|
||||||||||||||
Виктор Власов. Современность не щадит ребёнкаКабинет русского и литературы на втором этаже обставлен по-домашнему уютно. Как-то волей случайности я поселился именно в нём, преподавая у седьмого класса. Восхитившись мягкому колориту парт и шкафов, подивившись оснащению, понял: необходимого в аудитории с лихвой – как и в самом учителе и классном руководителе Татьяне Анатольевне Портяник, за которой и закреплён в основном этот школьный «ресурс». В педагогике она более тридцати лет, дело и предмет знает, как свои пять пальцев. Поспорить с ней удастся разве что на тему космоса и религии, хотя и в этих областях она, я уверен, начитана. Проходит мимо меня по коридору статная и милая женщина. Высокая и спокойная. Стильная и улыбчивая. Грамотная и уверенная в себе. – Добрый день, Татьяна Анатольевна. – Добрый, Виктор Витальевич. Наблюдая профессионализм этого учителя, её тёплое обращение с детьми и чувствуя благодатную атмосферу в классе, я предлагаю сделать с ней интервью. Забегая вперёд, предупрежу, что интервью удаётся выполнить не со всеми учителями – многие педагоги закрыты и не имеют заметного желания общаться ни с журналистами, ни тем более просто с увлечёнными людьми со стороны. А ведь важно расположить к себе любого человека. Виной тому может быть учебная нагрузка, общее настроение или какой-то иной фактор, вызванный действием небесных светил. Татьяна Анатольевна Портяник соглашается ответить на вопросы сразу, лишь бы было время, поясняет учитель. Интервьюируя эрудированного учителя, я и сам получаю знания. А через меня нужное узнает и читатель моего блога на портале «Наша молодёжь» или посетитель сайта БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углублённым изучением отдельных предметов», коим корреспондентом являюсь с недавнего времени. – Виктор Витальевич, на сайте следует открыть рубрику «интервью с педагогом!», – предлагает Валерий Владимирович Черняков – директор школы. – Люди у нас работают интересные, эрудированные, почему бы родителю или случайному гостю не узнать мнение учителя. Медийность и здравая мысль знающего учителя – помогут раскрыться не только детям. «Поговорите с учителем» или «спросите педагога»? Как вам название рубрики? Итак учитель выше упомянутой школы Ленинского Административного Округа Татьяна Анатольевна Портяник охотно отвечает на вопросы. Виктор Власов: – Чем отличаются нынешние дети от детей 30 лет назад? Татьяна Портяник : – Дети всегда остаются детьми. И 30 лет назад. И сто лет. Детская душа всегда тянулась и будет тянуться туда, где есть Доброта, Чуткость, Понимание, Отзывчивость, Любовь, Сострадание… Другое дело – время, в котором живёт ребёнок. Советские дети были идейными, сначала октябрятами, потом пионерами, затем комсомольцами. Собирали макулатуру, помогали старым людям, играли в «Зарницу», собирались на туристические слёты, участвовали в производственных бригадах, ходили в походы, уважительно относились к взрослым людям, много читали, всегда хотели проявить себя в хороших делах. Для многих были кумирами гайдаровский Тимур и островский Павка Корчагин. Сейчас кумиры не нужны. Современные дети не стремятся помочь старикам, мало читают, чаще свободное время проводят в Интернете, за играми. 30 лет тому назад в библиотеке им. А.С. Пушкина яблоку негде было упасть, все столы в читальном зале были заняты. Сейчас библиотеку заменил «Гугл». Виктор Власов: – Каким образом научить современного ребёнка? Какие методы используете? Татьяна Портяник: – Научить чему? Читать книги? Писать без ошибок? Или быть альтруистом? Сложный вопрос… Основа основ – семья, в которой растёт ребёнок. Ребёнку в пять лет покупают игровую приставку, затем айфон и т.д., которые им заменяют окружающий мир. Наши дети не бывают со своими родителями в музеях, театрах, на выставках. Родители возлагают большие надежды на учителей. Но только в сотрудничестве можно добиться результатов. Виктор Власов: – Почему сейчас больше детей на домашнем обучении, чем это было много лет назад? Татьяна Портяник : – Ответ очевиден. Экология. Модифицированные продукты. Отсутствие закаливания. Время «комнатных» детей. Канули в лету игры на свежем воздухе. Лапта, городки, салки, штандер, волейбольные площадки – незаслуженно забытые дворовые игры. Виктор Власов: – Как относитесь к ОГЭ, ЕГЭ? Татьяна Портяник: – Данная форма экзаменов приводит мыслить по шаблону. За КИМами невозможно увидеть личность выпускника. Исчезло творчество. Виктор Власов: – Стоит ли внимания новшество: индивидуальный проект по предмету? Татьяна Портяник: – Надо спросить: зачем в школе индивидуальный проект? Индивидуальный проект должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. Результаты проекта станут ключевым элементом портфолио, и именно в проектной деятельности наиболее ярко будут проявляться способности учащихся. Виктор Власов: – Каким должен быть индивидуальный проект? Татьяна Портяник: – Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить своим старшеклассникам широкий спектр тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой. А для того чтобы проект был действительно интересен учащемуся, он должен иметь практическую и социальную значимость для некоторого «социального заказчика». Выполнить все эти условия весьма непросто. Очевидно, у школы есть два пути при внедрении нового предмета. Первый путь наиболее простой: формировать темы индивидуальных проектов и обеспечивать тьюторское сопровождение силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы. При таком подходе существует серьезный риск того, что учебные проекты будут простым продолжением одного из предметов, следовательно, их качество будет ограничено профессиональными знаниями педагога и наличием информационных и материальных ресурсов в школе, а социальная и практическая значимость будет зависеть от способности учителя поставить оригинальную задачу в той или иной области. Второй и более привлекательный путь – это организация индивидуальных проектов учащихся совместно с социальными партнёрами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями. В этом случае внешние партнеры обеспечат социальный заказ на учебные проекты и квалифицированную тьюторскую поддержку при их реализации, станут поставщиками технологических, информационных и компетентностных ресурсов. Однако такой подход потребует колоссальной степени интеграции школы с профессиональным образованием и городской средой. Виктор Власов: – Как должен быть организован индивидуальный проект? Татьяна Портяник: – Для того чтобы учебный проект состоялся и имел качественные интересные результаты, при его реализации должны быть задействованы несколько ролей. Во-первых, проект должен иметь социального заказчика. В качестве заказчиков проектов могут выступать различные социальные партнеры: прежде всего вузы и колледжи, научные организации, местные органы власти, профсоюзы и объединения работодателей, общественные объединения. Наличие внешнего заказчика обеспечит практическую и социальную значимость учебного проекта, сделает его интересным для старшеклассника и, безусловно, придаст серьезность портфолио. Потенциально, показав оригинальность и нужность проекта, в качестве заказчика может выступить и школа, и сам учащийся. Для того чтобы на основе заявки социального заказчика появился оригинальный и выполнимый проект, необходимо составить конкретный план действий: определить средства реализации, подобрать необходимые ресурсы. Составление плана проекта – наиболее важный этап, определяющий качество и полезность работы учащегося. Эта задача входит в компетенцию руководителя проекта, или тьютора. В компетенцию этой роли входит также сопровождение реализации проекта учащимся. Ну и, конечно же, проект не состоится без исполнителя, то есть школьника. В его задачу входит качественно выполнять работу, проявлять активность, реализовывать имеющиеся знания и компетенции. Виктор Власов: – Какими качествами должен обладать современный учитель? Татьяна Портяник: – На мой взгляд, современный учитель должен обладать такими качествами, как высокий профессионализм; коммуникативность – человек, решивший стать учителем, должен любить людей и уметь общаться с ними; эмпатия (умение сопереживать окружающим) и педагогическая интуиция; учитель должен уметь убеждать с помощью логических доводов и принимать волевые решения; учитель должен быть эмоционально устойчив, оптимистичен. Иметь творческий подход к работе. А ведь знаете, дорогие читатели, я не задал ни одного вопроса собственно по профессиональному интересу (школьному предмету) Татьяны Анатольевны. По моему мнению, мы настолько привыкаем общаться в рамках поставленной задачи, что забываем о том, что учитель в целом – кладезь не только знания в определённой сфере, но и «кладовая мудрости». Я не спросил учителя, какую литературу она советует читать детям или каким образом преподносит правила орфографии на уроках. Однако я решил сделать с ней материал, потому что видел, как здорово дети участвуют в проектах и конкурсах под её руководством, как запросто берутся за предложенные к реализации идеи. Спросите сами этого правильного во всех смыслах человека, поинтересуйтесь. Глядишь, благодаря прочтённому интервью, круг интересов обывателя расширится.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 2 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1326 |