Позиция в рейтинге определяется по размеру выручки за второй квартал 2020 года. При подготовке использовались данные самих компаний, системы «Контур.Фокус», открытых источников.
В рейтинг не включены:
- международные проекты, а также проекты государственных организаций и вузов. Например, платформы «Открытое образование» и «Специалист.ру»;
- компании, для которых EdTech является прикладной деятельностью. Например, курсы трейдеров при финансовых организациях;
- платформы, оказывающие услуги по написанию дипломов, курсовых и т.д.
Для следующих компаний приводятся данные по оценке Smart Ranking: SkillBox, SkyEng, «Нетология-груп», Geekbrains, «Учи.ру», «Яндекс.Практикум», «Дневник.ру», «Алгоритмика», Websoft, «Отус», Lingualeo, Teachbase, «Государство детей», Eduson, Bonnie&Slide.
Российский EdTech повторяет судьбу финтеха и растет рекордными темпами, усиленными пандемией. Суммарная выручка участников рейтинга во втором квартале этого года составила 6,2 млрд руб., что на 26,5% больше, чем в предыдущем квартале и на 87% выше, нежели во втором квартале прошлого года.
Анализ результатов этого непростого периода, на который пришелся пик пандемии и уход на летние каникулы, позволил сделать несколько выводов об основных тенденциях в секторе.
Языки программирования обошли иностранные
По итогам второго квартала 2020 года на рынке онлайн-образования произошла смена лидера. Исходя из оценки, впервые по объему выручки им стал онлайн-университет современных профессий Skillbox, обойдя лидера рейтингов 2018-2019 годов, школу иностранных языков Skyeng.
Помимо сильного инвестора (Mail.ru Group стала основным владельцем Skillbox в конце прошлого года), свою роль мог сыграть тот факт, что в период пандемии интерес к иностранным языкам оставался на прежнем уровне, тогда как цифровые профессии стали восприниматься в общественном сознании как фактор выживания еще больше, чем раньше.
«Надо отметить, что у нас не было резкого притока новых учеников в период карантина, все было в пределах прогнозов на год, который составлялся в конце 2019 года, — говорит Александр Ларьяновский, управляющий партнер Skyeng. — Пандемия не принесла нам ощутимых изменений. Мы думаем, что наша динамика и стабильность сохранятся — все будет в пределах плана, без каких-то резких всплесков или провалов».
При этом на рынке обучения цифровым профессиям компании увидели рост, причем если рассматривать его относительно первого квартала 2020 года, Skillbox даже не является лидером «по скачку». Компания прибавила за квартал около 40%, в то время как Geekbrains и новичок в Топ-10 «Яндекс.Практикум» — порядка 60%. Geekbrains, например, заявил, что в «ковидный период» с середины марта по июнь 2020 года количество новых студентов у него выросло на 740%.
«Второй квартал стал большим испытанием для всего рынка образования, — рассказывает Дмитрий Крутов, сооснователь и гендиректор онлайн-университета Skillbox. — Важно было не упасть в качестве на большом объеме. Мы росли с сохранением наших темпов, но наши текущие студенты стали учиться примерно в два с половиной раза больше».
Школьное обучение: усталость от дистанционки
На фоне общего роста небольшое падение выручки по сравнению с первым кварталом 2020 года показали около трети участников рейтинга. При этом для части из них — это сезонный фактор.
«Лето для нас — традиционно низкий сезон, а в июне-июле трафик, количество лидов и активность в поиске по нашей тематике были даже ниже наших прогнозов, — говорит Павел Арсеньев, исполнительный директор «ИнтернетУрок». — Вероятно, дело в том, что и школьники, и их родители за апрель—май устали от дистанционного образования — по крайней мере, в той форме, в которой оно было организовано весной».
Кроме того, рост распределялся неравномерно — в зависимости от того, попадала ли школа в перечень рекомендуемых. Тем не менее, участники рынка школьного образования отмечают, что их сегмент по-прежнему остается самым привлекательным и растущим.
«Наш сегмент быстрее вырос относительно других из-за вынужденного перехода на онлайн-сервисы всеми школами, — говорит Андрей Илингин, директор «ЯКласс». — Наверное, в три раза год к году. Внутри сегмента те компании, что занимал ведущие позиции раньше, выросли быстрее всех из-за популярности и рекомендаций Минобразования. Новые игроки, крупные компании типа Сбербанка, Skyeng и Mail.ru Group, включились в гонку за своей долей рынка».
«Аудитория «Фоксфорда» год к году выросла в два раза. Мы также видим рост интереса к полностью дистанционному обучению — в экстернат и домашнюю школу в этом году пришло в четыре раза больше учеников, чем в прошлом», — говорит Андрей Сизов, исполнительный директор онлайн-школы «Фоксфорд».
Классические онлайн-школы: ученики есть, денег нет
А вот у специализированных онлайн-школ, особенно тех, что ориентировались на рынок корпоративного обучения, дела обстоят хуже. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР» (бухгалтерия), количество учеников у них во время карантина даже увеличилось, однако компания потеряла в среднем чеке из-за скидок, и как итог — в выручке (минус 17,5% относительно первого квартала).
«Покупательная способность физических и юридических лиц сильно снизилась, — признает также Светлана Кравченко, руководитель Контур.Школы, учебного центра СКБ Контур. — Компании перестают выделять средства на обучение своих сотрудников, а согласованные ранее бюджеты перераспределяются на средства по борьбе с коронавирусом (антисептики, маски, перчатки и т.д.). По нашим оценкам, в третьем квартале мы недополучили более 14 млн руб. Это новая реальность, и мы стараемся к ней адаптироваться».
Потери несут компании, обучающие независимым офлайновым профессиям. Так, Всеволод Бельченко, директор Sikorsky Academy, крупнейшей онлайн-школы по обучению парикмахеров и бьюти-мастеров, оценивает свои потери на карантине в 24 млн руб.
«Профессии бьюти-мастеров в текущей ситуации востребованы, — говорит он. — Но поведение потребителей остается осторожным из-за опасений второго карантина и общего ощущения нестабильности. Клиенты не готовы покупать курсы заранее, если раньше глубина продаж составляла пять-шесть месяцев, то сейчас — не более двух недель. В июне-июле мы видели большой отложенный спрос, однако он не покрыл потери апреля-мая. Мы прогнозируем выручку на уровне 80% от прошлого года».
Рынок b2b: подвели отпуска
Отток наблюдался и на рынке b2b, среди разработчиков онлайн-курсов.
«Отток совершенно точно произошел, — говорит Владимир Щербаков, генеральный директор Teachbase. — Мы завязаны на обслуживание бизнеса, а бюджеты на обучение режут в первую очередь. Весь сегмент HoReCa, например, моментально остановил любые закупки».
Компаниям остается надеяться на вторую половину года, и на то, что сэкономленные бюджеты, заложенные на командировки, летние корпоративы, очные тренинги и мероприятия, будут потрачены на обучение. В первой же половине года для них сошлись сразу несколько негативных факторов.
«Весной, с марта, была очевидна приостановка деятельности у большинства компаний, причем она варьировалась от «мы все заморозили» до холодного расчета «все новое ставим на холд, продолжаем работать текущими ресурсами», — подтверждает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — В этот период мы наблюдали интерес к нашему решению, но до заключения контрактов доходило нечасто».
При этом, по его словам, к тому моменту, как люди и компании адаптировались к ситуации, настал период отпусков. «Если честно, мы рассчитывали, что июль—август не будут отпускными в этом году, но нет — война войной, как говорится», — сетует Вагин.
Переход на «удаленку» вызвал спрос на обучение соответствующим навыкам
По данным доклада The Future of Jobs 2020, подготовленного Всемирным экономическим форумом при поддержке TalentTech, в 2020 году число работников, обучающихся по личной инициативе, увеличилось в четыре раза, а работодателей, предоставляющих эту возможность — в пять раз. Число обучающихся в рамках госпрограмм увеличилось в девять раз. Согласно отчету, две трети опрошенных компаний (66%) рассчитывают уже в первый год получить возврат инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию сотрудников.
При этом наметились совершенно разные образовательные стратегии: если безработные были заинтересованы в получении знаний в области анализа данных, компьютерных наук и информационных технологий, то работающие по найму предпочитают курсы личностного развития.
«Те компании, которые подготовились и внедрили цифровые инструменты, обучили людей принципам удаленной работы, а также те специалисты, которые научились быть эффективными в цифровой среде, выиграют и останутся конкурентоспособными в новой реальности», — считает Андрей Митюков, управляющий партнер ИТ-холдинга TalentTech.
Волна инвесторов
Большая часть участников топ-45 заявляет о росте интереса со стороны инвесторов. Некоторые заявили, что находятся в процессе переговоров. Эксперты отмечают, что неплохо себя чувствует сегмент ранних стадий (во втором-третьем кварталах было несколько сделок), а также можно ожидать больших раундов в лидеров.
«Продолжается консолидация рынка: Mail.ru Group продолжает делать покупки, и думаю, до конца года мы увидим еще две-три, — перечисляет Алексей Соловьев, инвестор, основатель A.Partners. — «Яндекс» и «Сбер» все еще размышляют, является ли M&A инструментом, который они хотели бы применить для реализации своей стратегии в сегменте EdTech. Есть еще темные лошадки среди стратегов в EdTech — это МТС и Тинькофф банк».
Восстановление офлайна
Участники рейтинга также отмечают тренд на объединение разных форм подачи обучающей информации.
Если раньше мейнстримом было считать, что «люди привыкнут учиться в онлайн, и он все победит», то сейчас с разных сторон звучит мнение, что офлайн тоже важен и нужен, в том числе как важное дополнение к онлайн-обучению.
«Мы должны прекратить противостояние форматов, — считает Дмитрий Крутов. — Основной тренд в нашем сегменте — это разговор про то, что мы не должны разделять себя на офлайн и онлайн, очное и заочное, тренажер или лекцию. Нам нужно больше коллабораций между разными институциями. Сейчас EdTech повторят путь финтеха в России, у российских компаний есть хороший шанс стать лучшими в мире».
Появление на рынке нового игрока — вузы
Крупнейшие вузы начали массово выходить на рынок со своими онлайн-программами дополнительного образования. Кроме того, стали развиваться партнерские программы между вузами и онлайн-школами.
Запрос на трудоустройство
По словам Павла Астафурова, директора по маркетингу SkillFactory, таких запросов все больше, причем часто это не просто поиск новой работы, а «выстраивание карьерного трека и планирование профессионального роста с учетом полученных знаний».
Также сильно вырос спрос на длительные программы обучения, на которых клиент может освоить полноценную профессию, а не только получить конкретный навык.
Аналитики ожидают экспорта российского EdTech, который даст новый толчок для роста
Кроме того, подытоживая результаты весеннего локдауна, компании говорят, что он оказал не такое большое влияние на рынок, как принято считать. EdTech и без того показывал стабильный рост, а пандемия стала еще одним триггером, чтобы обратить на него внимание.
«Если оглядываться на карантин, то, по нашему мнению, он не сильно повлиял на рынок EdTech в целом, — считает Максим Спиридонов, генеральный директор «Нетологии-групп». — С одной стороны, в онлайн-обучение пришла огромная аудитория, но она потребляла в основном бесплатный контент, поэтому платежеспособность пользователей в среднем осталась на том же уровне. Эти два фактора компенсировали друг друга».
Наталья Царевская, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2:
«Второй квартал был показателен массовой истерией, когда не было понятно, как дальше будет развиваться ситуация с карантином. Действительно, вверх пошли показатели взрослого ДПО (дополнительного профессионального образования. — РБК Тренды). Выручку сегменту сделали «белые воротнички», которые и раньше были потенциальными клиентами онлайн-школ, просто именно во втором квартале совокупность факторов довела их до кнопки «купить» на сайте.
Что касается школьного образования, я считаю, что «усталость от удаленки» — временное явление. То состояние неконструктивной истерии, в которую пришли родители после двух месяцев обучения детей в онлайне, связано в первую очередь не с технологиями и даже не с образованием. А с тем, что основная функция школы — это социальная передержка, камера хранения ребенка, пока взрослый занимается самореализацией в любом доступном ему понимании. Весна 2020-го запомнилась нам многочисленными петициями на самый верх о низком качестве и вреде дистанционного образования, но мало кто готов признаться, что это не усталость от «удаленки», а неумение управлять своими родительскими ресурсами, которых обычно не хватает одновременно на работу и контроль за учебой детей. За время карантина школьное онлайн-образование получило огромную базу новых подписчиков. Около 20% останутся как платящие пользователи.
В релевантных друг другу нишах уже идет консолидация небольших игроков. К концу года можно ожидать несколько объявлений. У компаний с оборотом в пределах 200 млн руб. и, как правило, нишевого направления, нет возможности так много платить за маркетинг и рекламу, как могут себе позволить крупные игроки, перекричать их становится все сложнее».