Опубликовано 14.03.2018 в рубрике  Образование
 

"Ты можешь делать все" - стрела, запущенная в молодежь. Н.Склярова, М.Литвиненко



 

«Рост материального богатства порождает лень, бездуховность и привычку убивать время. В основу развития человека должны быть положены вечные общечеловеческие ценности, берущие начало из христианских заповедей».

К.Д.Ушинский

В последнее время в нашей стране усиленно продвигаются международные интеграционные процессы. Особенно заметно их воздействие на детскую и молодежную среду. СМИ активно навязывают нам образцы «западного благополучного общества». В вузах поют хвалебные песни болонской системе образования, дающей молодежи небывалые по размаху возможности «успешной социализации», «мобильности» и «конкурентоспособности». Насаждаемая таким образом «рыночная идеология» воспитывает, в первую очередь, чрезмерную заботу о собственном престиже, о личной успешности.

А тут еще утверждения известных идеологов модернизации российской системы образования: «…Сегодня должно быть образование в так называемых школах неопределенности, где обучение строится на нестандартных, непредсказуемых ситуациях….» ( А. Г. Асмолов - директор Федерального института развития образования, советник ректора НИУ ВШЭ). Или рассуждения такого рода: «Новым педагогическим принципом организации ценностного воспитания является отказ от надежды на школу как на основной элемент воспитательной деятельности. Сегодня на фоне угасания и ослабления традиционных институтов воспитания формируются и усиливаются новые институты трансляции ценностей: глобализированная культура, индустрия развлечений и свободного времени, интернет. (И.Д. Фрумин – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, «Интеллектуальная нищета высоких стремлений».)

И как результат - процесс утрачивания наших собственных российских традиций и ценностных устоев, забвение опыта предков, родной истории и культуры – не проходит для неокрепших умов детей бесследно. Мы наблюдаем, как на фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи происходит очень жесткое насаждение стандартов психологии «западного общества потребления», формирование чужого, и порой чуждого нашей культуре мировоззрения, размывание традиционных основ нравственности, общественной отечественной морали и социального уклада жизни, которые многие поколения передавали естественным образом от отца к сыну. Какие ценности составляют мировоззренческий приоритет личности сегодня у современной молодежи, как они соизмеряются с ценностями предыдущих поколений, осуществляется ли преемственность традиций, - это те важные вопросы, без ответа на которые, думается, не решить проблемы воспитания молодежи.

Мировоззрение - это личностные взгляды и убеждения, прочувствованные и глубоко осознанные, определяющие духовность, ценностные ориентации человека, отношение к себе, к людям, миру вообще, к труду, к своему месту в обществе. Именно мировоззрение определяет то, как человек будет воспринимать окружающую его действительность, оно направляет его активность. Миропонимание присутствует и на бессознательных уровнях психики народа, находя свое отражение в народных традициях, песнях, эпосе, в общественной нравственности. Основой миропонимания, мироощущения являются бессознательные уровни психики или как говорят психологи «коллективное бессознательное» народа».

По мнению психолога, психиатра и философа Карла Густава Юнга, в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, т.е. кроме личных свойств, унаследованных у родителей, живут в человеке и свойства его далеких предков. У каждого народа свои культурные устои, та первооснова, те фундаментальные черты, которые роднят самых разных людей, живущих в одной стране и говорящих на одном языке. В русской культуре глубинные архетипы основаны на православном миропонимании. По мнению русского философа Ивана Александровича Ильина в России традиционно на первом месте стояли идеалы сострадания, милосердия, добра, нравственной чистоты и красоты. И если не принимать во внимание опыт этих архетипов, если пренебрегать духовно-нравственными традициями народа, то это может привести к тяжелейшей патологии личности. Сегодня это звучит для граждан России особенно актуально, так как в результате известных перемен архетипические основы нашей культуры оказались под угрозой слома, что сказалось негативно на психике людей.

Психологи И.Медведева и Т.Шишова, работая с детьми, обнаружили, что психика детей, родители которых восприняли чуждые нашей культуре жизненные принципы, находится в «аварийном» состоянии. На сознательном уровне ребенок принимает то, что ему говорят взрослые, родители, что он видит по телевизору, впитывают западную систему ценностей. А на бессознательном - происходит протест против того, что их глубинная родовая память опознает как недолжное, чужеродное, и происходит столкновение, «сшибка», внутренний конфликт, который выражается в невротической симптоматике, в невротическом поведении. Отсюда рост и обострение страхов, неврозов, повышение тревожности, агрессивности, психических заболеваний и суицидов в молодежной среде. Эти мысли подтверждают и результаты нашего исследования психологического состояния студенчества, проведенного в Донском государственном техническом университете. Так, в сентябре 2017 г. специалистами Психологической службы университета было проведено исследование, цель которого изучить индивидуально-типологические характеристики и особенности межличностных отношений первокурсников для выявления студентов «группы риска» по следующим факторам :

· склонность к аддиктивному (алкогольная и наркозависимости) поведению;

· депрессивные и суицидальные тенденции;

· склонность к агрессивному, конфликтному поведению;

· склонность к отклоняющему поведению и экстремизму.

В исследовании приняли участие 1094 студента. В результате исследования были получены следующие результаты.

В первую очередь, были выделены две группы студентов, так называемой «группы риска». Это те студенты, которые имеют психологические проблемы и нуждаются в психологической поддержки и помощи.

«Группу риска» №1 составили 18% студентов-первокурсников, склонных к депрессивно-тревожным реакциям, фиксированным страхам, возможности аутоагрессии и суицидальных тенденций. Среди этой группы можно выделить студентов, у которых социальная беспомощность и высокая личностная тревожность в сочетании с дефицитом моральных и этических норм может приводить к аддиктивному поведению (алкогольной и наркозависимостям).

«Группу риска» №2 составили 19 % студентов-первокурсников, склонных к агрессивному типу реагирования на стрессовые факторы, склонных к аффективным вспышкам. У этих молодых людей наблюдается крайняя степень конфликтности и агрессивности, причем при выраженной ригидности нервных процессов это может стать благодатной почвой для проявлений экстремизма.

В результате исследования также был выявлен общий психологический портрет современного студента-первокурсника.

Так, современные первокурсники – это активные, спонтанные, амбициозные молодые люди, с высоким уровнем притязаний, выраженным эгоцентризмом, но со сниженным

волевым контролем, низким уровнем личностной ответственности и высоким инфантилизмом.

Большинство из них эмоционально неустойчивы, часто встречаются студенты либо со склонностями к истерикам и демонстративному поведению, либо с астено-невротическими реакциями (повышенной тревожностью, выраженным внутренним конфликтом).

У многих наблюдается отсутствие психологических навыков, необходимых для преодоления сложных жизненных ситуаций, низкая стрессоустойчивость.

По результатам данного исследования мы можем говорить о некотором общем смещение «психологической нормы» в сторону патологии. Причем, если сравнить с результатами подобных исследований прошлых лет, можно утверждать, что с каждым годом увеличивается общая невротизация молодежи.

Почему это происходит? В чем причина такого психологического состояния молодых людей?

Сегодня, психологи наблюдают четкую причинно-следственную связь между ростом невротизации, депрессивного, агрессивного поведения у детей и молодежи и тем информационным потоком, который ежедневно, ежечасно обрушивается на людей.

В виду высочайшей эффективности и распространения телемоделирования, важную роль в формировании человеческого поведения играют средства массовой информации: телевидение, интернет, сетевые технологии.

СМИ сегодня — важнейшее средство формирования мировоззрения людей через информацию, метафору (зрительный и звуковой образ). Согласно теории социального научения люди приобретают определенные установки, осваивают эмоциональные реакции и новые типы поведения, которые демонстрируются и пропагандируются СМИ, и которые входят в противоречие с традиционными ценностями, с христианскими критериями нравственности. Испокон веку детей учили на положительных примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать, а главное сопровождали моралью. Это азы педагогики. В современных мульфильмах, фильмах, компьютерных играх эти принципы последовательно нарушаются. В современном мире неправильное, агрессивное, хамское, неадекватное поведение демонстрируется постоянно и становится нормой. Зло постепенно становится нормой, а то и добродетелью; происходит стирание границ добра и зла, то, что раньше было плохо – теперь хорошо и даже модно. Люди сейчас, особенно дети, молодежь очень уязвимы, они находятся в очень жестком, агрессивном информационном поле. Посредством СМИ происходит манипуляция общественным сознанием, когда порок искусно замаскирован под добродетель. Люди интуитивно чувствуют ложь, но сами находятся под влиянием этих пут, как в тумане.

Еще И.А. Ильин писал о том, что трагедии народов и государств, обычно, начинаются с разрушения духовных устоев, с внедрения в народное сознание чуждых ценностей, ложных идей, и неприемлемых для их достижения способов. Наш современник, ученый, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер выделить два основных признака информационного, психологического порабощения народа:

1) Навязывание народу чужой культуры: языка, искусства, мыслей, чуждых традиций и обычаев, чужих героев, чуждых праздников, духовности, чуждых вероучений, религиозных практик, идеологии сект, иного образа жизни.

2) Дискредитация, уничижение, высмеивание, искажение, забвение нашей родной культуры: языка, искусства, истории, спорта, игр, обычаев, традиций, наших героев, праздников, духовности, нашего образа жизни.

Наши дети впитывают западную систему ценностей с потребительской психологией и культом денег, идет перепрограммирование, перекодирование сознания молодых людей. Мы считаем, что отказ от традиционной нравственности не может пройти бесследно для молодых людей и приводит к общей невротизации современной молодежи.

Анализируя вышеизложенные данные, можно утверждать, что после вступления на путь рыночного и демократического развития Россия, как и большинство стран мира, попала в сферу распространения глобальной массовой культуры с ее ориентацией на потребление и гедонизм. Влияние ценностей этой культуры сегодня на российское молодое поколение настолько велико, что она отодвигает в сторону традиционные авторитеты — семью, церковь, мораль, равно как и спектр нормативных ограничений, связанных с ними, выставляя на передний план ценности потребления и удовольствия.

На наш взгляд, сегодня приоритетной задачей государства в вопросе воспитания детей и молодежи, в сфере образовательной и семейной политики должно стать, в первую очередь, принятие конкретных мер по оздоровлению нравственной ситуации в медиасфере. 

Мария Петровна Литвиненко, Донской государственный технический университет,к.пс.н., руководитель Психологической службы.

Наталья Юрьевна Склярова, Московский педагогический государственный университет,к.п.н., советник ректора

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Образование и Православие / ivan4.ru

Читайте также:

02.09.2024 - Владимир Легойда о девальвации знания и опасностях прагматизации образовани ...

11.05.2018 - Резолюция Форума молодых ученых «Нравственные и культурно-исторические ценн ...

28.07.2017 - Министерство культуры и Церковь заключили «Пушкинский союз». Самых честных ...

08.12.2015 - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

06.12.2015 - Концепция информационной безопасности детей

 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 0    
  Версия для печати        Просмотров: 1180


html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Декабрь 2024 (9)
Ноябрь 2024 (22)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031