|
||||||||||||||
Виктор Власов. Роль учителя в судьбе ребёнкаНе нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: в судьбе ребёнка учитель играет великую роль. Сколько времени дети проводят в школе? Полдня, иногда больше. А если посчитать среднюю продолжительность жизни человека и посмотреть, сколько времени в ней занимает учебный процесс? Тогда можно ответить: чьё мировоззрение влияет на наших детей также сильно. Если
учитель имеет только любовь к
делу, он будет хороший учитель. Если
учитель имеет только любовь к ученикам,
как отец, мать он будет лучше того
учителя, который прочел все книги, но
не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он совершенный
учитель. Это не я сказал, кстати, но один
известный человек. И деятель этот
невероятно прав!
Как
только вхожу в аудиторию, где проводится
секция «Семнадцатых Городских Этических
Чтений», понимаю, что девушка читает
интереснейший доклад. Педагоги встают
и аплодируют ей, специалист Омской
епархии Светлана Петровна Баранцева
оценивает высоко. Я бегу и прошу у девушки
листы с докладом, чтобы перечитать и
запечатлеть, конечно! Её зовут Снежиника
Сенина. Обладательница красивого имени
студентка 1 курса факультета искусств
ОмГПУ.
– Для
меня XVII городские этические чтения
«Нравственность и духовность в развитии
общества» стали сегодня одиннадцатыми,
–
радостно говорит Снежиника. –
Благодаря моим педагогам из гимназии
№ 43 города Омска, выпускницей которой
являюсь, со 2 класса была их участницей
индивидуально и в группе одноклассников
с разнообразными темами: «День рождения
и день ангела: традиции моей семьи»,
«Защитники моей семьи и Родины»,
«Литературный альманах гимназии»,
«Газета – периодическое издание класса»,
«Освещает Россию олимпийский огонь»,
«Готовимся к 300-летию Омска» и другие.
Сейчас я студентка ОмГПУ, и для меня
этические чтения – это уже место встречи
с будущими коллегами, форум, где
обсуждаются актуальные проблемы
образования и воспитания, встречи с
интересными людьми, и, как и ранее,
возможность высказаться по волнующим
меня проблемам. В университете у нас
есть практикум «Введение в педагогическую
профессию». Мне интересен этот предмет,
т.к. я из семьи педагогов в нескольких
поколениях. В ОмГПУ пришла осознанно
за хорошим академическим художественным
образованием, но не исключаю, что буду
преподавать искусство и детям, и взрослым.
Выступление
Снежиники Сениной о роли
педагога в судьбе и повышении престижа
педагогической профессии. Как многим
людям не хватает знакомства именно с
этими вопросами.
– По
данным Министерства образования Омской
области в 2017-2018 учебном году приём в
организации высшего образования составил
более 21 тысячи человек по всем формам
обучения, – приводит статистику, опираясь
на данные одного из омских порталов. –
Из них более 9,7 тысяч поступили на
бюджетные места. По результатам
мониторинга в 2017 году на инженерное
направление – 35% от числа поступивших
в образовательные организации высшего
образования (в 2016 году – 33,6%), на аграрное
направление – 4% (в 2016 году – 5,3%), на
педагогическое направление – 14% (2016
году –12,7%), на иные направления – 47% (в
2016 году – 48,4%). Количество абитуриентов,
выбирающих инженерные и педагогические
специальности при поступлении в вузы,
растет, а это значит, что в школы будет
приходить больше молодых педагогов.
– Но
как бы не именовались новые педагогические
специальности, роль мировоззрения,
убеждений учителя всегда будут влиять
на тех, с кем он работает, кому старается
передать не только новые знания, но и
нравственные традиции общества,
–рассказывает стройная
девушка за кафедрой. – Ценностные
ориентиры и духовно-нравственные
качества учителя очень важны. «Чем ниже
духовный уровень воспитателя, бесцветнее
его моральный облик, больше забот о
своём покое и удобствах, тем больше он
издаёт приказов и запретов, диктуемых
якобы заботой о благе детей», –
писал Я. Корчак. Современная школа
благоприятствует реализации идей
современного образовательного стандарта,
когда учитель перестает быть транслятором
знаний, а становится организатором
образовательной деятельности. От
«образовательных услуг» школа возвращается
к тому, что это профессия – служение. О
чем неоднократно говорила Министр
Образования РФ Ольга Васильева.
Несомненно,
престиж учительской профессии – путь
к изменению качества образования.
Молодые учителя открыты ко всему новому
и интересному, они понимают детскую
психологию и знают предмет. Но
профессиональные педагогические умения
и навыки, владение инновационными
технологиями обучения и воспитания,
педагогическая позиция, отношение к
жизни, коллегам, детям и людям вообще –
все эти профессиональные умения и
свойства характера должны быть присущи
каждому учителю независимо от стажа
работы и возраста. Есть мудрые слова
Анри Барбюса:
– «Школа
– это мастерская, где формируется мысль
подрастающего поколения, надо крепко
держать ее в руках, если не хочешь
выпустить из рук будущее». Думается,
что, несмотря на некоторую торжественность,
эта фраза довольно точно объясняет суть
работы каждого педагога.
– Учитель
– одна из самых важных профессий, –
поясняет Снежиника. – Учитель играет
большую роль в формировании личности
ребёнка, он формирует душу маленького
человека. Вспомню произведения, где
образ педагога особо значим в сюжете:
В указе 1755 года написано о ситуации в
образовании XVIII
века: «многие, не сыскавшие хороших
учителей, принимают к себе людей, которые
лакеями, парикмахерами и иными подобными
ремеслами всю свою жизнь препровождали»
– это проводит работу Джуринского
А. Н. «История педагогики».
– Именно о таких учителях пишет в своей
комедии «Недоросль» Денис Иванович
Фонвизин. Своё произведение автор
создаёт в период правления Екатерины
II. Сама императрица в своих мемуарах
пишет: «Законами руководствовались
только в тех случаях, когда они
благоприятствовали лицу сильному». Это
высказывание как нельзя ярче характеризует
упадническую общественную и духовную
обстановку указанного исторического
периода. Можно предположить, что именно
в этот период особо актуальными являлись
вопросы воспитания и образования
молодого поколения. А кому доверяли
дворяне своих детей? Понимали ли они
вообще необходимость образования? Над
этими вопросами и размышляет Д. И.
Фонвизин. Такой же преподаватель-самозванец
как и Вральман, живет и в доме отставного
премьер-майора Андрея Петровича Гринёва,
героя романа А. С. Пушкина «Капитанская
дочка». Эти примеры доказывают
несостоятельность многих учителей в
России XVIII столетия, а также пренебрежительное
отношение к фундаментальному образованию
со стороны родителей, которые больше
следовали моде, нежели тщательно выбирали
учителей для своих детей. Образ учителя
в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре»
отражает наиболее значительное развитие
школы и педагогики пришлось на вторую
половину XIX века. Это время важных
социальных реформ, связанных с отменой
крепостного права. Правительство всерьёз
занялось реорганизацией школьной
системы. Велись споры о том, каким должно
быть воспитание и образование: говорили
о принципах «свободного воспитания»,
о принципах народности, научности. Образ
учителя в литературе тоже изменяется.
Это уже хорошо образованный человек,
профессионал, служащий своему делу.
Так, например, в повести Льва Толстого
«Детство» учитель-немец Карл Иванович
является тем учителем, который, по мнению
писателя, способен развивать душу
ребенка. Образ учителя в русской
литературе ХХ века показан у А. П.
Платонова в повести «Песчаная учительница».
После революции 1917 года перед педагогикой
встаёт другая задача – обучить бедные
и неграмотные слои населения. Именно о
таком учителе, посвятившим свою жизнь
преподаванию в далёких селах, рассказ.
Её жизненный путь героини – это
безвозмездное служение людям,
олицетворяющий мужество, стойкость,
ум, честность. Система воспитания
А.С.Макаренко и её отражение в
«Педагогической поэме». Выдающийся
отечественный педагог принял активное
участие в поиске новых форм воспитания
подрастающего поколения в 1920-1930 года
ХХ столетия. Годы Великой Отечественной
войны – это особые, тяжелые годы в
истории страны, её граждан. От учителя
требовалось не только знание предмета,
но и особая душевная теплота и самоотдача.
Он не должен был быть бездушным и
жестоким, а наоборот нести идеи добра
и мира. Именно таким учителем можно
назвать Лидию Михайловну, героиню
повести В. Распутина «Уроки французского».
А образ учителя в повести Г.Щербаковой
«Вам и не снилось» – это образ очень
проницательного человека. Через
доверительный, дружеский разговор
Татьяна Николаевна говорит о вечных
жизненных проблемах.
Следует
сказать, что личностные качества учителя,
его отношения с учениками во многом
зависят от исторической действительности.
Об этом также упоминает студентка ОмГПУ.
Именно учитель формирует характер
человека и поведение. Неизменно одно:
в каждый период времени учитель должен
соответствовать ему, развиваться. Мы
видим, что учитель – это часть общества,
к нему предъявляются высокие требования,
перед ним ставятся важные задачи.
– В
кино также много наглядных примеров
этой профессии, – добавляет докладчик.
– С советского времени до наших дней
кардинально изменилось мнение об
учителе. Подтверждение этому мы можем
увидеть в образе Татьяны Сергеевны из
фильма «Весна на Заречной улице» (1956
г.), в фильме 1965 года «Первый учитель»,
снятом по одноименной книге Чингиза
Айтматова, нам показан педагог-партиец,
борец за советские идеалы, пылкий
революционер, который относится к своему
делу с фанатизмом. В кинофильме 1966 года
«Республика ШКИД» мы видим синтез двух
предыдущих типов: с одной стороны, Виктор
Николаевич (Викниксор) — интеллигент,
занимающийся перевоспитанием беспризорных
детей, с другой стороны — педагог-революционер,
пытающийся преобразить общество. Фильм
70-х: «Большая перемена», «Доживем до
понедельника», «Ключ без права передачи»
снова показан конфликт между «хорошим
учителем», «плохим» и учениками. Также
поднимается сложный, философский вопрос:
«Что бы ты сказал человечеству, если бы
тебе дали такую возможность?». В фильме
1988 года «Дорогая Елена Сергеевна»
представлены образы учителей, не умеющих
вовремя заметить проблемы или недостатки
учеников. Пример можно увидеть в фильмах:
«Розыгрыш» (2008 г.), «Географ глобус
пропил» (2013 г.), «Училка» (2015 г.), сериал
«Школа» (2009-2010 г.). Можно сказать, что в
изображении педагогической профессии
в кино идет регресс. Отношение к учителям
в реальной жизни влияет на их изображение
в кино и наоборот, это двунаправленный
процесс.
Знаете,
дорогие читатели, слушаешь девушку,
приготовившую отличную презентацию,
грамотно рассуждающую и представляешь
нашу действительность отчётливо – со
всеми, что называется нюансами «за» и
«против». Я ведь этот молодой учитель,
который должен работать правильно,
методично обходясь и демонстрируя
ребёнку лучший образец своего личного
поведения и способа добычи знаний.
– От
молодых начинающих учителей, несущих
в профессию бесценный энтузиазм и живые
свежие идеи, ждут многого, – эти слова
Снежиники у меня до сих пор в голове.
Перечитываю доклад. – Педагоги встают
на путь формирования ценностей,
полноправно участвуя в образовательном
процессе. Мне очень повезло: я училась
у мудрых и очень разных учителей, каждый
из которых влиял на моё личностное
формирование. Учитель влияет на судьбы
своих учеников. Повышение престижа
профессии в глазах общества будут
усиливать возможности формирования
духовно-нравственных и культурных
ценностей учеников, что непременно
скажется на обществе в целом.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1821 |