Опубликовано 14.12.2017 в рубрике  Образование
 

Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнка


Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в судьбе ребёнка учитель играет великую роль. Сколько времени дети проводят в школе? Полдня, иногда больше. А если посчитать среднюю продолжительность жизни человека и посмотреть, сколько времени в ней занимает учебный процесс? Тогда можно ответить: чьё мировоззрение влияет на наших детей также сильно.
 
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Это не я сказал, кстати, но один известный человек. И деятель этот невероятно прав!
 
Как только вхожу в аудиторию, где проводится секция «Семнадцатых Городских Этических Чтений», понимаю, что девушка читает интереснейший доклад. Педагоги встают и аплодируют ей, специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева оценивает высоко. Я бегу и прошу у девушки листы с докладом, чтобы перечитать и запечатлеть, конечно! Её зовут Снежиника Сенина. Обладательница красивого имени студентка 1 курса факультета искусств ОмГПУ.
 
– Для меня XVII городские этические чтения «Нравственность и духовность в развитии общества» стали сегодня одиннадцатыми, – радостно говорит Снежиника. – Благодаря моим педагогам из гимназии № 43 города Омска, выпускницей которой являюсь, со 2 класса была их участницей индивидуально и в группе одноклассников с разнообразными темами: «День рождения и день ангела: традиции моей семьи», «Защитники моей семьи и Родины», «Литературный альманах гимназии», «Газета – периодическое издание класса», «Освещает Россию олимпийский огонь», «Готовимся к 300-летию Омска» и другие. Сейчас я студентка ОмГПУ, и для меня этические чтения – это уже место встречи с будущими коллегами, форум, где обсуждаются актуальные проблемы образования и воспитания, встречи с интересными людьми, и, как и ранее, возможность высказаться по волнующим меня проблемам. В университете у нас есть практикум «Введение в педагогическую профессию». Мне интересен этот предмет, т.к. я из семьи педагогов в нескольких поколениях. В ОмГПУ пришла осознанно за хорошим академическим художественным образованием, но не исключаю, что буду преподавать искусство и детям, и взрослым.
 
Выступление Снежиники Сениной о роли педагога в судьбе и повышении престижа педагогической профессии. Как многим людям не хватает знакомства именно с этими вопросами.
 
– По данным Министерства образования Омской области в 2017-2018 учебном году приём в организации высшего образования составил более 21 тысячи человек по всем формам обучения, – приводит статистику, опираясь на данные одного из омских порталов. – Из них более 9,7 тысяч поступили на бюджетные места. По результатам мониторинга в 2017 году на инженерное направление – 35% от числа поступивших в образовательные организации высшего образования (в 2016 году – 33,6%), на аграрное направление – 4% (в 2016 году – 5,3%), на педагогическое направление – 14% (2016 году –12,7%), на иные направления – 47% (в 2016 году – 48,4%). Количество абитуриентов, выбирающих инженерные и педагогические специальности при поступлении в вузы, растет, а это значит, что в школы будет приходить больше молодых педагогов.
 
Оказывается, на практикуме «Введение в педагогическую профессию» студентов знакомят с «Атласом новых профессий». Образование, по мнению разработчиков в Сколково, «традиционно считается очень консервативной сферой, но развитие технологий меняет представления о способах получения знаний и заставляет серьёзно переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными». И Атлас описывает новые специальности в педагогике: координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, игро-мастер, игро-педагог, тьютер, организатор проектного обучения, эко-проповедник, разработчик образовательных траекторий.
– Но как бы не именовались новые педагогические специальности, роль мировоззрения, убеждений учителя всегда будут влиять на тех, с кем он работает, кому старается передать не только новые знания, но и нравственные традиции общества, –рассказывает стройная девушка за кафедрой. – Ценностные ориентиры и духовно-нравственные качества учителя очень важны. «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей», – писал Я. Корчак. Современная школа благоприятствует реализации идей современного образовательного стандарта, когда учитель перестает быть транслятором знаний, а становится организатором образовательной деятельности. От «образовательных услуг» школа возвращается к тому, что это профессия – служение. О чем неоднократно говорила Министр Образования РФ Ольга Васильева.
 
Несомненно, престиж учительской профессии – путь к изменению качества образования. Молодые учителя открыты ко всему новому и интересному, они понимают детскую психологию и знают предмет. Но профессиональные педагогические умения и навыки, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще – все эти профессиональные умения и свойства характера должны быть присущи каждому учителю независимо от стажа работы и возраста. Есть мудрые слова Анри Барбюса:
 
– «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Думается, что, несмотря на некоторую торжественность, эта фраза довольно точно объясняет суть работы каждого педагога.
 
– Учитель – одна из самых важных профессий, – поясняет Снежиника. – Учитель играет большую роль в формировании личности ребёнка, он формирует душу маленького человека. Вспомню произведения, где образ педагога особо значим в сюжете: В указе 1755 года написано о ситуации в образовании XVIII века: «многие, не сыскавшие хороших учителей, принимают к себе людей, которые лакеями, парикмахерами и иными подобными ремеслами всю свою жизнь препровождали» – это проводит работу Джуринского А. Н. «История педагогики». – Именно о таких учителях пишет в своей комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин. Своё произведение автор создаёт в период правления Екатерины II. Сама императрица в своих мемуарах пишет: «Законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному». Это высказывание как нельзя ярче характеризует упадническую общественную и духовную обстановку указанного исторического периода. Можно предположить, что именно в этот период особо актуальными являлись вопросы воспитания и образования молодого поколения. А кому доверяли дворяне своих детей? Понимали ли они вообще необходимость образования? Над этими вопросами и размышляет Д. И. Фонвизин. Такой же преподаватель-самозванец как и Вральман, живет и в доме отставного премьер-майора Андрея Петровича Гринёва, героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти примеры доказывают несостоятельность многих учителей в России XVIII столетия, а также пренебрежительное отношение к фундаментальному образованию со стороны родителей, которые больше следовали моде, нежели тщательно выбирали учителей для своих детей. Образ учителя в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре» отражает наиболее значительное развитие школы и педагогики пришлось на вторую половину XIX века. Это время важных социальных реформ, связанных с отменой крепостного права. Правительство всерьёз занялось реорганизацией школьной системы. Велись споры о том, каким должно быть воспитание и образование: говорили о принципах «свободного воспитания», о принципах народности, научности. Образ учителя в литературе тоже изменяется. Это уже хорошо образованный человек, профессионал, служащий своему делу. Так, например, в повести Льва Толстого «Детство» учитель-немец Карл Иванович является тем учителем, который, по мнению писателя, способен развивать душу ребенка. Образ учителя в русской литературе ХХ века показан у А. П. Платонова в повести «Песчаная учительница». После революции 1917 года перед педагогикой встаёт другая задача – обучить бедные и неграмотные слои населения. Именно о таком учителе, посвятившим свою жизнь преподаванию в далёких селах, рассказ. Её жизненный путь героини – это безвозмездное служение людям, олицетворяющий мужество, стойкость, ум, честность. Система воспитания А.С.Макаренко и её отражение в «Педагогической поэме». Выдающийся отечественный педагог принял активное участие в поиске новых форм воспитания подрастающего поколения в 1920-1930 года ХХ столетия. Годы Великой Отечественной войны – это особые, тяжелые годы в истории страны, её граждан. От учителя требовалось не только знание предмета, но и особая душевная теплота и самоотдача. Он не должен был быть бездушным и жестоким, а наоборот нести идеи добра и мира. Именно таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского». А образ учителя в повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» – это образ очень проницательного человека. Через доверительный, дружеский разговор Татьяна Николаевна говорит о вечных жизненных проблемах.
 
Следует сказать, что личностные качества учителя, его отношения с учениками во многом зависят от исторической действительности. Об этом также упоминает студентка ОмГПУ. Именно учитель формирует характер человека и поведение. Неизменно одно: в каждый период времени учитель должен соответствовать ему, развиваться. Мы видим, что учитель – это часть общества, к нему предъявляются высокие требования, перед ним ставятся важные задачи.
 
– В кино также много наглядных примеров этой профессии, – добавляет докладчик. – С советского времени до наших дней кардинально изменилось мнение об учителе. Подтверждение этому мы можем увидеть в образе Татьяны Сергеевны из фильма «Весна на Заречной улице» (1956 г.), в фильме 1965 года «Первый учитель», снятом по одноименной книге Чингиза Айтматова, нам показан педагог-партиец, борец за советские идеалы, пылкий революционер, который относится к своему делу с фанатизмом. В кинофильме 1966 года «Республика ШКИД» мы видим синтез двух предыдущих типов: с одной стороны, Виктор Николаевич (Викниксор) — интеллигент, занимающийся перевоспитанием беспризорных детей, с другой стороны — педагог-революционер, пытающийся преобразить общество. Фильм 70-х: «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи» снова показан конфликт между «хорошим учителем», «плохим» и учениками. Также поднимается сложный, философский вопрос: «Что бы ты сказал человечеству, если бы тебе дали такую возможность?». В фильме 1988 года «Дорогая Елена Сергеевна» представлены образы учителей, не умеющих вовремя заметить проблемы или недостатки учеников. Пример можно увидеть в фильмах: «Розыгрыш» (2008 г.), «Географ глобус пропил» (2013 г.), «Училка» (2015 г.), сериал «Школа» (2009-2010 г.). Можно сказать, что в изображении педагогической профессии в кино идет регресс. Отношение к учителям в реальной жизни влияет на их изображение в кино и наоборот, это двунаправленный процесс.
 
Знаете, дорогие читатели, слушаешь девушку, приготовившую отличную презентацию, грамотно рассуждающую и представляешь нашу действительность отчётливо – со всеми, что называется нюансами «за» и «против». Я ведь этот молодой учитель, который должен работать правильно, методично обходясь и демонстрируя ребёнку лучший образец своего личного поведения и способа добычи знаний.
 
– От молодых начинающих учителей, несущих в профессию бесценный энтузиазм и живые свежие идеи, ждут многого, – эти слова Снежиники у меня до сих пор в голове. Перечитываю доклад. – Педагоги встают на путь формирования ценностей, полноправно участвуя в образовательном процессе. Мне очень повезло: я училась у мудрых и очень разных учителей, каждый из которых влиял на моё личностное формирование. Учитель влияет на судьбы своих учеников. Повышение престижа профессии в глазах общества будут усиливать возможности формирования духовно-нравственных и культурных ценностей учеников, что непременно скажется на обществе в целом.
 
И мне повезло, что учился у мудрых учителей. Не забываю их. Здорово, что и сейчас рядом со мной люди, которые подскажут и наставят.

Поддержите наш сайт


Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
 Фоторепортаж
Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнка Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнка Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнка
 
 

  Оцените актуальность  
   Всего голосов: 1    
  Версия для печати        Просмотров: 1821

Ключевые слова: Виктор Власов

html-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию

 
  Не нашли на странице? Поищите по сайту.
  

 
Самое новое


08.08 2023
Православная гимназия при Никольском кафедральном соборе Искитимской епархии продолжает...
13.07 2023
Детский церковный хор Вознесенского собора объявляет набор детей...
Помоги музею
Искитимская епархия просит оказать содействие в сборе экспонатов и сведений для создания...
важно
Нужна помощь в новом детском паллиативном отделении в Кольцово!...
Памятник
Новосибирской митрополией объявлен сбор средств для сооружения памятника всем...


 


  Нравится Друзья

Популярное:

Подписаться на рассылку новостей






    Архив новостей:

Ноябрь 2024 (17)
Октябрь 2024 (19)
Сентябрь 2024 (6)
Август 2024 (10)
Июль 2024 (8)
Июнь 2024 (25)

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930