Общецерковная аспирантура и докторантура сегодня:
Высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку высококвалифицированных кадров для Русской Православной Церкви (ученых, педагогов, церковных управленцев и дипломатов) с 2009 года.
Входит в состав организаций-участников диссертационного совета по защитам диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора теологии в системе ВАК и учредителей Научно-образовательной теологической ассоциации
3 уровня подготовки:
магистратура
аспирантура
докторантура
2 типа программ:
научные (для тех, кто имеет светский диплом специалитета, бакалавриата или магистратуры)
церковные (для тех, кто имеет диплом семинарии и обучался по программам подготовки священнослужителей и религиозного персонала)
Программы магистратуры:
4 научные программы:
«Православная теология. Христианские источники»
5 мест на очной форме
«Православная теология. Внешние церковные связи»
5 мест на очной форме
4 места на заочной форме
Совместные с ВШЭ:
«Православная теология. Каноническое право»
10 мест на очной форме
дипломы магистра теологии и юриспруденции
«Православная теология в современности. Философия и история религии»
8 мест на очной форме
дипломы магистра по теологии и философии
2 церковные программы:
«Православная теология. Христианские источники»
2 места на очной форме
«Православная теология. Внешние церковные связи»
4 места на очной форме
3 места на заочной форме
Программы аспирантуры:
Научная специальность – «Теология»
10 мест на очной форме
Церковная специальность – «Актуальные проблемы богословия»
5 мест на очной форме
5 мест на заочной форме
Магистратура: поступление, учеба, перспективы
Поступление:
2 вступительных экзамена – профильный и собеседование
Сроки: c 27 июля по 2 августа
Подача документов:
лично в приемную комиссию ОЦАД,
по почте umu@doctorantura.ru
в онлайн-форме через сайт ОЦАД (www.doctorantura.ru).
Сроки: до 26 июля
Для совместных с ВШЭ программ («Православная теология. Каноническое право» и «Православная теология в современности. Философия и история религии») необходимо также подать документы в НИУ ВШЭ.
Обучение:
2 года (очная форма), 2 года 5 месяцев (заочная форма),
на безвозмездной основе (обучение обеспечивает Русская Православная Церковь),
глубокое погружение в специальные дисциплины,
три иностранных языка: английский (общий и специализированный), древнегреческий (разные уровни подготовки), древнееврейский,
стажировки
Трудоустройство:
поступление в аспирантуру
работа в церковных учреждениях
возможность работы по светскому диплому (программы, совместные с ВШЭ)
Аспирантура: поступление, учеба, перспективы
Поступление:
Вступительные испытания:
подготовка реферата
экзамен по богословию и специальности
собеседование
Сроки: с 27 июля по 2 августа
Подача документов:
лично в приемную комиссию ОЦАД
по почте aspirantura@doctorantura.ru
в онлайн-форме через сайт ОЦАД (www.doctorantura.ru).
Сроки: до 20 июля
Обучение:
3 года
на безвозмездной основе (обучение обеспечивает Русская Православная Церковь)
английский язык
помощь в изучении языков, необходимых для научной работы
стажировки
возможность соискательства (на безвозмездной основе, обучение обеспечивает Русская Православная Церковь)
Трудоустройство:
научная и преподавательская работа
работа в церковных учреждениях
В связи с приемной кампанией мы попросили ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви ответить на несколько вопросов.
- Отец Максим, каково сейчас место Общецерковной аспирантуры и докторантуры в системе духовного образования Русской Православной Церкви?
- Общецерковная аспирантура и докторантура давно и по праву является одним из центральных и наиболее авторитетных научно-образовательных учреждений Русской Православной Церкви. Изначально идея создания ОЦАД и состояла в том, чтобы создать в Москве, в патриаршем граде, такой научно-образовательный центр, который аккумулировал бы богословские и научные силы Русской Православной Церкви для постановки актуальных вопросов, для повышения уровня квалификации преподавателей высших духовных школ Русской Православной Церкви, для нахождения ответов на актуальные вызовы современности.
Сказать, что это всегда получалось в равной мере на протяжении истории ОЦАД, наверное, было бы слишком оптимистично, но это изначальное целеполагание никуда не могло исчезнуть. И на сегодня ОЦАД занимает свое естественное место, венчающее систему высшего духовного образования Русской Православной Церкви и по факту того, что в ОЦАД аккумулированы докторские и кандидатские церковные и ВАКовские советы, и потому что, в отличие от прочих духовных учебных заведений, здесь нет бакалавриата, то есть первого уровня высшего образования. То есть вся работа направлена на подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации.
- Чем получение магистерского образования в ОЦАД отличается от того же уровня образования в семинариях Русской Православной Церкви? Кому следует выбрать именно Общецерковную аспирантуру?
- Собственно, магистратура при ОЦАД есть лишь подготовительная ступень к аспирантуре и для избранных людей – к подготовке и защите докторской диссертации. Думаю, что научно-богословское ядро как центр деятельности ОЦАД и является наиболее характерной чертой, отличающей это учебное учреждение от прочих наших вузов, для которых, конечно же, приоритетна пастырская подготовка. ОЦАД готовит не столько и не в первую очередь священнослужителей (чем занимаются наши семинарии и академии), сколько преподавателей высшей школы, исследователей и тружеников церковной администрации.
Мне думается, что профили магистратуры в ОЦАД предполагают достаточно различное целеполагание от поступающих на них абитуриентов.
Скажем, профиль, посвященный каноническому праву, в значительной мере может быть актуален для тех, кто уже является клириками наших приходов, в особенности настоятелями храмов, и потому регулярно соприкасается с канонической проблематикой и церковно-государственными отношениями в областях пересечения светской юриспруденции и церковного права. Этот профиль может быть интересен и важен и для архипастырей, с тем чтобы они могли быть еще лучше подготовлены к высшему и ответственейшему церковному служению. Впрочем, не стал бы исключать и тех, кто выберет этот профиль исключительно из научного-богословского интереса.
Профиль, посвященный внешним церковным связям, конечно, в первую очередь важен для тех, кто так или иначе предполагает трудиться в этой области или в своей деятельности будет соприкасаться с другими Поместными Православными Церквами, инославными христианством или традиционными религиями. Это не обязательно предполагает работу в Отделе внешних церковных связей. Речь может идти о самых разнообразных сферах и областях деятельности, которые такое соприкосновение будут предполагать.
«Христианские источники», я думаю, самый классический академический профиль ОЦАД. В нем соединились библеистика, церковная история, систематическое богословие, патрология, опора на изучение языков, на авторский текст, на то, чтобы видеть последующую богословскую и церковно-историческую проблематику в свете того изначального церковного предания, которое уходит и в глубину веков до Рождества Христова, и в перспективу самых первых веков бытия Церкви Христовой.
Наконец, профиль «Философия и история религии», как мне представляется, более всего адресован тем потенциальным студентам, для которых богословие важно в его актуальном применении к современной действительности. Именно на этом профиле можно оказаться в контексте адекватного изучения современной инославной богословской и философской традиции, быть готовым к тому, чтобы самостоятельно формулировать ответы на те вызовы, которые современность в разных ее ракурсах бросает христианскому мировоззрению.
- Кому из тех, кто собирается заниматься научной деятельностью, Вы бы рекомендовали выбрать именно ОЦАД? Если, опять же, сравнить ОЦАД с духовными Академиями, в чем ее специфика?
- В чем специфика ОЦАД по сравнению с духовными академиями? Ее специфика в том, что она ближе к университетам открытого типа. Не по масштабу деятельности. Скорее, в этом смысле ОЦАД походит на богословский факультет, как он существует в тех или иных странах, как бы соотносясь с каким-нибудь крупным вузом, но при этом будучи достаточно автономным в своем существовании. Все же ОЦАД предполагает, что у нас учатся достаточно взрослые люди, не вчерашние школьники, как минимум имеющие бакалавриат духовный или светский за своей спиной. Люди, которые свои главные мировоззренческие и поведенческие так или иначе уже решили. В ОЦАД присутствует большая мера академической и жизненной свободы, чем в наших классических академиях. Это не значит, что студенты ОЦАД будут бесконтрольны и жизненно, и мировоззренчески, но, может быть, мы зовем тех, кто более ответственен за собственную дисциплину мысли и за собственную дисциплину поведения. Для них будет возможность как раз достаточно гибкой реализации учебных и научных планов, может быть, более гибкой, чем в классических академиях.
- ОЦАД реализует ряд совместных программ со светскими вузами, предлагает студентами и выпускникам различные стажировки. Какие новые программы ожидаются в этом году для тех, кто подаст документы именно в эту приемную кампанию?
- На сегодня у ОЦАД есть две совместные магистерские программы только с Высшей школой экономики - «Православная теология. Каноническое право» и «Православная теология в современности. Философия и история религии». Новые программы прямо в этом году мы не будем открывать. Цель нашей профессорско-преподавательской корпорации – проработать большее наполнение имеющихся профилей и подумать, что мы могли бы предложить со следующего учебного года.
- Что бы Вы пожелали будущим студентам ОЦАД – тем, кто сейчас готовится подавать документы? Какие советы Вы могли бы им дать, как человек, всю жизнь посвятивший системе духовного образования Русской Православной Церкви?
- Абитуриентам магистратуры и аспирантуры я бы пожелал не колебаться. Ясно, что, когда ту или иную институцию постигает время перемен, в том числе таких перемен, как смена руководства, в голову приходит мысль: а стоит ли мне сейчас туда идти и не лучше ли подождать, как разовьются события? Хотим до всех вас донести, что первоначальный этап адаптации с новым руководством ОЦАД пройден. Ситуация стабильная и творческая. Я думаю, что в каком-то смысле оказаться в ОЦАД сейчас, когда определенные новые, свежие импульсы будут приданы развитию нашей высшей школы, будет и творчески, и жизненно интересно.
Более подробная информация об Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия