|
||||||||||||||
Специализированные школы для одарённых детей: будущее России или трамплин в Европу?На дискуссии в рамках юбилея Специализированного учебно-научного центра при Новосибирском госуниверситете (более известного как ФМШ НГУ) обсудили проблемы и перспективы развития российских СУНЦ, а также предложенную директором ФМШ НГУ доктором физико-математических наук Николаем Ивановичем Яворским идею сформировать на их основе федеральные центры специализированного образования. СУНЦ — это школа-интернат для одаренных детей. Её ученики занимаются по вузовской системе и углубленно изучают те или иные предметы (зачастую — естественно-научные), которые им преподают сотрудники университетов и РАН. В России наиболее известны три таких учебных заведения — при Новосибирском государственном, Московском государственном и Уральском федеральном университетах. Изначальная идея создания СУНЦ — предоставить возможность талантливым
детям из отдалённых городов и поселений получать образование наивысшего
качества. Правда, с каждым годом реализовывать её становится всё
труднее.
Во-первых, потому, что такое образование сейчас платное. Средств,
которые подобные школы получают от государства, университетов и
немногочисленных спонсоров (если они есть), недостаточно для того, чтобы
дать высокое качество обучения и содержания детей в интернате. «Система
финансирования обеспечения образования, существующая у нас в стране,
делает невыгодным функционирование небольших по размеру школ. Мы живы
только благодаря тому, что нас поддерживают ректора наших вузов. Наш
СУНЦ почти целиком и полностью существует, «вися на шее» МГУ», —
отмечает директор СУНЦ МГУ Кирилл Владимирович Семенов.
Обучение в СУНЦ НГУ сегодня стоит 133 тысячи рублей в год, в СУНЦ УрФУ —
95 тысяч, в СУНЦ МГУ — 74 тысячи. Учитывая низкую финансовую
состоятельность людей в регионах, далеко не каждая семья сможет себе
такое позволить. Все это приводит к тому, что в СУНЦ начинает
преобладать «местное» население. Например, в ФМШ НГУ уже около половины
учеников — новосибирцы.
«Я считаю, стратегическим способом хоть как-то решать проблему является
учреждение государственной или частной стипендии, достаточной, чтобы
покрыть интернатное содержание СУНЦ и в других школах. Если бы и
государство, и местная власть проявила бы в этом настойчивость и
инициативу, тогда бы присоединился бизнес, и вопрос мог быть решен в
комплексе. Это и финансовая поддержка школ, дающих хорошее образование, и
возможность для детей из самых малообеспеченных семей посредством
конкурсов и дотаций получить образование высшего уровня. Примеры такие
есть: стипендиальная программа ИЯФ СО РАН, программа «ФМШанс». Мне
кажется, что государство могло бы сделать кардинальный шаг вперед и
ситуацию переломить», — сказал декан физического факультета НГУ,
заместитель директора Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН
член-корреспондент РАН Александр Евгеньевич Бондарь.
Другая проблема, в том, что в большинстве случаев наиболее успешные
выпускники СУНЦ не остаются в «воспитавшем» их вузе, а уезжают
продолжать обучение в Москву или Санкт-Петербург, зачастую — чтобы потом
работать за рубежом.
«В этом году в УрФУ поступили 129 человек из 256 наших выпускников. То
есть примерно 50 % идут в Уральский федеральный университет. Причём
уезжают олимпиадники. В этом году в регионе осталось меньше трети
призёров-победителей заключительно этапа Всероссийской олимпиады
школьников. Все остальные выбирают вузы Москвы и Санкт-Петербурга»,
—отметил директор СУНЦ УрФУ Андрей Александрович Мартьянов.
«Мы абсолютно открытый университет. Я искренне считаю, что
новосибирский Академгородок — это лучшее место для занятия наукой в
России, а возможно, и в мире. И у меня возникает некоторый диссонанс
между тем, что мы делаем, и тем, что получаем в итоге. Из СУНЦ НГУ
многие поступают в Московский физико-технический институт. Из них потом
почти никто не идёт в науку, это служит неким трамплином для отъезда за
границу, потому что из Москвы проще уехать, а не потому, что их там
могут лучше научить», — сказал ректор НГУ член-корреспондент РАН Михаил
Петрович Федорук.
Впрочем, не все видят в отъезде выпускников СУНЦ проблему.«Здесь нет
реального конфликта интересов. У ФМШ есть сверхзадача, фактическую
реализацию которой мы сейчас и наблюдаем: выпускники уезжают, но все
равно душой остались здесь. Они занимаются идеологической экспансией
нашего интеллекта за рубеж. А это в интересах нашего государства», —
отметил известный бизнесмен, член Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ»
Андрей Александрович Бекарев.
Основной вопрос, который стоял во главе дискуссии, — создание на базе
СУНЦ федеральных центров специализированного образования. Эта идея в
свое время была предложена директором СУНЦ НГУ доктором
физико-математических наук Николаем Ивановичем Яворским, она уже давно
обсуждается с директорами других СУНЦ, выработана общая позиция,
сформулировано предложение по созданию таких центров, которое направлено
в Министерство образования и науки РФ.
В федеральных центрах образования будут сосредоточены работающие на
интернатной основе СУНЦы, также там будут разрабатываться и предлагаться
программы обучения (в том числе и дистанционные) школьников, методики
подготовки учителей, которые любят и хотят учить детей.
«Мы предложили систематизировать работы по подготовке и формированию
интеллектуального потенциала на всей территории России, —
прокомментировал «Науке в Сибири» цели и задачи предложенной организации
Николай Иванович. — На сегодняшний день такой центр может быть создан
не во всяком регионе. Для его появления нужно, чтобы был сильный
университет, плюс среда — вроде той, что есть в новосибирском
Академгородке. Пока я вижу возможность организации четырёх таких центров
— на основе СУНЦ НГУ, МГУ, УрФУ и Академической гимназии СПбГУ».
«Могу сказать, что министр науки и образования РФ поддерживает (по
крайней мере — на словах) создание таких центров в нескольких регионах
РФ. Наша задача — сформулировать правильную идею. Я считаю, создавать их
нужно именно там, где есть наука. Федеральные центры должны
ориентироваться не на территории и округа, а на специализации», —
отметил президент Ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ», председатель
Новосибирской городской коллегии адвокатов Александр Ванович Балян.
«Зачем нужны федеральные центры специализированного образования?
Во-первых, это закономерный этап развития существующих СУНЦ, в
во-вторых, они дадут две очень существенные выгоды: в них будет заложено
право разрабатывать, утверждать и реализовывать свои собственные
образовательные стандарты, а также стандарты финансирования интернатного
содержания детей», — прокомментировал Андрей Мартьянов.
«Мы многогодостигли и многое умеем, и это надо отдать всем, кто хочет и
способен учиться. У школы для этого должны появиться новые функции.
Михаил Алексеевич Лаврентьев приводил в ФМШ всех известных людей,
которые появлялись в Академгородке, на первом курсе университета
преподавали самые лучшие учёные и зажигали в студентах интерес к науке
на всю жизнь. Можно привести такое образное сравнение: чтобы лампочка
загорелась и начала освещать всё вокруг, её нужно вставить в патрон.
Федеральные центры специализированного образования как раз и будут таким
патроном», — сказал Николай Яворский.
Диана Хомякова
Фото НГУ
Образование и Православие / http://www.sbras.info/articles/education/spetsializirovannye-shkoly-dlya-odarennykh-detei-budushchee-rossii-ili-tramplin-v |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2444 |