|
||||||||||||||
Первый кандидат наук по теологии рассказал, как защищал диссертациюТекст: Елена Яковлева По теологии, после долгой борьбы включенной в России в перечень научных дисциплин, защищена первая кандидатская диссертация "Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского". Корреспондент "РГ" встретился с первым кандидатом наук по теологии, деканом Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета и выпускником Петербургской консерватории протоиереем Павлом Хондзинским. Светское общественное мнение до сих пор почти уверено, что наука и религия друг друга исключают. Вам при защите кандидатской пришлось пройти через сопротивление?
Протоиерей Павел Хондзинский: Да, сопротивление было, но не по существу текста. Отрицательные отзывы на диссертацию написали... биологи. Но оказались "не в теме", и когда попытались сказать что-то по содержанию диссертации, у них это получалось неудачно. В основном же полемика была вызвана вопросом "Можно ли богословие считать наукой?". Ведь для того чтобы быть богословом - и я об этом пишу и в диссертации, и в автореферате, - необходим личный опыт веры. Кроме этой обязательной предпосылки богословие как наука на самом деле не сильно отличается от любой другой гуманитарной науки. Да и сама-то установка на личное отношение к изучаемому предмету не чужда другим наукам, особенно связанным с областью искусства. Ведь о каком бы искусстве мы ни говорили, оно не может быть не переживаемо эмоционально. А значит, всякое изучение искусства, любое вынесение оценок по поводу того, прекрасна или неудачна та или иная картина или соната, также предполагает некий личный (эмоциональный) опыт. В богословии то же самое. Отличие только в том, что речь идет не об эстетическом, а о духовном опыте. Но филолог не обязан писать стихи. А богослов между тем должен верить. Протоиерей Павел Хондзинский: Да, филолог может не писать стихи, но любить слово он должен - ведь филология и есть "любовь к слову". Потому что если он не любит поэзию, он ничего не поймет в своем предмете. Точно так же, как человек без слуха не сможет заниматься музыковедением. Я же тоже "не пишу стихи", то есть не претендую на то, чтобы стать в один ряд с великими богословами, но исследую созданные ими тексты. Теолог так же занимается анализом, историей, систематизацией текстов, как и другие гуманитарии. Прежде всего, конечно, текстов святых отцов, но не только их. Богослову необходим личный опыт веры. Кроме этой обязательной предпосылки богословие не сильно отличается от любой другой гуманитарной науки Вернемся к "атаке биологов" на вашу диссертацию, она была инспирирована? Протоиерей Павел Хондзинский: "Предварительный сговор" был. Это не то что не знакомые друг другу люди случайно прочитали диссертацию, и вдруг им всем пришло в голову одно и то же. Я знаю, что была сделана рассылка, в которой всех призывали "выступить на борьбу с лженаукой" и, закидав диссертацию отрицательными отзывами, сорвать защиту. Предупреждали: все равно, что писать, главное, чтобы отзыв был отрицательный; стесняться тут нечего... И что вышло? Протоиерей Павел Хондзинский: Пришло пять отзывов. Их зачитывали полтора часа. Но в их содержании было много конфуза. Один из авторов отзыва, например, пенял мне, что я не обратил внимания на отрицательное отношение к святителю Филарету, которого в народе якобы звали Филькой, а сочиненной им манифест об освобождении крестьян "филькиной грамотой". Но выражение "филькина грамота" появилось в XVI веке, так Иван Грозный, юродствуя, называл письма митрополита Филиппа (Колычева). А о том, что манифест об освобождении крестьян писал святитель Филарет (Дроздов), никто в народе и не знал, так как манифест был подписан именем государя. Так что вышел анекдот какой-то... В церковной среде когда кто-то говорит о себе "Я богослов", у него, как правило, с иронией уточняют "Четвертый?". Потому что настоящими богословами считают троих святых отцов - святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Ну а ко всем остальным относятся скептически. Протоиерей Павел Хондзинский: Совершенно верно, почему я и подчеркиваю, что мне была присуждена степень кандидата теологии. И хоть теология в буквальном переводе и означает богословие, но я немного различаю эти понятия. Богословие - это все-таки то, что мы еще называем Преданием церкви. Это прежде всего тексты Священного Писания, творения святых отцов, постановления вселенских соборов, и т.д. Вот это все можно назвать "большим" богословием церкви. А научное богословие - теология, - это своего рода "малое" богословие, которое изучает, кодифицирует, систематизирует "большое". Протоиерей Павел Хондзинский: Полемику вызвал вопрос "Богословие - это наука?". Фото: Сергей Пронин / ПСТБИ Как вы смотрите на происхождение мира и сочетаете научные гипотезы об этом с церковным взглядом? Протоиерей Павел Хондзинский: Есть два принципиально отличных взгляда на этот вопрос. Мир создан Богом - из ничего. Или - мир всегда существовал и всегда будет существовать сам по себе. Понятно, что с христианской точки зрения альтернативы для первой точки зрения не существует, но нехристиане могут, конечно, выбрать для себя и вторую. Важно подчеркнуть, что ни та, ни другая не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты научно. Научные гипотезы - не более чем гипотезы, они все время меняются, так что, мне кажется, просто некорректно ставить вопрос о согласовании истин Откровения с гипотезой. Великий физик Нильс Бор заметил, что с помощью достаточно развернутой гипотезы можно объяснить все (при этом, она совсем не обязательно будет соответствовать истине). Конечно, всякий человек имеет право не верить в то, что Откровение - это Откровение, а верить в гипотезы - что ж, по старой немецкой поговорке, каждый умирает сам по себе. Кроме того, библейское повествование о сотворении мира не представляет собой научный трактат, и предъявлять к нему соответствующие требования по меньшей мере странно. В вопросах о происхождении человека и происхождении языка каким теориям теология отдает предпочтение? Протоиерей Павел Хондзинский: Точка зрения Откровения - человек не есть простое производное предшествующих форм животной жизни. При его появлении имел место особый Божественный акт. Одним из следствий этого акта и стал дар слова, который святитель Филарет считал чуть ли не важнейшей составляющей образа Божия в человеке. Многие настаивают: наука есть эксперимент с повторяющимся результатом. В теологии есть такие повторяющиеся результаты? Протоиерей Павел Хондзинский: Ну все, например, знают, что Моцарт - гениальный композитор. И это точно повторяющийся результат для всех, кто слушает его музыку. Но человеку, которому Моцарт вдруг не понравится, мы никакими экспериментами и их результатами не докажем, что Моцарт - гениальный композитор. Наука невозможна без открытия? В чем новизна и открытие вашей научной работы? Протоиерей Павел Хондзинский: Ее новизна состоит в том, что на материале богословского наследия святителя Филарета (Дроздова) я предлагаю другую концепцию развития и значения русской богословской традиции, которая важна, мне кажется, и для сегодняшнего дня. Дело в том, что на так называемый "синодальный период" (XVIII - нач. XX в.) привыкли смотреть скептически, между тем он заслуживает к себе внимания хотя бы по тому, что именно в это время Русская церковь вошла в ситуацию "нового времени", в "эпоху модерна", поставившую перед ней весьма сложные вопросы, часть из которых стоит перед нами и сегодня. Понятно, что эта ситуация транслировалась к нам из Европы, и западное богословие тоже искало ответы на те же вопросы, но вероучительные и ментальные расхождения с Западом не позволяли русскому богословию просто воспользоваться готовыми "рецептами". И значение русских богословов синодальной эпохи в том и состоит, что они сумели найти свое разрешение этих общих для всего христианского мира проблем. В целом же эти проблемы можно, наверно, свести к двум: как возможно сакральное присутствие Церкви в секулярном мире; как возможно совместить личное христианство с исполнением обязанностей гражданина в светском обществе, где отсутствуют формы повседневного христианского быта. То есть как остаться христианином в нехристианском мире, не уходя из мира. Вот святитель Филарет и был одним из тех, кто давал ответы на эти вопросы времени, и сам был велик именно тем, что сумел сохранить глубокую внутреннюю духовную жизнь в окружавшей его светской суете. Удалось же это ему в том числе потому, что на всякое порученное ему дело он смотрел как на свое послушание Христу. Чем не пример для нас? Как прошла ваша защита? Протоиерей Павел Хондзинский: В конечном счете все разрешилось благополучно. Диссертационный совет высказался в мою пользу: из 22 голосов 21 голос был подан "за". Объединенный диссертационный совет по новой научной специальности "теология" приступил к рассмотрению диссертации на соискание степени кандидата философских наук Павла Хондзинского 3 марта 2017 года. Его работа стала первой работой по теологии в России, допущенной к защите государственным диссертационным советом. За неделю до защиты диссертации в соцсетях развернулась горячая дискуссия, но не по теме диссертации, а по факту того, что степень кандидата наук может быть присуждена по специальности "теология". Защита диссертации состоялась 1 июня 2017 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия в Москве. Справка "РГ" В январе 2015 года Высшая аттестационная комиссия утвердила теологию в качестве научной дисциплины. Протоиерей Павел Хондзинский защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук в "Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия". Его научным руководителем был кандидат философских наук, доцент кафедры Религиоведения "Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета" Николай Павлюченков. Официальными оппонентами выступали доктор философских наук, профессор кафедры философской антропологии и общественных коммуникаций Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Александр Корольков и кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления Артем Соловьев.
Образование и Православие / rg.ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1171 |