|
||||||||||||||
«Каллиграфия — это лекарство и гимнастика для ума и души человека»В истории России белых пятен не мало. К счастью, исследователи не прекращают открывать нам неизвестные страницы. Или вернее сказать – забытые. Новосибирские энтузиасты этим летом запустили масштабный проект, благодаря которому нынешнее поколение открывает для себя рукописное искусство России. Мария Силантьева, куратор проекта «Художественное образование в Сибири. Кириллическая каллиграфия»: «Речь идет о традиционной каллиграфии, то есть о тех рукописных почерках, которыми писались книги в древней Руси, в том числе церковные книги. Название этих почерков – устав, полуустав, вязь». Говоря о каллиграфии, мы в первую очередь представляем себе мастеров Китая или Японии. И не подозревая о старых традициях русского письма. Татьяна Федяева, преподаватель каллиграфии: «К сожалению не каждый знает, что российская каллиграфия в средние века на 200 лет опережала европейскую. Что сейчас к нам приезжают японские и китайские каллиграфы в центр искусства каллиграфии в Санкт-Петербурге. И они прямо сворачивают голову, заглядывая, как наши каллиграфы держат кисточку. Потому что они профессионалы и мастера кисти и их интересуют все нюансы. И они с удовольствием садятся и пишут наши древнерусские тексты. И они говорят, что это то, чего им не хватает. Русская калиграфия очень высокий занимала рейтинг в Средние века. И сейчас, к сожалению, это забытое искусство. И мы пытаемся вернуть и показать красоту русского письма». Проект ориентирован на детей и молодежь. В первую очередь. Что не удивительно. Сегодня ручка, перо и чернильница воспринимаются современным поколением музейными экспонатами. Современные Татьяны уже не пишут свои признания – печатают. Татьяна Федяева, преподаватель каллиграфии: «Современные дети обделены этими знаниями. Не владеют пространством листа. И каллиграфия дает вот эти навыки. У них выравнивается почерк, хотя они занимаются с обычной кисточкой. У них укрепляется рука, у них развивается мелкая моторика, и это способствует развитию интеллекта человека. А дети это чувствуют. У них главное направление учится. B них благодаря каллиграфии появляется возможность постепенно шаг за шагом осваивать пространство лица и пространств мыслей. И у них появляется желание потом заниматься другими творческими направлениями». Этим летом энтузиасты начали свою работу с детьми начальных классов школ города. Знакомиться с курсом «Каллиграфия для начинающих» уже начали первоклассники лицея №22. Мария Силантьева, куратор проекта «Художественное образование в Сибири. Кириллическая каллиграфия»: «Безусловно, каллиграфию нужно развивать с младшего школьного возраста. Как это было и ранее в России. Чистописанием занимались с начала, с самых азов. Поэтому сегодня у нас ознакомительное занятие именно для первоклассников». Учителя признаются, требования к каллиграфии сегодня снижены до минимума. Ребенок пишет – уже хорошо. Татьяна Савченко, учитель начальных классов лицея №22 (Новосибирск): «Если раньше у нас выделялось достаточно времени на чистописание на уроках русского языка, то сейчас мы проводим только пятиминутные занятия. Естественно для формирования почерка ребенка этого недостаточно». Результат – нередко на бумаге учителя видят малоразборчивые слова с трудом собирающиеся в предложения. Маргарита Стрельцова, профессор Новосибирского государственного педагогического университета заслуженный работник культуры: «Я думаю, что устранение из обучения в начальной школы каллиграфии сильно подкосило красоту нашего письма. Практически об этом никто не думал. Очень утилитарно относятся к письму, не доставляя удовольствия ни себе, ни тем, кто будет читать это письмо. И поэтому мы смотрим черновики Пушкина – а там какие росчерки! Это же тоже каллиграфия». А между тем, уже на первых пробных уроках юные новосибирцы не скрывали эмоций. Маргарита Ивашнева, ученица лицея №22 (Новосибирск): «Мне тут все понравилось». Егор Голубятников, ученик лицея №22 (Новосибирск): «Первая работа для того чтобы понять. Чтобы учиться каллиграфии и подарок для мамы одновременно». Последние слова заслуживают отдельного внимания. Это настоящий рукописный подарок для мамы, который первоклассник сделал своей рукой. Чего же боле? Кстати, учителя подчеркивают, искусство каллиграфии развивает не только навыки красивого письма. Татьяна Савченко, учитель начальных классов лицея №22 (Новосибирск): «Дело в том что сейчас приходит очень много детей с различными неврологическими отклонениями. И для них, во-первых, на каллиграфии используются различные инструменты. Это и перо, и карандаш, и маркер. Для них вот это вот было бы очень важно. И для детей, у которых сформированы навыки, для них тоже очень важно, повторюсь – им нравится красиво писать. Им нравиться делать завитушки. Особенно в четвертом классе они стараются писать – увидят где-то какую-то завитушку и в каждой букве стараются ее подрисовывать. Хочется детям применить какое-то творчество и каллиграфия это дает». И вот это стремление к красоте необходимо поддерживать и развивать в ребенке, говорят специалисты. Маргарита Стрельцова, профессор Новосибирского государственного педагогического университета заслуженный работник культуры: «Ребенок ведь тянется к красоте. Не нужны канаты учительского такого усилия, чтобы притащить его к этой красоте. Сам учитель должен быть поклонником красоты, чувствовать эту красоту в мире. И если он это чувствует, то дети чувствуют в учителе это. И восприимут, воспримут, как бы сказали сейчас. Я не хочу сказать, что это будет стопроцентный успех, но если даже некоторые дети унаследуют вот это желание учителя приобщиться к красоте, я думаю, учитель выполнил свою миссию». Энтузиасты сегодня запустили еще один, и, наверное, не менее важный этап проекта – работу с детьми с ограниченными физическими возможностями. Ольга Вайцель, председатель районной организации Всероссийского общества инвалидов Советского района г. Новосибирска: «Соприкоснувшись, видишь, что это очень интересно. И не только интересно, но и полезно. Потому что заболевания бывают разные. В том числе и связанные с мелкой моторикой. И занятия эти, в которых есть кисть с пером, они настолько захватывают молодежь и подростков что они забывают, что у них есть нарушения. Глядя на их счастливые лица я вижу, что это идет на пользу. И психологически и в том числе на укрепление мелкой моторики». Вот такой совместный проект энтузиасты запустили вместе с педагогами новосибирской школы «Перспектива», специализирующимися на работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мария Силантьева, куратор проекта «Художественное образование в Сибири. Кириллическая каллиграфия»: «Мастер-класс был интересен тем, что каллиграфические упражнения были дополнены ботаническими рисунками. Назывался он «Каллиграфия и флора». Выполнялись каллиграфические и художественные задания в сопровождении классической музыки Петра Ильича Чайковского. И, безусловно, после занятия ощущалось воодушевление ребят. Они с большим интересом общались и прозвучавших композиций и получавшихся рисунков ландыша, которые они выполняли. И той надписи, которую им удалось составить. Так же нужно сказать, что в мастер-классе приняли педагоги и родители ребят. Прозвучали благодарные отзывы. И с целью создания объемного впечатления от знакомства с ботаническим рисунком и каллиграфией была проведена экскурсия в Центральный Сибирский ботанический сад с посещением сада непрерывного цветения, вальс цветов. Чтобы ребята в живую соприкоснулись с миром растений, с которым знакомились в художественном виде». После первых занятий специалисты готовы безоговорочно продолжить этот совместный проект. Ольга Вайцель, председатель районной организации Всероссийского общества инвалидов Советского района г. Новосибирска: «В дальнейшем, я думаю, мы будем сотрудничать с центром, который подал такую интересную идею, необычную, нестандартную. А это тоже как элемент психологического воздействия. Потому что родственники, которые приходили с подростками, наблюдали. Вы знаете, у них в глазах была даже гордость за тот результат, который у них получался в конце занятий». Этап третий проекта «Кириллическая каллиграфия» продолжился в стенах Новосибирского педагогического университета. Мария Силантьева, куратор проекта «Художественное образование в Сибири. Кириллическая каллиграфия»: «Мероприятие прошло с большим откликом в студенческой аудитории. Участвовали также и преподаватели. Студенты высказывались, что узнали много нового об истории создания русской письменности, о шрифтах традиционных. И были заинтересованы в продолжении обучения, в освоении искусства каллиграфии». Кстати, по словам педагогов, наибольший интерес проявили к программе юноши. Это тоже характерно для искусства каллиграфии, которое ранее считалось и являлось мужским занятием и делом. Мария Силантьева, куратор проекта «Художественное образование в Сибири. Кириллическая каллиграфия»: «Важно сказать, что в проекте принимают участие каллиграфы города Новосибирска. И привлечены специалисты, работающие в других городах. Наиболее известные имена Павлова Геннадия Васильевича, это художник каллиграф, орнаменталист. И Петра Петровича Чобитько, организатора авторской школы в Санкт-Петербурге». Сохранить культурно-историческое наследие русской цивилизации, а каллиграфия ее неотъемлемая часть – необходимо, говорят ученые и педагоги. Маргарита Стрельцова, профессор Новосибирского государственного педагогического университета заслуженный работник культуры: «Я думаю, что русская письменность, кириллица, которая знает в отличие от многих народов имя своего создателя, святого Кирилла, и имя распространителя, его брата, святого Мефодия. Просто память должна сохраниться не только в лозунгах, не только в шествиях, не только в каких-то праздниках государственных. Она должна сохраниться в сердце человека. И вот учитель призван, богословие учителя, я бы так сказала, он призван передать свою веру, культуру, нашу историю, в том числе и преподавая в начальной школе азы. Ведь как говориться – «аз да буки, а потом науки». Для реализации своего проекта новосибирские энтузиасты получили грант на конкурсе «Православная инициатива». Главная цель – возрождение искусства кириллической каллиграфии – искусства незаслуженно забытого.
Олег Гладков
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
Всего голосов: 5 | |||||||||||||
Версия для печати | Просмотров: 3962 |