-х, когда на психологических семинарах в МГУ впервые заговорили о подходе к психологии с христианской точки зрения. Тогда в церковной среде многие относились к «психологическим поискам» с подозрением, нередко можно было слышать, что психология — не наука и православным не стоит с этим связываться. Сейчас отношение стало более примирительным, некоторые священники даже открывают психологические консультации при храмах, почин положил один из главных духовников священства Москвы - протоиерей Георгий Бреев. Некоторые идут другим путем: клирики храма в Братцеве, например, сотрудничают с отделением Московской городской службы психологической помощи. Обыденностью стали лекции православных психологов. Виноградова поддержали из зала: прихожанка одной из церквей Северо-Восточного округа Москвы рассказала, что по средам у них в храме обычно проходят молебны — об алкоголиках, о больных раком и т.д., — а после молебна непременная беседа с психологом на соответствующую тему. О возрастающем интересе к психологии среди православных говорила и преподаватель психфаков МГУ и РПУ Наталия Инина, она видит причину в том, что современный верующий находится в трудной ситуации: с одной стороны, перед ним духовный путь, с другой — он в тисках этого мира, который в большой степени бесчеловечен. Главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов рассказал, что книги по христианской психологии в последнее время занимают лидирующие позиции по продажам и бывает, что в год выдерживают до трех тиражей. Вот и с презентируемой книгой та же история — она только вышла, а от тиража уже осталось меньше трети. Декан факультета психологии РПУ священник Петр Коломейцев не видит ничего удивительного в том, что психология, как он сказал, возвращается в церковную среду. Он напомнил, что психология всегда была в числе предметов, преподаваемых в семинариях до революции. И сейчас она вернулась в программы многих духовных школ. Курс психологии есть в Санкт-Петербургской, Хабаровской, Сретенской, Самарской семинариях. Возглавляет это направление митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, кандидат психологических наук. Профессор Борис Братусь уточнил, что психология начала преподаваться в духовных школах с первой трети XVII века, превратившись очень скоро в обязательный предмет. Настороженность к психологии в церковной ограде, на его взгляд, - наследие советского режима, хотя из семинарских программ предмет был выведен довольно поздно, в период хрущевских гонений на церковь. Профессор Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Татьяна Гаврилова сделала акцент на сложности разработки темы страстей — в отечественной науке совершенно не исследована психология эмоций, в каком-то смысле приходится быть первопроходцем, призналась она. Доцент Российского государственного медицинского университета Борис Воскресенский подчеркнул необходимость четко разграничивать духовный опыт и болезненные психопатологические переживания, связанные с верой. Важно понимать, отметил он, что может наступить духовное выздоровление, а телесная или душевная болезнь усугубится. Все докладчики сошлись во мнении, что православное психологическое сообщество вполне сформировалось. С середины 1990-х начала складываться Московская школа христианской психологии — научная школа, которая занимается разработкой основ христианской психологии и принципов ее практического применения. Школа поддерживает связи с МГУ им. М. В. Ломоносова, МГППУ, Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО, Институтом психологии РАН, Международным фондом наследия митрополита Антония Сурожского, Психологическим институтом РАО и др., устраивает лекции и семинары, презентация книги «О страстях и искушениях» также прошла в рамках семинара. Всякое направление в психологии связано с той или иной концепцией человека. Христианская психология пытается соотнести корпус психологических знаний, как уже существующих, так и новых, с христианской концепцией человека. В рамках школы созданы новые программы по курсам «Психология личности», «Психология религии», «Консультативная психология», под редакцией Братуся подготовлено первое в России учебное пособие для вузов по христианской психологии. Психологи из России принимают участие в симпозиумах Европейского движения христианской психологии, антропологии и психотерапии. В рамках Рождественских чтений, ежегодной международной образовательной конференции, проходящей в Москве, организуются секции по психологии, на последней, как раз в связи с возвращением психологии в семинарские программы, рассматривалась тема «Пастырская психология: подготовка будущих священнослужителей». В 1997 году православный психолог Федор Василюк основал в МГППУ первый в России факультет психологического консультирования, который возглавляет по сей день. В 2009 году в Москве открылся Институт христианской психологии (учредитель — Благотворительный фонд «Русское православие»). Ректор института — православный священник Андрей Лоргус, который известен широкой публике циклами лекций в культурном центре «Покровские ворота» — «Любовь и зависимость», «О почитании родителей» и др. Институт — первый в России вуз, который дает постдипломную специализацию по христианской психологии. В нем могут повышать квалификацию психологи, а также проходить переподготовку люди, имеющие любое высшее образование. Институт активно занимается дистанционным образованием, недавно запущен новый курс «Христианская семейная психология» (лекции, вебинары, интерактивные семинары). Создан сайт «Русская православная психология» — своеобразный интернет-справочник, цель которого — собрать воедино информацию о православных психологах в России и их работах, о факультетах, курсах и научных кружках, где занимаются и изучают православную психологию, собрать каталог православных сайтов по психологии. Православное психологическое сообщество, как и практически любое сообщество в России, неоднородно. Психологи, связанные с Московской школой, не размахивают своим православием как знаменем, их позиция: христианская психология существует не только для православных — вообще для всех людей, в работе главное — профессиональный подход, даже если взгляды пациента прямо противоречат твоим, ты не должен никого «учить жизни», твоя обязанность — максимально глубоко вникнуть в ситуацию и помочь человеку разобраться со своими проблемами. В идеале православные психологи этого круга мечтали бы о воцерковлении общества, но считают, что шаг к духовным запросам не может быть принудительным, это всегда личный выбор, который должен вызреть. Нельзя подменять психологией духовные задачи. Как сказала Наталия Инина, психолог призван промыть человеку внутреннюю оптику, чтобы тот ясно видел реальность. Не всем православным психологам, однако, удается развести свою профессиональную и гражданскую позицию. Некоторые и психологию превращают в поле борьбы за «светлое будущее». Наиболее ярко подобные взгляды выражены в деятельности известного тандема Ирина Медведева - Татьяна Шишова. Детский психолог и одновременно директор Московского института демографической безопасности Ирина Медведева считает своим прямым долгом вести непримиримую войну с абортами вообще и с программами планирования семьи - в частности, с любыми формами ювенальной юстиции, ну а заодно и с интернетом: «Интернет очень полезная вещь. Топор ещё более полезен, но его же не дают детям! На некоторые вещи должен быть возрастной ценз», считает Медведева. Ее статья, посвященная порочности принципов ювенальной юстиции, называется «Ненаказанный сын – бесчестье отцу». Под неотъемлемое право родителей на физическое наказание детей Медведева подводит государственническую базу: «Если родители лишаются права наказывать, они перестают олицетворять для ребенка власть, и он, не пройдя школу послушания в семье, не подготовлен к гражданскому подчинению власти государственной». Справедливости ради нужно отметить, что пик популярности Медведевой и Шишовой как психологов прошел, в столицах им все реже удается собрать аудиторию, поэтому теперь они гастролируют попровинции, а также пробуют себя на драматургическом поприще - не так давно, в частности, вышла серия аудио-спектаклей их авторства «Вслед за святыми по дорогам истории» о благоверном князе Дмитрии Донском и преподобном Сергии Радонежском.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 4133 |