|
||||||||||||||
Подведены итоги приёмной кампании 2022/23 учебного года в высших духовных учебных заведенияхПри подготовке статистической справки по итогам приёмной кампании 2022/23 учебного года рассматривались показатели по 45 высшим духовным учебным заведениям. В их числе три духовные академии (Московская, Санкт-Петербургская и Сретенская), 38 духовных семинарий, а также ПСТГУ, ПСТБИ, РПУ и ОЦАД. В настоящей публикации приведены данные по следующим параметрам: количество поступивших на подготовительное отделение и первый курс бакалавриата, магистратуры (очная и заочная формы обучения) и на первый курс аспирантуры (очное отделение и соискатели). Все цифры относятся к поступившим на пастырское направление, подготовка иконописцев и регентов в данном материале не рассматривается. Общие цифры приёма В 2022/23 учебном году · на подготовительное отделение и первый курс бакалавриата принято 1606 человек. На очную форму обучения зачислено 786 человек, на заочную – 820. Из этого числа на подготовительное отделение принято 463 человека (274 очно, 189 заочно), на первый курс бакалавриата – 1143 человека (512 очно, 631 заочно). · на подготовительное отделение и первый курс магистратуры
принято 462 человека. На очную форму – 278 человек, на заочную – 184. Из
этого числа на подготовительное отделение принято 33 человека (все на
очное отделение), на первый курс магистратуры – 429 человека (245 на
очное отделение, 184 – на заочное). · на первый курс аспирантуры было зачислено 86 человек, из них 62 человека поступило на очное отделение и 24 стали соискателями. В ниже приведенном анализе основное внимание уделено результатам набора на программу бакалавриата, как наиболее показательную в отношении основных тенденций, характерных для духовного образования. Основные статистические данные приведены по всем программам обучения. Вступительная кампания 2022/23 учебного года по программе бакалавриата. Результаты приёмной кампании не стали неожиданностью, они подтвердили сохранение ряда тенденций: 1. Заочное обучение продолжает преобладать над очным. Разрыв по количеству учащихся незначительный, однако он постепенно увеличивается. Происходит корректировка взаимодействия двух образовательных форм. Ранее заочное обучение было продолжением очной формы: студенты переходили на заочный формат после рукоположения, чтобы иметь возможность обеспечить семью. Таким образом, подавляющее большинство заочников было священниками. Поступить на первый курс мирянину было возможно только при несении послушания в церковных институциях. Сегодня наоборот, многие предпочитают сохранить привычный образ жизни, а духовное образование попробовать на вкус в удалённом режиме. Среди заочников всё меньше духовенства, а на первых курсах его практически нет, и часто встречается молодёжь. В некоторых случаях, где, по-видимому, кадровая ситуация позволяет идти по этому пути, заочный сектор явно превосходит очный (Калужская, Белгородская, Воронежская духовные семинарии). Хорошо это или плохо, трудно сказать однозначно. Однако с уверенностью можно утверждать, что сложность решаемых задач всегда требует повышения уровня подготовки. В любом случае заочное обучение должно стать полноценной образовательной формой, не облегчённой и наименее энергозатратной, а наиболее удобной при определённых жизненных обстоятельствах. Самый простой критерий проверки эффективности – совместная сдача экзаменов выпускниками двух форм обучения, без скидок и поблажек. Внимание к заочной форме обучения и её контроль будут возрастать, а сложность обучения – повышаться. Одним из важнейших направлений на этом пути является реализация функций заочной формы обучения в системе дистанционного образования. 2. Конкурс в духовные учебные заведения не возрос. Можно сказать, что он медленно снижается. На фоне значительных усилий по улучшению материального обеспечения учебных заведений, признания государством дипломов это тревожный сигнал. Тот факт, что решить данный вопрос в долговременной перспективе не удается, указывает на необходимость корректировки подходов. Видимо, мы имеем дело с принципиально новой ситуацией, оценить которую – важнейшая задача уже даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Показатели учебных заведений Говоря о конкретных цифрах, необходимо сразу обозначить ряд моментов. За основной показатель была взята общая сумма поступивших на подготовительное отделение и на первый курс бакалавриата (очное и заочное отделения). Предпочтение показателям по какому-либо направлению, например, по числу очников, не делалось. Академии Очевидным образом лидирующая роль отводится духовным академиям, на общем фоне они показывают неплохие результаты. Безусловный лидер – МДА: 178 поступивших, из них 108 на очное отделение. СПбДА – 100 поступивших, 41 очник, СДА 29 поступивших, все на очное отделение. Оговоримся, что отсутствие подготовительного и заочного отделений не позволило войти Сретенской духовной академии в первую десятку по количественным показателям. Аналогичная ситуация с Псково-Печерской семинарией: 19 поступивших на очное отделение. Первая десятка В первую десятку по числу набранных учащихся вошли следующие учебные заведения: Десять учебных заведений составляют 23% от общего числа. На них приходится 50% от числа всех новопоступивших и 42% от поступивших на очную форму обучения. Если ещё больше сфокусироваться и посмотреть на первую пятёрку, то, составляя 11%, она дала 36% от всех поступивших и 29% от очников. Одна десятая даёт треть. Говоря о первой пятёрке, для реального понимания вещей было бы правильно включить в нее Саратовскую духовную семинарию вместо ПСТГУ, так как ПСТГУ не готовит духовенство (ПСТБИ рассматривается отдельно), а в Саратовской ДС явно доминирует очный сектор. Именно этому сегменту должно быть уделено максимальное внимание. Вторая пятёрка – это группа, где общее число поступивших примерно равняется пятидесяти (исключение составляет Ярославская ДС). Это группа с неплохими возможностями для роста. Именно этим учебным заведениям необходимо приложить все усилия для наращивания очного отделения. Последняя десятка В числе десяти учебных заведений, набравших наименьшее количество студентов, оказались следующие: При 23% от общего числа последняя десятка даёт всего 7% от поступивших и 10% от поступивших на очное отделение. Если посмотреть на пять последних учебных заведений в списке (11%), то они дают 2% от общего числа и 2% от очников. Цифры более, чем скромные. Директивно увеличить показатели не представляется возможным, необходимо менять подходы. Стоит принять во внимание региональный фактор, надо готовить местные кадры для обеспечения минимальной стабильности. Отдельно стоит Псково-Печерская семинария с 19 студентами первого курса бакалавриата (подготовительное отделение отсутствует). Это хороший показатель при условии его долговременного удержания. Структурные особенности учебных заведений Следует принять во внимание, что независимо от рассматриваемых показателей практически все высшие духовные учебные заведения имеют одногруппную структуру – на одном курсе учится одна группа студентов. Исключение составляет только МДА (две группы на курсе, до последнего времени три группы на курсе), а также СПбДА. Это означает, что если в семинарии, к примеру, обучается 10 человек на курсе (что является нормальным средним показателем), то при увеличении курса на 5, 10 и даже 15 человек никаких существенных изменений для учебного заведения не наступает. Увеличиваются расходы на питание, требуется больше учебных площадей, но при этом не возникает необходимость в привлечении новых кадров преподавателей и воспитателей и в разработке новых программ, так как группа на курсе одна. При этом залогом роста семинарии является рост профессиональных возможностей её постоянного кадрового состава. Основные выводы Статистика приёмной кампании 2022/23 учебного года указывает на необходимость разработки концепции развития небольших духовных учебных заведений. Она базируется на следующих принципах: - работа в условиях отсутствия конкурса среди поступающих, - индивидуальный подход к учащимся, - рост усилий по анализу учебно-воспитательного процесса при снижении нагрузки по отчётности, - повышение возможностей кадрового состава учебных заведений. Вступительная кампания 2022/23 учебного года по программам магистратуры. На сегодняшний момент программы магистратуры реализуют двадцать высших духовных учебных заведений: ОЦАД, МДА, СПбДА, СДА, ПСТГУ, РПУ, Белгородская ДС, Донская ДС, Екатеринбургская ДС, Казанская ДС, Калужская ДС, Коломенская ДС, Нижегородская ДС, Николо-Угрешская ДС, Омская ДС, Оренбургская ДС, Пензенская ДС, Перервинская ДС, Саратовская ДС, Тамбовская ДС. Из них государственную аккредитацию магистерских программ имеют восемь учебных заведений: ОЦАД, МДА, СПбДА, СДА, ПСТГУ, РПУ, Пензенская ДС, Тамбовская ДС. Результаты набора на магистерские программы демонстрируют тенденцию к увеличению числа студентов. Ниже приведены данные по восьми учебным заведениям, продемонстрировавшим по итогам вступительной кампании 2022/23 учебного года наиболее высокие количественные показатели. Абсолютным лидером по итогам приемной кампании является Московская духовная академия. Первые три учебных заведения по результатам набора (МДА, СПбДА, ПСТГУ) дают 50% от общего числа поступивших. Вступительная кампания 2022/23 учебного года на программы аспирантуры. Подготовкой аспирантов в настоящее время занимаются пять высших духовных учебных заведений (ОЦАД, МДА, СПбДА, СДА и ПСТГУ). Результаты набора по каждому учебному заведению приведены ниже. Учебный комитет
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 423 |