|
||||||||||||||
Виктор Власов. Наша жизнь – исследованиеЛюдмила Геннадьевна Логинова, учитель биологии БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов», из того золотого десятка людей, которые никогда себя не хвалят. Чем запоминается этот добрый человек? Не только милой улыбкой и спокойствием по жизни, а профессионализмом и старанием. Помогает Людмила Геннадьевна бескорыстно – в ответ не ждёт ни капли похвалы. Помню, когда понабилась мне помощь и поддержка – она оказалась первой, тихо подбодрив и улыбнувшись, мол, коллега, не волнуйтесь. Радушие и чистосердечие в ней сочетается со стремлением к науке. О таких замечательных людях, как Людмила Геннадьевна, стоит говорить бесконечно – вопреки усталости и почти космическому равнодушию общества они готовы предложить руку помощи и вовремя оказаться рядом. Не дремлет в них завидное и бодрое чутьё, способное подсказать и почувствовать, разделить и предложить. Встречаются на моём пути хорошие люди и прекрасные специалисты своего дела, однако долго и много о них не расскажешь, не передашь впечатления – не будет особого смысла. Забываются эти люди, стоит лишь уйти с работы или вспомнить другого человека. – Восстановим!.. – сказала мне тогда Людмила Геннадьевна, кивнув. – Вы не переживайте, коллега! Эх, набедокурили дети в её славном кабинете биологии, когда я по неосторожности открыл им дверь и оставил одних. Покачал головой тогда директор Валерий Владимирович Черняков, сделала замечание его строгий заместитель. Но всё обошлось благодаря светлому человеку-учителю-биологу. Людмила Геннадьевна держит себя в руках, имеет огромный запас терпения. Как могучий и мифический Атлант придерживает небо, так она следит за дисциплиной на уроке, руководит научно-исследовательской работой детей и педагогов. Голоса Людмила Геннадиевна не повысит ни на кого, не пригрозит ни кулаком, ни указкой, а разве что состроит сердитую гримасу. От последнего она сделается только милее, поверьте – мне рассказывали дети. Невысокая и позитивная, яркая и общительная, трудолюбивая и старательная – не все это, к сожалению, эпитеты, помогающие описать квалифицированного учителя Логинову. – «Посещение урока английского в 10 «А»» – читаю «страшную» заметку красной пастой в журнале распоряжений в учительской. Это же мой класс в четверг!.. В смысле я там веду английский язык. Во, я попал, наверное? Кровь застывает в жилах, закипает серое вещество в мозгу, стучит учащённо сердце, не мигают глаза… Тема в этот день будет сложная на английском вдвойне – «Фотосинтез». Попробуйте вспомнить процесс и объяснить. Благо, что есть учебник «Спотлайт» и учитель Людмила Геннадьевна Логинова. Не успел я подумать о плане урока и посмотреть в рабочую программу, как она предлагает понятную схему-плакат – наглядное пособие, который показывает детям. Хлорофилл, кислород, углекислый газ, вода, свет, лёгкие планеты… Вы знаете, читатель, как эти слова звучат на английском? Спросите у меня или посмотрите в словаре, ещё популярнее и легче химическую реакцию разъяснит Людмила Геннадьевна. Серьёзный она человек и педагог – никому не даёт поблажек. Сверкают чистотой и заслугами стёкла на благодарственных письмах и дипломах в её кабинете. Свидетельства – за научно-исследовательские достижения, сделанные совместно со школьниками. Сама Людмила Геннадьевна имеет ряд публикаций в научных сборниках различного уровня и занимается этой сложной для многих деятельностью давно. Она готовит интереснейшие презентации на школьные педсоветы и научно-практические конференции. Отвечает, как оратор, громко, бесповоротно и доходчиво. Современные подходы к научно-исследовательской деятельности она внедряет в жизнь постепенно – с помощью пытливых старшеклассников, печатая разработки в специальной литературе. – Что нужно, Людмила Геннадьевна, чтобы ученик захотел сделать исследование? – расспрашиваю. – Продумать систему мотивации, – отвечает учитель. – До выполнения этой серьёзной работы у ребёнка должны быть сформированы определённые компетентности. Ученик должен получить удовольствие от работы – ему необходимо помочь. Также важна система оценки. – Нельзя ведь так запросто предложить ребёнку исследовать? – Исследование – наша жизнь, Виктор Витальевич. Здесь нужно показать тему, проблему, объект и предмет. Поставить задачу. Возьмите то, что будет ученику интересно. Ребята учатся в нашей школе любознательные и старательные. Подход к ребёнку найти можно, лишь бы желание было работать. Исследование необходимо начинать по порядку. Ученик должен увидеть его структуру, организоваться, предложить выход. Конечно, педагог поможет отобрать материал, но само исследование – сделает ученик. – Неужели трудно скачать готовый труд и с ним выступить на конференции? – Скачать – это просто. Если выступить в школе можно почти с любым материалом по теме, то на серьёзной конференции слушают матёрые и подготовленные педагоги. Думаете, они не знают, что размещено в интернете? Я разговаривала с некоторыми специалистами из университета и колледжа – люди это грамотные и халтуру не пропустят. Анализ, прогноз, применение, выводы – разве, думаете, можно их позаимствовать? У вас обязательно спросят то, что вы сами не сделали. Подготовка к серьёзному выступлению на конференции – вторая работа. – Оформить, Людмила Геннадьевна, работу можно как душе захочется? – Нет, Виктор Витальевич, есть определённые требования к содержанию и оформлению работы. Важен титульный лист, нумерация, заголовки, описание структуры, выводы и т.д. Учёные – люди строгие, дисциплина у них – главное. Как серьёзно и неистово Людмила Геннадьевна объясняет подход к научно-исследовательской деятельности на педагогическом совете – это нужно слушать и смотреть. – Виктор Витальевич, статью бы написать о выступлении Людмилы Геннадьевны, – рекомендует заместитель директора по учебной части Ирина Анатольевна Верчинская. Я прихожу на педагогический совет и замираю. Слушаю Людмилу Геннадьевну, затаившись. Сливаясь с партой, постигаю азы работы со сложным делом. Сколько, вы думаете, учителей принимает участие в НОУ – небольшое число в каждой школе. Не хватает навыка, мало компетентности и смелости. Наука, как говорит мой знакомый омский ниндзя Борис Штуров, сюрикен с возвратным механизмом. А ещё крепко комментирует научно-исследовательскую деятельность ректор МАНО Владимир Иванович Гам: – Учёный никогда не возьмётся за то, что не сможет выполнить правильно – в противном случае: работа не удастся ни с какой стороны! При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестаёт быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся? В своих презентациях Людмила Геннадьевна Логинова даёт понять, что деятельность эта продолжительная и невозможно её сделать без подготовки. – Функции учителя находятся в тесной связи с функциями учащихся, – читает она доклад на недавнем педагогическом совете. – Учитель по существу программирует учение школьников и, кроме того, организует, наблюдает и анализирует самостоятельную работу учащихся. Ведущая роль учителя при выполнении учащимися самостоятельной учебно-исследовательской работы не только сохраняется, но и расширяется, усложняется. Тем не менее, цель данной презентации: только познакомить учителей с теорией и практикой организации и проведения научно-исследовательской работы как одним из эффективных способов активизации познавательной деятельности школьников. А представляете, милые мои, как часто обращается к прихожанам знакомый диакон нашего Успенского кафедрального собора Олег Филиппов, сколько информации необходимо усвоить потом, когда вы преступите к работе вместе с учениками? Я слышу эту колдовскую и поему странную аббревиатуру регулярно в школе – «НОУ»! «NO» – «Нет» что ли? До сих пор боюсь реализоваться в ней вместе с ребятами, как это смело и браво показывает Людмила Геннадьевна Логинова, выступая на конференциях «Зелёная планета», «Сохранение природного наследия», «Белая берёза» или побеждая на конкурсе имени Вернадского. Помоги, Господи, дай ума и стремления в научной деятельности, как Ты помогаешь мне в творчестве автора и как даёшь моим коллегам по учительскому цеху. НОУ (научное общество учащихся) – это добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в различных областях развивать свой интеллект, приобретать учения и навыки научно-исследовательской деятельности. P.S.: Определение наконец-то посмотрел в интернете. Постараюсь не бояться и взяться за дело основательно.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1293 |