— В нашей стране нет специальности «теолог» и сложно сказать, появится ли она в будущем. Но это не означает, что вопрос закрыт. Ведь для тех, кого называют Богословами, – апостола Иоанна Богослова, святителя Григория Богослова, преподобного Симеона Нового Богослова – богословие было образом жизни.
Можно иначе спросить: а кем может работать, например, философ? Многие гуманитарии стоят перед таким вопросом. Но в современном мире вопрос «Кем работать?» предъявляется скорее среднему профессиональному образованию и касается технических навыков. Высшее образование постепенно утрачивает свои позиции в этом смысле, но у него другие задачи – оно формирует мировоззрение. Поэтому, с одной стороны, по окончании наших программ можно работать там же, где вы и раньше работали, но быть немного другим человеком в своей профессии. С другой стороны, сейчас в Церкви формируется много разных служений – катехизаторское, миссионерское, социальное, и в них можно себя применить. Но, насколько я знаю, чаще всего наши выпускники занимаются преподаванием, доносят Слова Божия до тех, кто в нем нуждается. Это одна из причин открытия нашей магистратуры: для того, чтобы преподавать в высших учебных заведениях, требуется диплом магистра по тому направлению, которое вы преподаете.
Отдельный вопрос – о том, достаточно ли нашего образования для священнического рукоположения. Мы стараемся давать весь корпус богословских знаний, но структурированный в большей степени для мирян, хотя часть наших выпускников, особенно в зарубежных епархиях, благополучно рукополагаются и служат.
Можно ли рекомендовать программу повышения квалификации «Основы Православия» для тех, кто будет заниматься катехизаторской деятельностью? Достаточно ли этих знаний воцерковленному человеку, чтобы уверенно чувствовать себя в общении с такими же или даже достаточно далекими от храма людьми, грамотно отвечая на вопросы о вере, Боге и Церкви?
— Программы «Основы Православия» может быть достаточно для катехизаторской работы на уровне воспроизведения полученных знаний. Но вопросы катехизатору могут задавать разные и достаточно сложные, на иные и кандидату богословия сложно быстро ответить. Поэтому лучше было бы поучиться дальше и больше, чтобы, столкнувшись с такими вопросами, не на базовом уровне на них отвечать.
Как Вы оцениваете процент потерь обучающихся к 4-му курсу программы «Теология»?
— Недавно мы подняли статистику – программу «Теология» заканчивают порядка 75% учащихся. Международная практика показывает, что если в среднем программу заканчивают 10-15% поступивших – это нормальный результат, а 25% – уже очень хорошие цифры.
Тем, кто все-таки боится не попасть в эти 75%, могу дать совет: очень мешает учиться болезнь под названием перфекционизм. Иногда сами учащиеся выдвигают себе требования, которые не могут выполнить, хотя преподаватели таких требований вовсе не предъявляют. Чтобы владеть богословским знанием в полной мере, нужно погрузиться в жизнь в Боге – это не то, что берется рассудком, интеллектом. Теология – это то, чему можно посвятить всю жизнь, и чем больше ты его постигаешь, тем больше ты понимаешь, как еще далек от истинного постижения. Так что здесь лучше ориентироваться не на голос перфекционизма, вопиющий в душе, а на те требования, которые предъявляются в курсе, это очень помогает успешно закончить программу.
Как проходит выпускной экзамен по программе «Теология»?
— На нашем сайте и в социальных сетях мы достаточно подробно рассказываем о том, как проходит выпускной экзамен. Проходит он без подготовки – нет полуторачасовой агонии со своим билетом, после которой бледный выпускник с трясущимися руками предстает перед приемной комиссией. Мы проводим экзамен в формате круглого стола, где можно по ходу дела дополнять и обсуждать ответы друг друга. И ответы даются практически без подготовки. И меньше всего нам хочется услышать правильные ответы на типовые вопросы – мы совсем не к этому готовим.
Есть представления, что богословие – это набор правильных ответов, которые надо выучить и потом по каждому удобному и неудобному поводу озвучивать. С таким «теологом» невозможно нормально разговаривать – он никого и ничего не слышит. Когда мы задаем вопросы выпускникам нашей программы, нам хочется увидеть, как человек мыслит, как относится к своим знаниям, как ими пользуется, поэтому мы ставим вопросы достаточно широко, захватывая смежные области, чтобы оценить и эрудицию, и понимание связей с другими предметами.
Чтобы снимать страх перед экзаменом, мы предварительно проводим консультации в формате вебинара, где можно посоветоваться с преподавателями.
Отмечу, что на программе «Основы Православия» экзамена как такового нет, а на магистерской программе предусмотрена только защита магистерской работы.
Можно ли пройти итоговую аттестацию дистанционно, не приезжая в Москву?
— В экстренных случаях мы разрешаем пройти итоговую аттестацию по программе «Теология» дистанционно, но больше приветствуется, если выпускники на экзамен приезжают, да и им самим это полезнее. Ведь итоговый экзамен у нас, как я уже говорил, не просто общение один на один с приемной комиссией, а коллективное действо, достаточно значимое в общем курсе подготовки.
Магистратура же полностью дистанционная и приезжать в Москву не нужно, защиту работ мы предполагаем тоже проводить через вебинар. В этом смысле защита проще, чем экзамен, поскольку все обсуждения уже в прошлом.
Имеют ли выпускники «Теологии» какое-либо преимущество при поступлении в магистратуру ИДО?
— Специальных привилегий для тех, кто заканчивал программу «Теология», при поступлении в магистратуру нет – все поступают на общих основаниях. Но, как показал наш двухлетний опыт, те, кто закончил нашу программу профпереподготовки, очень хорошо приспособлены к дистанционной среде. Как правило, наши выпускники лучше всего учатся в магистратуре, хотя у нас есть и очень хорошие студенты, пришедшие со стороны.
Как пишется квалификационная работа в магистратуре?
— Подготовка начинается уже при поступлении – для участия в конкурсе нужно написать эссе с указанием интересующей абитуриента тематики будущей диссертации. Мы не предлагаем готовые темы, а формируем их вместе с поступающим, исходя из его интересов. В течение первого семестра мы определяемся с научным руководителем, и к концу первого курса студент готовит план-проспект магистерской диссертации, который представляет на кафедре. В конце второго курса содержательный фрагмент работы должен быть представлен на семинаре кафедры, а на третьем курсе (у нас 2,5 года обучения) готовится доклад на конференции и происходит защита.
Высок ли конкурс на магистерскую программу?
— В 2016 и 2017 году в магистратуру поступало примерно три заявки на место, а полный комплект документов в приемную комиссию подавали два человека на одно место. Но в предыдущие годы мы принимали в магистратуру по 12 человек, а на ближайшее лето у нас в плане значится уже 22 человека, поэтому конкурс, возможно, будет меньше. Хорошая новость заключается в том, что в этом году в магистратуре будет 10 бюджетных мест, и может быть, это привлечет больше желающих. Так что приглашаем всех выпускников или тех, кто готовится к выпуску, в магистратуру – там у нас достаточно интересно, и мы надеемся, что чем дальше, тем будет интереснее.