|
||||||||||||||
В России разработаны рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителейМинобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования подготовили пояснения к снижению документарной нагрузки на педагогов. Министерство образования и науки РФ и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации разместили в открытом доступе письмо (НТ-664/08 и № 269 соответственно) от 16 мая 2016 года, в котором указаны рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей. К нынешней публикации были подготовлены дополнительные разъяснения, которые должны помочь школам в реализации указаний ведомства.
Документ предусматривает, что руководство образовательных организаций будет отказываться от требований с учителей конспектов уроков, диагностических карт, планов подготовки к государственной итоговой аттестации и других подобных документов, так как они нужны в первую очередь для самих педагогов. Их разработка, предоставление отчётности по ним директору занимает время, которое учитель мог бы потратить на исполнение его прямых должностных обязанностей.
Помимо этого, рекомендуется распределять нагрузку по подготовке образовательных программ между несколькими педагогами таким образом, чтобы это не мешало им осуществлять свою деятельность. Составлением же большинства отчётных документов, которые требуются от школы, должна заниматься её администрация — об этом прямо говорится в письме Минобрнауки России.
Более того, ведомство считает нужным исключить дублирование документов на бумажных и электронных носителях, а также вообще уменьшить количество необходимых отчётов.
Любовь Мироновна Асмолова, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования, поделилась своим мнением об этой тенденции. Она рассказала, что система образования не может работать без мониторинга и что отчётность нужна всегда. Однако заполнение документов действительно отодвигает основную работу педагогов на второй план. «Учителей ругают за несвоевременность, за неполноту предоставляемых данных, и это очень серьёзно отягощает педагогическую жизнь. Хочется верить, что в информационную эпоху мы справимся с этой задачей, а пока, насколько я знаю, оформление тех же самых данных в электронные дневники и журналы — это достаточная головная боль», — пояснила Любовь Асмолова. Старший научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО объяснила, что к сокращению отчётности относится двойственно: с одной стороны, статистика нужна для принятия правильных управленческих решений, а, с другой стороны, вся эта отчётность зачастую делается ради самой отчётности, что в корне неправильно.
Елена Геннадьевна Врублевская, д.пед.н., профессор, заведующая кафедрой профессионального развития педагогических работников МГПУ, отчасти разделяет позицию Любови Мироновны Асмоловой. «Сокращение отчётности — это определённое достижение, которое действительно способно облегчить профессиональную деятельность учителя. Бывают ситуации, когда количество отчётности становится самоцелью. Административные рычаги начинают преобладать над профессиональной деятельностью учителя, и поскольку таких случаев достаточно много, то такой подход и данное решение я считаю крайне актуальным, и его можно только поддержать». Однако Елена Врублевская добавила, что сокращение отчётности имеет последствия, главное из которых — это существенное повышение нагрузки на административный аппарат образовательной организации, что является серьёзным вызовом для всей системы управления школой. «Очевидно, что возникнет необходимость в анализе и обновлении системы документооборота и контроля качества образовательного процесса», — отметила эксперт.
«Возможно, преподаватели добровольно на себя возьмут нагрузку по отчётности, но необходимы разработанные и, самое главное, действенные механизмы мотивации. С другой стороны, нанимать человека, который будет отдельно заниматься отчётностью, тоже не очень просто, так как у него должен быть определённый перечень компетенций, чтобы работать с такими документами. Я думаю, учреждениям нужно дать выбор, как они будут это реализовывать», — прокомментировала Елена Врублевская.
Образование и Православие / Учительская газета |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 1 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 2166 |