|
||||||||||||||
IT — проект со школьниками: несколько рекомендацийЗа последние 5 лет мне удалось создать десяток учебных проектов вместе со школьниками 8-11 классов в сфере информационных технологий. И вот я решил поделиться своим опытом в этой статье, надеясь на конструктивную беседу по такой актуальной теме. В статье я попытаюсь раскрыть технологию реализации IT — проекта как способа обучения, а также затронуть технические аспекты, которые помогут вашей команде достигнуть результата. Давайте, в первую очередь, определимся, что же такое проект. Кстати, о проектной деятельности в сфере образования сегодня очень много говорят и пытаются ввести этот метод обучения в образовательный процесс, что я лично крайне поддерживаю. Почему? Да все просто: в сжатые сроки вместе с командой вы создаете продукт, а ваши подопечные одновременно с этим изучают что-то новое.
Вы найдете огромное количество определений понятия «проект», но я попробую дать свое. Проект со школьниками — это некий процесс реализации конечного продукта, направленный на изучение новых инструментов командной работы, создание работающего прототипа или первого варианта продукта, изучение технологий, выходящих за рамки школьной программы.
Ключевыми словами в такой трактовке я считаю "процесс” и "продукт”. Многие проекты, которые я видел, являются исследовательскими, т.е. доказывающими или опровергающими какую-то гипотезу. Результаты таких проектов обычно — презентация и доклад. Многие проекты являются информационными, т.е. направленными на сбор и систематизацию информации об объекте, проблеме, явлении. Результат такого проекта — опять же презентация, доклад, дискуссия.
Я бы хотел, все же, сделать акцент на слове "продукт” и говорить о том, что конечной целью проекта в сфере IT должна быть демонстрация чего-то материального, созданного в процессе реализации проекта. Причем, я ни в коем случае не отрицаю, а наоборот, подчеркиваю важность научно — исследовательских проектов, которые направлены на создание прорывных технологий и разработку новых концепций в сфере информационных технологий. Просто наукой и исследованиями могут заниматься единицы, и, скорее всего, это удел, все-таки, высшего образования.
Идея и продуктОтнеситесь к выбору темы своего проекта внимательно и тщательно. Зачем тратить впустую ближайшие несколько месяцев, верно? Цели могут быть совершенно разные: улучшить мир, выиграть конкурс, заработать денег, но вся ваша команда должна четко понимать, зачем вы тратите силы и ресурсы, создавая что-то новое.
Еще один неочевидный момент: когда вы создаете что-то осязаемое, гораздо выше вероятность того, что проект будет реализован. Очень часто случается так, что, загоревшись идеей, команда не доводит дело до конца, просто четко не понимая, а что же мы делаем?
Итак, первая мысль пришла в голову, вы с этой мыслью походили и решили, что вот оно! Посмотрите аналоги, сделайте подробный поиск уже существующих решений. Может случиться так, что до вас уже все реализовали. Не отчаивайтесь, если вы не хотите менять тему проекта — сделайте подобное, но по-другому, добавьте функций или измените дизайн. Но лучше, все-таки, создать что-то свое.
Темы проектов могут быть очень разными, и очень большую роль здесь играет наставник. Школьник в силу отсутствия опыта просто может не понимать значимость (или отсутствие таковой) той или иной темы. Школьник может делать что-то только ради процесса, не отдавая отчет в бессмысленности создаваемого. Например, давайте сделаем так, чтобы свет в комнате включался по хлопку ладонями? Интересная идея, но спросите себя, а зачем, кому это будет нужно, если таких решений уже пруд пруди. Ради изучения чего-то нового? Да, такую цель тоже можно достигать проектной деятельностью, но она не самая главная. Главное, на мой взгляд, — научить ребят творить и создавать что-то нужное. Анализировать, аргументировать, убеждать и отстаивать свою точку зрения. Искать варианты улучшения существующего, создавать новое. Людей, которые могут придумывать, не так много, и ценность подобных специалистов возрастает с каждым годом.
Итак, что же может быть продуктом учебного проекта в сфере информационных технологий? Выделим основные очевидные варианты.
СайтЭто некий интернет — сервис, реализующий что-то новое или дополняющий уже созданную концепцию. Обратите внимание, что вы можете взять уже готовое решение и, не занимаясь плагиатом, а вдохновившись идеей, разработать что-то другое, более совершенное или просто с другим функционалом. Например, можно создать новый сервис для проведения тестирования или анкетирования. Какие технологии изучат ребята? Дизайн сайтов, верстка, программирование. Немало, на самом деле.
Мобильное приложениеЕще интереснее и сложнее, чем сайт. Поле для фантазии не ограничено, причем, всплывает такой интересный момент: вы можете заниматься созданием проекта озеленения территории вашего микрорайона, но оформить результат как мобильное VR — приложение с возможностью "прогуляться” по создаваемой территории для более полного погружения в реализуемую концепцию. Что мы изучаем? Современные тенденции дизайна, объектно — ориентированное программирование. И, конечно, новые инструментальные средства разработки. А заодно и ландшафтный дизайн.
Компьютерная играЭтот продукт принимается к реализации ребятами без каких-либо лишних объяснений и обычно доводится до логического конца. Игру можно делать для малышей, игру можно делать обучающую. Можно сделать многопользовательскую браузерную игру, можно сделать игру для смартфонов и планшетов. Что изучают ребята? Приемы и методы геймификации, дизайн элементов компьютерной игры, объектно — ориентированное программирование.
ПрограммаПродукт, который будет что-то автоматизировать. Научите школьников думать о пользователе, ставить себя на место человека, который будет работать с программой. Научите тестировать свои творения. Пусть программа будет небольшая, но с уникальным функционалом. Новый калькулятор, виджет погоды или агрегатор новостей на рабочем столе — просто оглянитесь вокруг.
Еще один отличный метод — создавать что-то для себя. Вы анализируете, а чего вам не хватает в вашей деятельности или повседневной жизни? Гарантированно такой продукт будет популярным, так как если вы создадите решение, автоматизирующее вашу потребность, найдется круг людей, у кого потребность та же. Например, мне недавно надо было при публикации материалов на сайте добавлять подписи по разным шаблонам. Постоянно форматировать разные подписи — утомительно, вот я и написал плагин под Wordpress, позволяющий этот процесс частично автоматизировать. Сделал для себя, но выложу в открытый доступ потом.
Фильм, плакат, журнал, трехмерная визуализация — все это может стать результатом вашего проекта.
Давайте ниже приведу мои рекомендации по реализации учебного проекта в сфере информационных технологий. С ними можно соглашаться или мы можем поспорить, но, может, мои мысли помогут и вам. Некоторые этапы пригодятся и для проектов в сфере экологии, туризма, литературы или русского языка, так как несут достаточно общий характер и будут ценны не только айтишникам.
Формулировка концепцииПридумали идею — запишите ее. Сформулируйте актуальность проекта, цели, которые вы хотите достичь, опишите простыми словами конечный результат вашего проекта, конечный продукт.
Общие папкиОбязательно создайте для своего проекта облачное хранилище с совместным доступом участников. Если это Google Диск или Облако Mail.ru, то создайте общие папки. В одном проекте у нас их было 8: "Модели”, "Текстуры”, "База данных”, "Фоны”, "Картинки”, "Скрипты”, "Настройки”, "Общее”. Можно использовать, наверное, более продвинутые инструменты, например, Битрикс24, я не пробовал. Надо, кстати, обратить на это внимание. Наверняка, есть еще инструменты совместного ведения проектной деятельности.
План реализацииВажный документ, потратьте на него побольше времени. В этом документе вам надо разбить ваш проект на маленькие этапы с описанием результата по окончании каждого. Только так вы дойдете до конца. Разрезав слона, мы сможем его съесть целиком. Школьник должен постоянно ощущать, что время было проведено не зря, что маленькая цель достигнута, скоро будет реализована основная концепция. Такой документ можно назвать план — графиком работ. Причем, когда вы будете его создавать, всплывет масса полезных мелочей, которые надо будет реализовать.
Нарисуйте результатВсе, что есть в голове, должно быть скинуто на бумагу. Делаете программу — рисуйте окна. Делаете сайт — рисуйте страницы. Делаете приложение — рисуйте все views. Делаете игру — рисуйте процесс и графические элементы. На обычных листах обычной ручкой или карандашом. Все зарисовки сохраняйте, ничего не выкидывайте. Схемы, идеи, кнопки, окна, рожицы и палочки — все сохраняйте! Вообще, должна быть общая папка, куда будут складываться все бумажные полезности для проекта.
Назовите командуОбязательно дайте название своей команде! Это сплотит участников. По возможности, выберите логотип, хотя бы из бесплатных, и создайте лозунг, девиз. Пусть вы будете "IT гуру” или "Кодята”, но название команды даже из двух человек может стать началом целой истории. Обязательно придумайте название вашего конечного продукта, пусть оно будет емким и хлестким. "Газонокосилка 2.0”, "Веб заметки” или "Погода в кармане”. Да, обязательно разделите функции внутри вашей команды: пусть кто-то создает дизайн, а кто-то пишет код, кто-то ищет аналоги и тексты, а кто-то подбирает фотографии или звуковые файлы.
Добавляем экономикуПосчитайте затраты на реализацию проекта. пусть суммы будут большими, неважно, самое главное, чтобы они были реальными. Включите в смету оборудование и программное обеспечение, временные затраты, амортизацию и форс-мажорные обстоятельства. Это научит ребят быть более ответственными и не делать того, что нельзя реализовать.
Выбираем инструментыПлан есть, эскизы есть, теперь самое время выбрать программные средства для реализации проекта. Почитайте, что сегодня используется в реальной разработке, что в тренде, что пригодится участникам проекта потом. Попробуйте различные IDE и редакторы, но не зацикливайтесь на учебной программе, выйдите за ее рамки. Обратите внимание, что многие разработчики идут навстречу образовательным организациям, просите у них бесплатные версии их продуктов. Так делает Autodesk и JetBrains, например. Посоветуйтесь с экспертами. Делайте учебный проект правильными инструментальными средствами.
Версионный контрольЕсли будет код, то обязательно создайте репозиторий для версионного контроля. Это сэкономит кучу времени, и ребята приучатся к этой технологии. Как-то я заметил, что переход на систему версионного контроля кода изменило мое отношение к тому, что я пишу. Код стал для меня очень важным и ценным, что ли. Каждое изменение стало более обдуманным. Удаление кода тем более. Более ценным становится и время на разработку. Храните все файлы удаленно и в совместном доступе.
Создаем прототипПервый самый большой результат проекта должен быть минимально работающим. Т.е. это должно быть что-то запускающееся и выполняющее основные функции, что-то, реализующее основную идею.
ТестируемОтдаем первую версию продукта друзьям, знакомым, одноклассникам. Готовимся к критике и сразу настраиваемся на адекватное ее восприятие. Когда внутри себя решаешь, что критика будет, сразу становится легче. Внимательно выслушиваем и записываем, обязательно записываем, все советы и пожелания сохраняем. Вспоминаем про папку, куда все складываем.
ДоделываемСмотрим на часы. Оцениваем сроки и доделываем проект в соответствии с план — графиком. Причем, у вас могут быть как краткосрочные цели (выиграть ближайший конкурс), так и долгосрочные (доделать все до конца и выпустить продукт в свет). Дорабатываем основное, вспоминаем пожелания и выбираем из них самые критичные.
ПрезентуемВсе готово, отведите время на создание доклада и презентации. Рекомендую придерживаться вот таких разделов в презентации:
Все, проект готов!
Шарик-то сдуваетсяВсе хорошо на бумаге, но в реальности всегда чуть сложнее. На пути реализации проекта со школьниками встает несколько проблем. Первая — а когда делать? Вариантов несколько, может, это будет в рамках кружка, может, это будут старшеклассники в классах без экзаменов (8-ые и 10-е классы), может, на каникулах.
Вторая проблема — контроль. Чтобы шарик не сдулся, его надо все время надувать. Я столкнулся с тем, что ребята быстро начинают, но, самое страшное, быстро заканчивают, не доводя дело до конца. Тут без постоянного вмешательства наставника никак, надо напоминать, тянуть за руку, просить результаты. Повторюсь, проект должен быть разделен на малые части, пусть ребята что-то делают дома и присылают результаты или складывают в общий репозиторий.
И третья проблема — что дальше? Создайте сайт проекта, постарайтесь сделать так, чтобы на него обратили внимание, попробуйте доделать проект до конца. Сам, честно говоря, почти все проекты складывал в стол, решая только сиюминутные задачи и не развивая дальше. Вот написал эти строчки и решил к некоторым историям вернуться, может, они выльются во что-то большее.
Проектная деятельность — эффективнейший инструмент изучения нового, помимо уроков. Проект может помочь выявить скрытые таланты у детей. Кто-то научится публично выступать и защищаться, кто-то программировать, кто-то создавать графику, а кто-то станет в дальнейшем менеджером проектов. Побольше нам удачных и интересных проектов!
Евгений Соловей
Образование и Православие / Хабрахабр |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 0 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 1804 |