|
||||||||||||||
Чему нас может научить преподобный Сергий Радонежский?В настоящей статье рассматривается возможность практического применения в современной жизни духовного наследия преподобного Сергия Радонежского, причем не только монашествующими, но и мирянами. И действительно, чему нас таких – много знающих, прогрессивных и компьютеризованных – может научить древнерусский инок?
Еще древнегреческий философ Гераклит высказал любопытную мысль: «Многознание уму не научает»[1], а компьютеры во всех своих разновидностях, как прочие технические достижения и информационные технологии, лишь увеличивают наши возможности. Человек же остался прежним, всё тот же выбор между правдой и ложью, любовью и ненавистью, добром и злом, а возросшие возможности являются порой проклятьем, как для человека, так и для всего Человечества в целом – достаточно вспомнить хотя бы Хиросиму. Вот почему в современных условиях как никогда важно обращаться к опыту людей, сделавших правильный выбор, – к опыту святых, среди которых подобно ярчайшему светильнику сияет преподобный Сергий Радонежский.
Может быть, кто-то считает, что брать пример с инока приличествует исключительно инокам, а нам, живущим в миру, этот опыт не подходит. Очередное и весьма распространенное в наши дни заблуждение. Пусть мы не являемся монахами, но разве это отменяет наше христианство? Все мы призваны к аскетической жизни, к борьбе с грехом, поэтому нам есть чему поучиться у Игумена земли русской.
Основным источником сведений о Преподобном является его житие, поэтому вполне закономерно будет обратиться к данному памятнику древнерусской литературы. Известно, что «Епифаний Премудрый двадцать лет собирал материалы к житию Сергия Радонежского, занося услышанные рассказы в свитки и тетради, и только в 1418 г. начал составлять само житие»[2]. Поскольку блаженная кончина преподобного Сергия произошла в 1392 году, можно утверждать, что писалось оно со слов учеников Святого, очевидцев и участников многих связанных с ним житийных событий. Познакомимся с тем, каким они запомнили Преподобного? Что в этом удивительном человеке произвело наибольшее впечатление на современников, и чему мы, его далёкие потомки, можем подражать?
Современное секулярное общество в преподобном Сергии Радонежском видит прежде всего государственного деятеля, патриота, сторонника объединения Руси под владычеством московских князей. Его имя традиционно связывают с благословением великого князя Димитрия Донского и его воинства на Куликовскую битву и с победой в ней. Более «осведомленные» читатели могут рассказать о проблемах с учебой у отрока Варфоломея и как они чудесным образом разрешились, о том, как к Преподобному в пустыньку приходил медведь, и что эта пустынька впоследствии стала Троице-Сергиевой Лаврой. Ну а тех, кто вспомнит воскрешение умершего отрока, необычный обмен приветствиями между святителем Стефаном Пермским и Сергием, видение райских птиц, в котором предсказывалось умножение учеников Святого и др., можно назвать эрудитами. Художники, может быть, дополнят этот список иконой Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублёвым с благословения Сергия Радонежского, работами о нем Васнецова, Нестерова и проч., литературоведы – Епифанием Премудрым, Пахомием Логофетом, Симоном Азарьиным или даже императрицей Екатериной II. Перед нами дежурный набор фактов среднестатистического экскурсовода – классический пример многознания, которое духовной мудрости не научает.
Попробуем взглянуть на жизнь Святого по-другому. Итак, воспитанный «съ всякым наказанием въ благочестии и чистоте»[3], возлюбивший и познавший Бога «от самех пелен»[4], уразумевший чудесным образом от Господа грамоту «зело добре, паче братиа… и свръстник» своих, отрок Варфоломей не мог пребывать в неведении относительно того, что «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110, 10). Вот как ответил он своей матери, когда она попыталась предостеречь сына от чрезмерно строгого, по её мнению, поста: «Не вы ли глаголаста ми, яко "егда был есть в пеленах и колыбели, тогда, – рече, – въ всякую среду и пяток млека не ядущу ти”. Да то слыша аз, како могу елико сила не въспрянути к Богу, да мя избавит от грех моих?»[5]. Обратите внимание на то, как подействовало на будущего Игумена земли Русской извещение о его необычном воздержании во младенчестве! Ни тени превозношения, ни капли успокоенности по поводу своей избранности, только непрестанная работа над своей душей, непрекращающийся духовный подвиг. Знамения Богоизбранности еще в детские годы воспринимались преподобным Сергием как величайшая ответственность перед Создателем. Как это противоречит образу мысли и действий современного человека!
Впрочем, дело не только в страхе Божием. «И понеже младу ему сущу и крепку плотию, – читаем в жизнеописании Святого, – бяше бо силен быв телом – могый за два человека – диавол же похотными стрелами хотя уязвити его. Преподобный же очютив брань вражию, удръжа си тело[6] и поработи е, обуздав постом; и тако благодатию Божиею избавлен бысть»[7]. О чем говорят нам скупые строки жития? Во-первых, о необыкновенном физическом здоровье Сергия, вот почему он мог понести великие телесные труды, «подвигы и поты постничьскаго житиа»[8]. Во-вторых, у него была брань с дьяволом, который пытался уязвить душу Святого через плотские искушения. Задумайтесь о цене победы, когда враг нападает в союзе с собственной плотью, причем последняя обладает силой двух человек! Куда уж тут вкусно есть и сладко спать – больным позавидуешь от такого здоровья, если, конечно, печешься о спасении своей души. Как видим, оснований для строгого воздержания было более чем достаточно.
Другим показательным примером из жизни Святого, раскрывающим его характер и духовное состояние, являются события, связанные с желанием получить благословение на монашество. На просьбу уже повзрослевшего Варфоломея: «Ныне отпусти мя, владыко, по глаголу твоему и по благословению твоему да иду въ иночьское житие»[9], его родители ответили следующим образом: «Токмо послужи нама мало, да егда наю, родителя своя, проводиши до гроба, тогда и свою мысль сътвориши. Егда нас гробу предаси и землею погребеши, тогда и свое хотение исплъниши»[10]. Нужно помнить, что два брата Преподобного Стефан и Петр к тому времени женились и уже не могли в полной мере помогать отцу и матери. «Пречюдный же уноша съ радостию обещася послужити има до живота ею и от того дни тщашеся по вся дни всячьскыи угодити родителема, яко да наследит от них молитву и благословение»[11]. Отметим прежде всего послушание «пречюдного» юноши, которое в наше время стало редкостью даже в монастырях. А ведь Преподобный обладал этим даром еще до пострига! Фраза: «от того дни тщашеся…» наводит на мысль о том, что забота о родителях до вышеприведенного разговора лежала не на Варфоломее, скорее всего это было обязанностью младшего брата Петра, пока последний не женился. По русской традиции «сын должен был подчиняться родителям во всех делах – и хозяйственных, и личных – до выделения из отцовской семьи в самостоятельное хозяйство, а дочь до выхода замуж»[12]. Среднему своему сыну родители, пока могли, позволяли заниматься аскетическими подвигами, который «нощию же и денью не престааше молящи Бога…»[13]. Когда же неизбежная мирская суета во всей полноте навалилась на плечи Подвижника и стала отвлекать его от молитвы, он стал просить благословение на «иночьское житие». Получается, что уже в родительском доме преподобный Сергий научился творить непрестанную молитву. Это подтверждают и его добродетели, практически недостижимые в таком юном возрасте без непрестанного памятования о Боге. «Прочяя же добродетели его како имам поведати: тихость, кротость, слова млъчание, смирение, безгневие, простота без пестроты, любовь равну имея къ всем человеком, никогда же къ ярости себе, ни на претыкание[14], ни на обиду, ни на слабость, ни на смех, но аще и усклабитися[15] хотящу ему – нужа бо и сему приключается – но и то с целомудрием зело… Повсегда сетуя хождааше, акы дряхловати съобразуяся[16], боле же паче плачущи бяше, начасте слъзы от очи по ланитома точящи, плачевное и печалное жительство сим знаменающи. И Псалтирь въ устех никогда оскудеваше, въздръжанием присно красующися, дручению[17] телесному выну радовашеся, худость ризную съ усердием приемлющи»[18]. Как видим, преподобные Кирилл и Мария не только дали сыну хорошее воспитание, но и не препятствовали аскетическим наклонностям Варфоломея, по мере сил содействуя им. Скорей всего родителям нетрудно было благословить и отпустить преподобного юношу, его братья не оставили бы их. Обязанность «покоить и ухаживать за родителями в их старости… всегда оказывать им почтение и повиновение… честно похоронить родителей и поминать их»[19] свято соблюдалась русским народом ещё столетие назад. Главной причиной повеления прежде послужить родителям, а потом уже «свое хотение» исполнять было, по-видимому, желание проверить готовность будущего инока к сугубым духовным подвигам, испытать его смирение и послушание. Преподобный выдержал этот экзамен, выполнив всё, что от него требовалось «с радостию» и тщанием. Таким образом, Игумен земли Русской получил прекрасную подготовку к безмолвию, обретя в своем доме монастырь, а в своих родителях опытных духовных наставников. И, следовательно, в его дальнейшем пустынножительстве нет ничего безрассудного и страстного, как это порой бывает у неофитов. Поэтому мы должны понимать, что подражание уходу Преподобного в пустыню возможно исключительно по достижении желающими его духовного уровня, такого же смирения, послушания и прочих вышеперечисленных добродетелей, чему обычно учат в монастырях.
Какой же нам тогда брать с Радонежского Подвижника пример, если мы не можем по немощи и болезненности своей вместить его подвига? Во-первых, подражание должно быть посильное. Такая традиция сложилась ещё при жизни Преподобного Сергия, когда его ученики не просто подражали, но брали с наставника пример «тому по силе равнообразующеся»[20]. Следовательно, и нам нужно, подобно современникам Преподобного, подражать его подвигам, сообразуясь со своими силами. Во-вторых, с рассуждением, учитывая обстоятельства жизни и свои немощи. К священству – одни требования, к монашествующим – другие, к мирянам – третьи, многое зависит от рода занятий человека. Так, например, начальствующий над кем-либо должен перенимать отношение Сергия к власти. Его житие позволяет выделить следующие моменты: 1. Преподобный понимает пагубность анархии и обращается к Источнику власти – Богу о даровании братии игумена, когда в этом возникла необходимость; 2. Он осознает ответственность человека, облеченного властью, и опасность самовольно восхитить её, вот почему «братия долго принуждали его стать игуменом, он же, смиренномудрый, не хотел принять игуменство и отложить присущее ему с детства и приближающее к Богу смирение»[21]; На игуменство он просит «не себя, но кого-нибудь другого, кого Бог даст»[22], сам «не хотяше поставлениа поповьства или игуменьства взяти: глаголаше бо присно, яко зачало и корень есть санолюбиа, еже хотети игуменьства»[23]; 3. Став игуменом монастыря «за послушание», Преподобный ощущает острую необходимость в молитвах о помощи Божией в нелегком деле начальствования, показательно его обращение к братии: «Молитесь, братия, обо мне, ибо я человек малосведущий и неопытный. Вот я принял от Небесного Царя талант попечения о пастве словесных овец и должен буду держать о нем ответ»[24]; 4. Воля Божия: «Как Господу угодно, так пусть и будет, благословен Господь во веки!» и Его евангельские заветы: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10,43-44)» лежат в основании понимания преподобным Сергием истинного начальствования. Поэтому оказавшись во главе монастыря, он продолжает трудиться «как купленный раб» и имеет непрестанное «попечение о своей братии, заботясь не только об их телесном благе, но и о душевном»[25].
В таком ключе житие аввы Сергия может рассматриваться представителями всех слоев современного общества. Есть чему поучиться у него взрослым и детям, мужам и женам, богатым и бедным, славным и безвестным, вне зависимости от рода занятий и образа жизни, лишь бы это не противоречило Заповедям Божиим.
Внимательный читатель жития Преподобного находит множество примеров для подражания. Взять хотя бы отношение Сергия к хмельным напиткам: «Пива же и меду никогда же вкушающи, ни къ устом приносящи или обнюхающи»[26]. «Но всё такое он не считал потребным для естества человеческого»[27]. Это не противоречит учению древнехристианских подвижников, например в уставе преподобного Бенедикта Нурсийского сообщается следующее: «…Вино… есть вещь вовсе не монашеская. Но как в наши дни нельзя убедить в этом монахов, – согласимся по крайней мере не пить до сыта, но воздержнее; потому что вино и мудрых доводит до отступления и падения»[28]. К несчастью, мы живем в еще более страшные времена, когда пьянство уже не умещается в бутылке. Оно, изменчивое как хамелеон, приобретает новые самые разнообразные и неожиданные формы, начиная от телевизора с компьютером и заканчивая наркоманией. Поэтому Сергиев опыт важен как никогда, и кто нуждается, всегда сможет сделать правильный вывод и научиться у Угодника Божия воздержанному отношению к любым суррогатам, которыми неразумные люди пытаются восполнить отсутствие Богообщения.
Показательно отношение Преподобного к одежде: «…Риза нова никогда же взыде на тело его, – пишет автор его жизнеописания, – ниже от сукон немецкых красовидных, цветотворных или от синеты, или багрянородных, или от бурявых, или от прочих многообразных различных шаровидных[29] цветов, или белообразно, или гладостно и мягко… Но токмо от сукна проста, иже от сермягы, от влас и от влъны[30] овчаа спрядено и исткано, и тоже просто и нецветно, и не светло, и не щапливо[31]…»[32]. Будучи весьма уважаемым игуменом, преподобный Сергий стремился не только ограждать самого себя от излишнего почитания и превозношения смиренным одеянием, но и научить этому братию и всех приходящих к нему христиан. Особенно хорошо это видно в знаменитом и многоплановом по своему содержанию случае с поселянином из отдаленной деревни, который имел свои представления о том, каким должен быть игумен, и никак не мог поверить, что монахи указали ему на Святого, когда увидел его «в худостне портище, зело раздране и многошвене, и в поте лица труждающася»[33]. Крестьянин стал укорять братию: «аз пророка видети приидох, вы же ми сироту указасте», и даже обвинять: «вы… глумитеся мною, мните мя яко изъумевшася[34]»[35]. Свое разумение этот паломник полагал выше всего, заявляя: «… мню, яко не тот есть»[36]. Обращает на себя не только «худость ризная», но и смирение Преподобного, когда он поклонился, благословил, угощал и утешал недоверчивого поселянина, оказывая этим великую пользу как упорствующему в своем заблуждении гостю, так и хотевшей его прогнать братии. Удачно с помощью княжеского посещения разрешившимся недоразумением Святой воспользовался для того, чтобы научить монахов и мирян смотреть на подобные приключения духовными очами, устремляя внимание не на «ветхие и многошвенные ризы», а на добрые дела человека!
Разве это не про нас, часто «встречающих по одёжке» и далеко не всегда «провожающих по уму», рассказывается в житии? Достаточно общеизвестного помешательства, связанного с преклонением перед современной модой, когда люди ради неё не только одеваются как клоуны, но и жертвуют своим здоровьем.
Попробуем сделать некое обобщение и для этого, прежде всего, обратимся всё к тому же житию Святого: «Преподобный же Сергие, живый съ братиами многы труды претръпеваше, и великы подвигы и поты постничьскаго житиа творяше. Жестоко же постное житие живяше; бяху добродетели его сице: алкание, жаждание, бдение, сухоядение, на земли легание, чистота телеснаа и душевнаа, устнама млъчание, плотскаго хотениа известное умръщвение, труди телеснии, смирение нелицемерное, молитва непрестающиа, разсужение доброразсудное, любовь совръшенаа, худость ризная, память смертнаа, кротость с тихостию, страх Божий непрестанный»[37]. Когда столь впечатляющий список добродетелей Преподобного пытаешься примерить на себя, невольно содрогаешься и воспринимаешь это как нечто сказочное и недостижимое. И это правильно! Нельзя человеку самому одним волевым усилием соблюсти всё перечисленное и не повредиться душей или телом, а нередко и тем, и другим. Но не будем забывать, что «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27) и «идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин»[38]. Кроме того, человек, как правило, идет к этим добродетелям всю жизнь, научаясь им постепенно и не всем сразу. И преподобный Сергий, как мы убедились, не является здесь исключением.
Аскетическое учение Святого лучше всего представлено в древнем тексте, известном как духовное завещание Преподобного: «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную; к сим же и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие»[39]. Обратите внимание, во-первых, на последовательность добродетелей, перечисление которых начинается со страха Божия. Во-вторых, на отсутствие указаний, сколько поститься, молиться и какая должна быть мера в пище и питии, главное – они должны быть. В-третьих, Святой совершенно не упоминает «худость ризную» в качестве обязательных добродетелей, зато заповедует «чести и славы» не любить, но при этом возможность оказаться в чести и славе не отрицается. Заканчивает свое поучение авва Сергий напоминанием о неизбежном финале каждого человека и всего мира – о «часе смертном и втором пришествии». Вышеприведенный отрывок перекликается с предсмертными словами Преподобного: «…Непреткновенно въ православии пребывати рече, и единомыслие другъ къ другу хранити завеща, имети же чистоту душевну и телесну и любовь нелицемерну, от злых же и скверных похотей отлучитися, пищу же и питие имети не мятежно, наипаче смирениемъ украшатися, страннолюбиа не забывати, съпротивословиа удалятися, и ничтоже вменяти житиа сего честь же и славу, но вместо сих еже от Бога мъздовъзданиа ожидати, небесных вечных благъ наслажение. И прочее много наказавъ, рече: «Азъ, Богу зовущу мя, отхожду от васъ»[40]. Как странно: в такой ответственный момент преподобный Сергий ничего не сказал о том, сколько нужно ставить свечек, писать записочек и читать молитв! Видимо, не это является главным в духовной жизни и не эти действия делают нас православными. Преподобный призывает нас к совершенной перемене жизни, причем перемене прежде всего внутренней, духовной. «Съпротивословиа удалятися», иметь «чистоту душевну и телесну», пищу и питие «не мятежно», не любить «честь и славу» и «украшатися» смирением невообразимо труднее, чем бить поклоны, соблюдать постные дни, регулярно кушать просфорочки и мазаться освященным маслом, но без первого второе принесёт нам мало пользы, а вот навредить может. Вспомним хотя бы ветхозаветных фарисеев, которые всё соблюдали и через это мнили себя праведными, а Христа не узнали и распяли.
Итак, будем учиться подражать Святому не по букве, а по духу! Как это сделать? Ответ на самом деле прост. Прежде всего, необходимо не путать между собой цель и средства достижения этой цели. Некогда великий христианский подвижник преподобный Исаак Сирин сказал следующее: «Воздаяние же бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны»[41]. Значит, мы должны учиться у святого Сергия главному – его смирению. «Имеаше бо в себе кротость многу и велико истинное смирение, – читаем мы в житии, – о всем подражаа своего владыку Господа нашего Иисуса Христа…»[42]. Кроткое и смиренное устроение души позволяет человеку составить правильное представление о себе, осознать свою немощь без Бога и невозможность спасения своими силами. Всё это рождает деятельное противостояние своей поврежденной грехом природе, стремление поступать во всём по воле Божией, учит быть благодарным и милосердным, т.е. нелицемерно любить Бога и ближнего, вот чему мы можем и должны подражать. А строгие посты, послушание и непрестанная молитва, ветхие и многошвенные ризы, молчание, затвор и проч. – лишь средства достижения смирения, применение которых может варьироваться в зависимости от жизненных обстоятельств, физического и духовного состояния христианина. Спасительным может быть как уклонение от начальствования, так и начальствование со смирением и терпением, как бегство от мира, так и праведное жительство в миру, – всё зависит от воли Божией, нашего желания её узнать и поступить согласно с ней. Пути многоразличны, но цель одна – достижение того божественного состояния, к которому Сам Господь наш Иисус Христос призывает: «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Согласно житию, именно в смирении святой Сергий видит главное условие близости Божией, в нём полагает начало исполнения своих желаний. Вот как он ответил своему брату Стефану, когда последний укорил Преподобного за вопрос[43], имевший якобы очевидный для них обоих ответ: «Но смирениа ради въпрашах тя, и се Господь Бог не остави мене, и желание сердца моего дал ми, и хотениа моего не лишил мя»[44]. Почти все чудесные и знаменательные события в жизни преподобного Сергия Радонежского – лишь следствие такого душевного устроения, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).
Ну и напоследок хочется затронуть больную тему, связанную с нашими детьми. У всех у нас болит голова о том, как нам вырастить своих наследников заботливыми и внимательными к нам – своим родителям, все мы желаем, чтобы наши дети стали достойными гражданами и настоящими христианами. Что интересно, в Сергиевом житии и об этом написано. Для начала обратим внимание на следующую фразу: «Сьи преподобный отец наш Сергий родися от родителя доброродну и благоверну, от отца, нарицаемого Кирила, и от матерее именем Мариа, иже беста Божии угодницы, правдиви пред Богом и пред человекы и всяческими добродетелми исплънени же и украшении, яко же Бог любит. Не попустит бо Бог, иже таковому детищу въсиати хотящу, да родится от родителю неправедну»[45]. Вот ответ на большинство вопросов, связанных с нашими детками. Мы требуем от них святости, а сами порой и пальцем не пошевелим, чтобы приблизиться к ней. Откупаемся в храме свечками и записочками, а жизнь свою менять не пытаемся, да и не собираемся. Но Господь через Священное Писание конкретно по этому поводу обличает и предупреждает: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6). Так что от нас зависит, какое духовное наследство мы оставим своим детям.
Если же говорить о праведности родителей Преподобного, то следует отметить, что столь пропагандируемый ныне жизненный успех далеко не всегда сопровождал Кирилла и Марию. Богатый и знатный ростовский боярин «напослед на старость обнища и оскуде», причем не от лености и нерадения, а наоборот, из-за усердной службы: «частыми хоженми еже с князем в Орду, частыми ратми Татарскыми, еже на Русь, чястыми послы Татарскыми, чястыми данми и выходы еже въ Орду, частыми глады хлебными»[46]. Но это еще не всё: Кириллу «съ всем родом своим» пришлось на старости лет фактически всё бросить и бежать «от Ростова в Радонеж»[47]. Вот вам яркий пример того, что Божие благословение не зависит от счета в банке и не связано с содержимым кошелька. Тогда люди лучше нас понимали смысл поговорки: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся», а главным сокровищем для них был Источник всех благ – Бог. И деток своих словом и личным примером приучали искать «прежде царства Божия и правды Его», веря, что всё остальное «приложится» (Мф. 6, 33) по мере необходимости, по воле Божией.
Неплохо бы будущим мамам помнить о чуде, происшедшем в храме с Марией и младенцем, когда она носила его в утробе – младенец трижды возгласил во время богослужения. Вот вам прямое обличение абортов. Неплохо бы знать о воздержании матери Святого во время беременности и после родов. «…Вельми прилежаше паче всего посту и молитве, – сообщает автор жития, – яко и самое то зачатие и рожество полно бе поста и молитвы»[48]. Понятно, что современным женщинам сложно сейчас воздерживаться в пище во время беременности – и пища уже не та, да и мы уже не те… Но что мешает нам – и женам, и мужьям – соблюдать себя «от всякыя сквръны и от всякыя нечистоты»[49], которая как из трубы хлещет на нас из интернета и телевизора, книг и прочих печатных изданий? Настоящий христианин стремится воздерживаться не только от плохих поступков, но и от дурных мыслей и слов. Что нам мешает хотя бы пытаться поступать также? В конце концов, мы можем хотя бы просить у Бога и Его святых научить нас настоящему воздержанию, да и вообще всякому доброму делу, ведь именно так поступал преподобный Сергий Радонежский.
Алексей Владимирович Виноградов
Библиографический список:
1. Библия. Издание Московской Патриархии. – М., 1992. – 1372 с.
2. Гераклит Эфесский. / Афоризмы. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com/board/15-1-0-14 (дата обращения: 26.08.2014).
3. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. – М., издательство «Паломник», 2000. – 544 с.
4. Догматик 7 гласа. / Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/05/dogmatik-all.shtml (дата обращения: 26.08.2014).
5. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.7 – 105.
6. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. / Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013).
7. Житие Сергия Радонежского. Подготовка текста Д.М. Буланина, перевод М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, комментарии Д.М. Буланина. (О преставлении святого). / Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6: XIV – середина XV века. Электронная библиотека ИРЛИ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 (дата обращения: 09.09.2014).
8. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.Слово 34. О тех, которые живут в приближении к Богу и проводят дни свои в жизни ведения. / Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie=34 (дата обращения: 26.08.2014).
9. Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.319 – 336.
10. Сергий Радонежский, преп. Завещание. Цит. по: «Страннолюбия не оставляйте…» / Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stsl.ru/social-worship/strannopriimstvo/strannolyubiya-ne-ostavlyayte- (дата обращения: 04.09.2014).
11. Устав преподобного Венедикта. // Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.587 – 653.
[1] Гераклит Эфесский. / Афоризмы. Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://si-sv.com/board/15-1-0-14 (дата обращения: 26.08.2014).
[2] Колесов В.В. Сергий Радонежский: художественный образ и символ культуры. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.324.
[3] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.22.
[4] Там же. С.25.
[5] Там же. С.26.
[6] «Почувствовав враждебность дьявола, сохранил свое тело» [5, с.41].
[7] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41.
[8] Там же.
[9] Там же. С.29.
[10] Там же. С.29-30.
[11] Там же. С.30.
[12] Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. – М., издательство «Паломник», 2000. – С.358.
[13] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.
[14] «Препирание» [5, с.29].
[15] «Улыбнуться» [5, с.29].
[16] «Как бы печальному» [5, с.29].
[17] «Тяготам» [5, с.29].
[18] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.
[19] «…Так это было принято в ярославской губернии» [3, с.359].
[20] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.41.
[21] Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. / Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013).
[22] Там же.
[23] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.42.
[24] Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. / Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013).
[25] Там же.
[26] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.29.
[27] Там же.
[28] Устав преподобного Венедикта. // Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. – М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). – С.628.
[29] «Красочных» [5, с.57].
[30] «Шерсти» [5, с.57].
[31] «Щегольски» [5, с.57].
[32] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.57.
[33] Там же. С.59.
[34] «Сумасшедшего» [5, с.59].
[35] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.59.
[36] Там же.
[37] Там же. С.41.
[38] Догматик 7 гласа. / Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbyka.ru/dictionary/05/dogmatik-all.shtml (дата обращения: 26.08.2014).
[39] Сергий Радонежский, преп. Завещание. Цит. по: «Страннолюбия не оставляйте…» / Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stsl.ru/social-worship/strannopriimstvo/strannolyubiya-ne-ostavlyayte- (дата обращения: 04.09.2014).
[40] Житие Сергия Радонежского. Подготовка текста Д.М. Буланина, перевод М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина, комментарии Д.М. Буланина. (О преставлении святого). / Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ; Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. – СПб.: Наука, 1999. – Т. 6: XIV – середина XV века. Электронная библиотека ИРЛИ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4989 (дата обращения: 09.09.2014).
[41] Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.Слово 34. О тех, которые живут в приближении к Богу и проводят дни свои в жизни ведения. / Православная энциклопедия «Азбука Веры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie=34 (дата обращения: 26.08.2014).
[42] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.42.
[43] Варфоломей спрашивал брата о том, в честь какого праздника или святого освятить новопостроенную церковь [5, с.32].
[44] Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия. // Жизнь и житие Сергия Радонежского. – М.: Сов. Россия, 1991. – С.32.
[45] Там же. С.13.
[46] Там же. С.27.
[47] Там же. С.28.
[48] Там же. С.15.
[49] Там же.
Образование и Православие / Богослов.Ru |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 3 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 6631 |