|
||||||||||||||
Виктор Власов. За нравственный подвиг учителяОмская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) проводит конкурс «За нравственный подвиг учителя». Идет конкурс уже более 10 лет. Длительное время проведения говорит о его значимости и востребованности. Региональный этап этого Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжь до 20 лет проводится в целях укрепления взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации. Творчество педагогов и воспитателей образовательных организаций Омской области необходимо поощрять. Многолетнее высокое качество духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи, а также внедрение инновационных разработок в сферу образования не должно оставаться незамеченным. Ведь нравственный подвиг – это всегда преодоление волевыми усилиями страстей, греха, это победа над собой. Говоря проще, нельзя позволять себе думать и поступать вопреки вечной правде. – Что нужно для совершения нравственного героизма? – как-то спросил у члена жюри конкурса «За нравственный подвиг учителя». – Для совершения нравственного героизма нужна большая вера, сильный дух, нравственная устойчивость личности, – ответили мне сразу. Как поучаствовали в конкурсе и заняли первое место педагоги из детского сада № 51 комбинированного вида Ольга Александровна Алябьева и Александра Александровна Данилова, я узнал из первых уст. – Какую представили работу на конкурс «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году? – спрашиваю. – Какая её цель? – Работа называется «Программа кружка «Казачата-пострелята»», – рассказывает Ольга Александровна. – Цель работы способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие духовно-нравственной личности на основе изучения исторически сложившихся традиций казачества и методов духовно-нравственного воспитания. Наш образовательный проект раскрывает традиции и историю казачества, как исконное явление русской жизни православного человека, описывает методы и приём работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у детей знаний о национальных, этнографических традициях и обычаев казачества, опыта эмоционально-ценностных отношений. – На каких компонентах строится ваша программа? – Предлагаемый курс держится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов, – отвечает педагог. – Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Курс призван реализовать в практической деятельности дошкольных организаций Омской области принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании в Российской Федерации»: – воспитание гражданственности и любви к Родине; – защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; – формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний, соответствие дошкольному возрасту через изучение истории казачества. – Когда начали работать по гражданско-патриотическому воспитанию? – выясняю у второго педагога-соавтора Даниловой Александры Александровны. – Начали мы в 2011 году, со знакомства дошкольников с малой Родиной, с родным городом Омском, – говорит Александра Александровна. – Работа проводилась в рамках кружка: были разработаны перспективный план, сценарии текущих и итоговых мероприятий, экскурсионные маршруты, согласно которым организовывались экскурсии с привлечением родителей. На этих экскурсиях дети знакомились с достопримечательностями родного города, улицами, названными в честь известных омичей, памятниками, природными заповедниками Омска и Омской области и т.д. Итоговым мероприятием данной работы стала музыкально-литературная композиция, приуроченная к 300-летию г. Омска «Омск – от истории к современности», организован мини-музей «Наш любимый город Омск», где представлены макеты наиболее известных исторических памятников и зданий родного города. Все макеты, представленные в мини-музее, изготовлены родителями совместно с детьми. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и, основываясь на этом факте, было принято решение продолжить работу по ознакомлению старших дошкольников с малой родиной, дополнив её инновационной деятельностью «Введение дошкольников в традиции и культуру Сибирского казачества», мотивируя данный аспект отсутствием в нашем городе дошкольных учреждений, занимающихся этой темой. Хотя в городе есть казачий институт, кадетская школа-интернат с казачьим компонентом и кадетский корпус. А основы ценностей надо закладывать в раннем детстве. Наш коллектив проецировал данный вид деятельности в программе развития нашего ДОУ «Мой дом, мой край, моя Россия». – Когда начали работать по данному направлению? – уточняю. – В 2016 году Омская епархия предложила попробовать ввести казачий компонент в программу, и мы попробовали! Поговорили с родителями, которые водят детей в нашу группу и решили провести проект в форме кружковой работы «Казачата-пострелята», – поясняет. – Ольга Александровна. – В проекте участвовали две группы – старшая и подготовительная, родители воспитанников и воспитатели данных групп. Проект по типу являлся информационно-творческим, а по характеру содержания социализировал дошкольников, вводил их в народную культуру и приобщал к традициям Сибирских казаков, учил уважать старших и находить свое место в семье. – Насколько рассчитан проект по времени и в чём его оригинальность? – По времени проект долгосрочный и рассчитан на 1 учебный год. Проводился в рамках нашего дошкольного учреждения с привлечением руководителя и участников казачьей дружины районного казачьего общества Омского района при Омском аграрно-технологическом колледже творческого казачьего коллектива «Станичники». Использование культуры и традиций сибирского казачества в воспитании дошкольников может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной ДОО. – В чём новизна и оригинальность, спрашиваете, Виктор? Новизна и оригинальность образовательного проекта в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость наполнения её новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями сибирских казаков, по привитию гражданско-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Заведующий детским садом Татьяна Петровна Стародумова рассказывает: – Много помогает Омская епархия. Иерей Георгий Вардугин всегда приходит с подарками, находит нужные слова и для детей и для взрослых. Подарил детям кубанки. Все были счастливы! Отдел религиозного образования и катехизации курирует работу по введению казачьего компонента, обобщает опыт. Специалисты отдела и руководитель отдела протоиерей Димитрий Олихов дают дельные советы. Предоставляют возможность делиться опытом. Мы не раз выступали с опытом работы в рамках круглых столов, региональных чтений, форумов. Побудили нас и к участию в конкурсе. А участие в конкурсе заставило осмыслить еще раз нашу работу, усовершенствовать программу. Ведь первых казачат мы уже выпустили, а теперь в новую группу внедряем казачий компонент. Детям очень нравится. 4 декабря будем в рамках постоянно действующего семинара, проводимого Омской епархией, показывать мастер-класс «День матери-казачки». Педагог-воспитатель, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать задачи, стоящие перед творческим педагогом-воспитателем. Для воспитателей участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с воспитанниками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. Вот и я слежу за победителями конкурса «За нравственный подвиг учителя» со стороны и надеюсь, что не только они представляют полезный опыт, а участники вообще. Ведь если вы стремитесь предложить работу, значит, она у вас качественная, проверенная временем и людьми. Интересно, что лучшими в этом году в конкурсе стали два детских сада – 51 – 1 место и 23 – второе. Третье место заняли преподаватели педагогического университета. Лучшие работы отправлены на межрегиональный этап. В этом году он состоится в Иркутске. Все ждут результаты. Пожелаем участникам успехов! Такие конкурсы – это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растёт уважение среди коллег. Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен воспитатель, успешен и воспитанник. В добрый путь, коллеги!
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 4 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2027 |